Федеральной службой судебных приставов уделяется большое внимание вопросам приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (далее - приостановление деятельности).
Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности производится в порядке, определенном ст. 32.12 КоАП РФ и ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), согласно которым судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника, а также применяет другие меры по административному приостановлению деятельности должника.
При этом судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Результаты исполнения требований судебных актов о приостановлении деятельности должников по итогам работы за 2010 год
Согласно данным ведомственной статистической отчетности ФССП России (раздел 4 формы N 1-1) в 2010 г. на исполнении в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России находилось на исполнении около 43,9 тыс. исполнительных производств о приостановлении деятельности должников, из них более 39,2 тыс. окончены и прекращены (89,4% от общего количества находившихся на исполнении, в 2009 г. - более 28,2 тыс. из 34 тыс.), в том числе свыше 36,1 тыс. исполнительных производств окончено фактическим исполнением (92,1% от общего количества оконченных и прекращенных, в 2009 г. - около 26,4 тыс.).
Вместе с тем в ходе обобщения представленных территориальными органами ФССП России статистических сведений по данным исполнительным производствам с разбивкой по органам, составившим соответствующие протоколы, и искам о приостановлении деятельности, поданным в суды прокурорами (на запрос N 12/01-30138-ТИ от 30.12.2010), выявлено, что некоторыми территориальными органами ФССП России в отчеты по форме N 1-1 не включены сведения о приостановлении деятельности предпринимателей без образования юридического лица. Согласно представленным по данным фактам пояснениям, в программном комплексе "Судебный пристав" неправильно классифицируются такие исполнительные производства. Таким образом, алгоритм формирования статистической отчетности программного комплекса не учитывает положения методических рекомендаций ФССП России по заполнению формы N 1-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России".
В результате представленные в Управление организации исполнительного производства статистические сведения по рассматриваемой категории исполнительных производств незначительно отличаются от данных ведомственной статистической отчетности ФССП России по форме N 1-1 (по общему количеству).
Общее количество исполнительных производств о приостановлении деятельности увеличилось в 2010 г. на 28,8% (в 2009 г. находилось на исполнении свыше 34 тыс.).
В числе возбужденных исполнительных производств:
около 28 тыс. - по постановлениям судов, принятым на основании протоколов должностных лиц государственного пожарного надзора МЧС России (63% от общего количества исполнительных документов о приостановлении деятельности, в 2009 году - более 22,5 тыс.);
около 2,9 тыс. - по судебным актам (постановлениям и исполнительным листам), принятым по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях и по искам прокуроров в защиту интересов неопределенного круга лиц (6,6%, в 2009 г. - около 2,9 тыс.);
около 8,4 тыс. - по постановлениям судов, принятым на основании протоколов об административном правонарушении органов ФМС России (18,8%, в 2009 г. - более 4,5 тыс.);
около 3,2 тыс. - по постановлениям судов, принятым на основании протоколов об административном правонарушении органов Роспотребнадзора (7,2%, в 2009 г. - более 2,9 тыс.);
около 0,8 тыс. - по постановлениям судов, принятым на основании протоколов об административном правонарушении органов Ростехнадзора (1,8%, в 2009 г. - более 0,5 тыс.).
Количество находившихся на исполнении постановлений судов, принятых на основании протоколов иных уполномоченных органов (ФНС России, Роструд, Росстройнадзор и т.д.), менее значительно.
Таким образом, в 2010 г. сохранилась тенденция увеличения количества исполнительных производств о приостановлении деятельности. Наиболее значительно возросло количество исполнительных производств данной категории, возбужденных на основании постановлений судов, принятых по протоколам об административных правонарушениях органов ФМС России, - на 86%.
Постановления, вынесенные судами на основании протоколов, составленных должностными лицами государственного пожарного надзора МЧС России (далее - ГПН МЧС России), по-прежнему составляют наибольшую часть среди исполнительных документов об административном приостановлении деятельности должников. Их количество увеличилось в 2010 г. на 24% (в 2009 г. количество исполнительных документов данной категории по сравнению с 2008 г. возросло на 57%).
