Письмо Федеральной службы судебных приставов от 9 февраля 2011 г. N 12/01-2713-ТИ "О практике взаимодействия территориальных органов ФССП России и ФМС России в 2010 году"

Письмо Федеральной службы судебных приставов от 9 февраля 2011 г. N 12/01-2713-ТИ
"О практике взаимодействия территориальных органов ФССП России и ФМС России в 2010 году"


Федеральной службой судебных приставов по итогам работы за 2010 г. проведен анализ практики исполнения территориальными органами ФССП России постановлений территориальных органов ФМС России о взыскании административных штрафов в сфере миграции.

Установлено, что на исполнении в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России в 2010 г. находилось 379 тыс. постановлений о взыскании административных штрафов, вынесенных территориальными органами ФМС России, что на 23,8% больше, чем в 2009 г. (289 тыс.).

Наибольшее количество исполнительных производств данной категории возбуждено в управлениях ФССП России по Московской (30 423), Свердловской (23 538), Кемеровской (22 154) областям, по Москве (14 353), Самарской (11 699) области, Красноярскому (11 391) и Краснодарскому (10 860) краям.

Всего окончено и прекращено в 2010 г. 218,4 тыс. исполнительных производств данной категории, из них фактическим исполнением - 117,6 тыс., т.е. 54% от общего количества оконченных и прекращенных исполнительных производств данной категории, в связи с невозможностью взыскания - 42,6 тыс. (19,5%).

В целом по Российской Федерации интенсивность окончания исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений о взыскании административных штрафов, вынесенных территориальными органами ФМС России в 2010 г., составила 81,8% от общего количества поступивших на исполнение исполнительных документов.

В ряде территориальных органов ФССП России наблюдается высокая интенсивность окончания исполнительных производств, например в управлениях ФССП России по Республике Северная Осетия - Алания (339,5%), по Магаданской (216,7%), Воронежской (155,8%) областям, по Республике Саха (Якутия) (153,7%), Новгородской (141%), Свердловской (129,4%) областям.

Вместе с тем необходимо отметить территориальные органы ФССП России с наименьшей интенсивностью окончания, например: управления ФССП России по Санкт-Петербургу (53,3%), по Республике Татарстан (52,5%), по Брянской области (51,1%), по Московской области (39,1%), по Москве (32,1%).

По состоянию на 01.01.2011 в целом по Российской Федерации остаток исполнительных производств о взыскании административных штрафов в сфере миграции составил 161,8 тыс., т.е. 42,6% от общего количества исполнительных производств данной категории, находившихся на исполнении в отчетном периоде.

Высокий процент остатка исполнительных производств указанной категории отмечен в управлениях ФССП России по Брянской области (69%), по Москве (67,4%), по Ленинградской области (66,2%), по Республике Мордовия (65,7%), по Московской области (63,4%), по Республике Татарстан (62,2%) и по Новгородской области (60,7%).

В ряде территориальных органов ФССП России при высоком проценте остатка исполнительных производств указанной категории эффективность фактического исполнения требований исполнительных документов ниже среднероссийского показателя (54%) и составляет в УФССП России по Москве 31,4%, в управлениях ФССП России по Новгородской и Московской областям - 45,5% и 46,9% соответственно, по Республике Татарстан - 51,3%.

В целом по Российской Федерации в 2010 г. отношение количества оконченных фактическим исполнением производств о взыскании штрафов в сфере миграции к общему количеству оконченных и прекращенных исполнительных производств данной категории составляет 53,8%, что значительно ниже, чем аналогичный показатель по всем категориям исполнительных производств (73,8%).

По результатам проведенных территориальными органами ФССП России и ФМС России сверок в 2010 г. в целом по Российской Федерации отмечается незначительное расхождение как по количеству направленных и поступивших на принудительное исполнение исполнительных документов данной категории, так и по количеству оконченных исполнительных производств.

При этом количество направленных территориальными органами ФМС России постановлений (301 842) данной категории больше количества поступивших (299 203) на принудительное исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП России на 2639 постановлений, а общее количество оконченных исполнительных производств по данным территориальных органов ФССП России больше, чем по данным территориальных органов ФМС России, на 2253 исполнительных производства.

Наиболее существенные расхождения по количеству направленных органами ФМС России на принудительное исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях и количеству поступивших в структурные подразделения территориальных органов ФССП России постановлений территориальных органов ФМС России данной категории выявлены в управлениях ФССП России по Московской области (1098 постановлений), по Алтайскому (277 постановлений) и Приморскому (262 постановления) краям, Нижегородской области (243 постановления).

Следует отметить, что в отдельных территориальных органах ФССП России количество поступивших на принудительное исполнение в структурные подразделения постановлений о взыскании административных штрафов в сфере миграции больше количества постановлений данной категории, направленных территориальным органом ФМС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (управления ФССП России по Республике Северная Осетия - Алания - на 27 постановлений, по Краснодарскому краю - 16, по Ямало-Ненецкому автономному Округу - 5, по Удмуртской Республике - 2).

По вопросу о применении территориальными органами ФССП России полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, установлено следующее.