При этом более 1,5 тыс. постановлений этой категории (по протоколам ГПН МЧС России) поступили на принудительное исполнение по истечении месяца со дня их принятия (5,6% от общего количества находившихся на исполнении, в 2009 г. - 827 постановлений).
Всего в 2010 г. окончено и прекращено свыше 25 тыс. исполнительных производств о приостановлении деятельности, инициированным ГПН МЧС России (89% от их общего количества, в 2009 г. - 18,5 тыс.). Из них фактическим исполнением окончено около 23,5 тыс. (93%, в 2009 г. - около 17,5 тыс.).
Исполнительные производства о приостановлении деятельности зданий, помещений, в которых постоянно проживают граждане (жилые дома, общежития, интернаты и т.д.), составили в 2010 г. 0,7 тыс. (1,6% от общего количества исполнительных производств данной категории). Из них окончено и прекращено около 0,6 тыс. (84,2%), в том числе 88% окончено фактическим исполнением.
В 2010 году на исполнении находилось около 5,5 тыс. исполнительных производств о приостановлении деятельности объектов, занимаемых учреждениями образования (12% от общего количества исполнительных производств данной категории). Из них около 5 тыс. окончено и прекращено (92%), в том числе окончено фактическим исполнением 97%.
В 2010 году более 2,2 тыс. должников приняли меры по устранению нарушений, послуживших основанием для назначения данного вида административного наказания, в том числе по обеспечению пожарной безопасности - более 1,5 тыс. (5,5% от общего количества оконченных и прекращенных исполнительных производств, в 2009 г. - около 1,1 тыс.).
При осуществлении контроля за приостановленными объектами судебными приставами-исполнителями выявлено 376 фактов нарушения должниками запрета на осуществление деятельности (повреждение пломб и печатей, фактическое возобновление должником деятельности) до окончания установленного судом срока административного приостановления, в большей части - по пожароопасным объектам - 262 факта (в 2009 г. - 151 факт).
По указанным фактам, а также по иным фактам неисполнения должниками требований о приостановлении деятельности и законных требований судебного пристава-исполнителя в 2010 г. судебными приставами-исполнителями возбуждено 527 дел об административных правонарушениях, в том числе по ст. 17.14 КоАП РФ - 258, по ст. 17.15 КоАП РФ - 252, по ст. 19.4 КоАП РФ - 16 и по ст. 17.8 КоАП РФ - 1 (в 2009 г. - всего 244 дела), в том числе при приостановлении пожароопасных объектов - 305 дел.
Например, в Республике Марий Эл к административной ответственности привлечена директор ООО "Сернурские бани" Мурзина В.В., в отношении которой судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст. 17.8 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава) составлен протокол об административном правонарушении. Решением суда на указанное должностное лицо наложен штраф в размере 2000 руб.
Следует отметить, что в 2009 г. не было случаев привлечения к ответственности при приостановлении деятельности по данной статье КоАП РФ.
В отношении 44 лиц приняты меры по привлечению к уголовной ответственности (в 2009 г. - 7 материалов), в основном при осуществлении контроля за приостановлением деятельности пожароопасных объектов. Из них в 34 случаях при исполнении постановлений о приостановлении деятельности, инициированных ГПН МЧС России, в 8 случаях - инициированных органами прокуратуры и в 2 случаях - инициированных органами Росприроднадзора.
УФССП России по Астраханской области сообщает, что по восьми исполнительным производствам об административном приостановлении деятельности были направлены рапорты об обнаружении признаков преступления, однако в возбуждении уголовных дел было отказано в связи с отсутствием состава преступления.
В Республике Марий Эл в ходе приостановления деятельности склада магазина ООО "Ингуз-Нур" на 90 суток в отношении директора складского помещения Поликарповой Е.В. возбуждены два уголовных дела по ст. 315 УК РФ, которые в последующем объединены в одно. Указанное дело направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка N 5 г. Йошкар-Олы, по которому было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием Поликарповой Е.В.