Выявленная в ходе анализа работы по исполнению постановлений об административных правонарушениях, вынесенных территориальными органами ФМС России, тенденция к снижению количества исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, свидетельствует о недостаточном взаимодействии территориальных органов ФССП России с территориальными органами ФМС России, в том числе в части решения вопросов надлежащего применения органами ФМС России положений ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Несмотря на положения соглашения ФССП России и ФМС России от 04.03.2010 N 12/01-2/КР-1/4-3155, в большинстве территориальных органов ФМС России количество протоколов, составленных в порядке ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, продолжает оставаться незначительным.

По данным территориальных органов ФССП России, всего по Российской Федерации территориальными органами ФМС России составлено 17 949 протоколов, что составляет 6% от общего количества постановлений органов ФМС России о взыскании штрафов в сфере миграции, поступивших на принудительное исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП России в 2010 г.

Недостаточное применение территориальными органами ФМС России ст. 20.25 КоАП РФ отмечено в управлениях ФССП России по Владимирской области (37 протоколов, при этом количество постановлений о взыскании административных штрафов составляет 3783), Самарской области (49 протоколов и 9556 постановлений), Свердловской области (178 протоколов и 12 573 постановления), Республике Карелия (5 протоколов и 1898 постановлений), Еврейской автономной области (4 протокола и 259 постановлений), по Москве (97 протоколов и 21 412 постановлений).

В ряде территориальных органов ФМС России в 2010 г. отсутствовала практика применения положений ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (управления ФМС России по Республике Ингушетия, по Карачаево-Черкесской Республике и по Чеченской Республике). Вместе с тем на принудительное исполнение в структурные подразделения УФССП России по Республике Ингушетия поступило 121 постановление данной категории, по Карачаево-Черкесской Республике - 62 постановления, по Чеченской Республике - 132 постановления.

С положительной стороны можно отметить взаимодействие управлений ФССП России и ФМС России по Республике Калмыкия, по Кабардино-Балкарской Республике.

В рамках информационного взаимодействия управлениями ФССП России по Республике Калмыкия и по Кабардино-Балкарской Республике организован обмен информацией с территориальными органами ФМС России о лицах, в отношении которых вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, осуществляется направление информации, необходимой органам ФМС России для осуществления государственных услуг в сфере миграции, а также запросов судебных приставов-исполнителей о наличии у этих лиц загранпаспортов.

В УФССП России по Республике Калмыкия создана совместная рабочая группа, в состав которой включены специалисты ОФМС России по Республике Калмыкия, занимающиеся непосредственно предоставлением информации о должниках, находящихся в розыске, и о наличии у должников заграничных паспортов.

УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике совместно с УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике в средствах массовой информации регулярно освещаются совместные мероприятия двух ведомств, разъясняются последствия неисполнения постановлений об административных правонарушениях.

В результате принимаемых мер указанными территориальными органами ФССП России достигнуты следующие показатели.

В УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике фактическим исполнением окончено 703 исполнительных производства о взыскании административных штрафов в сфере миграции (т.е. 86% от общего количества оконченных и прекращенных исполнительных производств данной категории), в УФССП России по Республике Калмыкия - 36 (90%).

Кроме того, процент составленных указанными территориальными органами ФМС России протоколов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ выше, чем в других территориальных органах ФМС России (в УФМС России по Республике Калмыкия составлено 25 протоколов, т.е. 65,8% от общего количества постановлений данной категории, поступивших на принудительное исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП России в отчетном периоде, в УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике - 233, т.е. 20%).

Расхождения в актах сверки количества направленных территориальными органами ФМС России на принудительное исполнение и количества поступивших в структурные подразделения указанных территориальных органов ФССП России постановлений о взыскании административных штрафов в сфере миграции отсутствуют.

В целях повышения эффективности принудительного исполнения постановлений о взыскании административных штрафов в сфере миграции руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо разработать комплекс мер, направленных на повышение фактического исполнения постановлений о взыскании административных штрафов в сфере миграции, в том числе касающихся повышения эффективности взаимодействия с территориальными органами ФМС России по вопросу применения положений ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Руководителям управлений ФССП России по Республике Татарстан, Новгородской, Московской областям и по Москве в срок не позднее 25.02.2011 представить информацию о причинах низкой эффективности фактического исполнения требований исполнительных документов и высокого процента остатка исполнительных документов о, взыскании административных штрафов в сфере миграции в Управление организации исполнительного производства по адресу электронной почты: svb@fssprus.ru, с обязательным подтверждением по тел.: (495) 620 64 29 (ответственное лицо - Боровков С.В.)


И.о. директора Федеральной
службы судебных приставов -
главного судебного пристава
Российской Федерации

Т.П. Игнатьева



Приведены результаты анализа практики исполнения территориальными органами ФССП России постановлений территориальных органов ФМС России о взыскании административных штрафов в сфере миграции за 2010 г.

Руководителям территориальных органов ФССП России поручено разработать комплекс мер по повышению фактического исполнения указанных постановлений (включая увеличение эффективности взаимодействия с территориальными органами ФМС России).


Письмо Федеральной службы судебных приставов от 9 февраля 2011 г. N 12/01-2713-ТИ "О практике взаимодействия территориальных органов ФССП России и ФМС России в 2010 году"


Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2011 г., N 4


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.