Таким образом, применение мер по привлечению представителей должников к уголовной ответственности послужило стимулом, побуждающим к исполнению требований о приостановлении деятельности.
Согласно представленным статистическим данным, в УФССП России по Ленинградской области имел место один случай привлечения виновных лиц к уголовной ответственности при приостановлении деятельности пожароопасного объекта, в УФССП России по Ростовской области - два случая (ГПН МЧС России, Росприроднадзор). Однако в сопроводительных письмах к представленным данным информация о наличии таких фактов не приводится
В рамках 8,8 тыс. исполнительных производств судебными приставами-исполнителями обеспечивался доступ лиц на приостановленные объекты для устранения выявленных уполномоченными органами нарушений, в том числе выявленных ГПН МЧС России - по 6,9 тыс. исполнительных производств.
Судами рассмотрено 125 заявлений (жалоб) на действия судебных приставов-исполнителей при исполнении требований о приостановлении деятельности, в том числе 53 - на постановления судебных приставов-исполнителей о наложении административного штрафа и 35 - на постановления о взыскании исполнительского сбора, из них 61 признана обоснованной (в 2009 г. - 55 жалоб, 52 признаны обоснованными), в том числе 30 жалоб по наложению штрафа и 25 жалоб по взысканию исполнительского сбора.
Внесено 17 представлений прокуроров о нарушениях судебными приставами-исполнителями законодательства Российской Федерации при исполнении постановлений данной категории (в 2009 г. - 8 представлений) руководителям территориальных органов ФССП России по Воронежской, Рязанской, Саратовской, Курганской, Томской, Сахалинской и Пензенской областям, Санкт-Петербургу, республикам Саха (Якутия) и Чувашской, Краснодарскому и Красноярскому краям.
По результатам их рассмотрения приняты меры по устранению этих нарушений, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Например, в УФССП России по Пензенской области по результатам рассмотрения представления судебный пристав-исполнитель был привлечен к дисциплинарной ответственности - объявлено замечание.
В УФССП России по Чувашской Республике в результате проведенной по представлению прокурора проверки к начальнику отдела - старшему судебному приставу применено ограничение поощрения за результаты служебной деятельности. Привлечение судебного пристава-исполнителя к дисциплинарной ответственности не представилось возможным ввиду расторжения служебного контракта. Кроме того, с целью недопущения впредь обозначенных нарушений представление прокурора с участием представителя прокуратуры рассмотрено на оперативном совещании работников структурного подразделения. Также начальнику отдела указано на необходимость учебно-методических занятий с сотрудниками возглавляемого отдела по вопросам применения норм Закона.
В 2010 году в 79 территориальных органах ФССП России оформлено 21 798 заявок на обеспечение судебными приставами по ОУПДС исполнительных действий по данной категории исполнительных производств, из них обеспечено в полном объеме 21 792 заявки. При этом пять заявок не исполнены в связи с переводом исполнительных производств в остатке на 2011 год, одна - в связи с возвращением исполнительного документа по требованию суда.
Не оформлялись в 2010 г. заявки на обеспечение судебными приставами по ОУПДС исполнительных действий при приостановлении деятельности должников в управлениях ФССП России по Камчатскому краю, Чукотскому и Ямало-Ненецкому автономным округам и по Республике Адыгея.
Порядок исполнения заявок соответствовал требованиям п. 6 Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденной приказом Минюста России от 03.08.1999 N 226.
В ходе проведения с участием судебных приставов по ОУПДС исполнительных действий по приостановлению деятельности должников правонарушения не допускались, физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие не применялись.
Участие судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий явилось сдерживающим фактором для лиц, намеревавшихся воспрепятствовать исполнению, и в целом активно способствовало успешному окончанию фактическим исполнением исполнительных производств о приостановлении деятельности.
О практике работы территориальных органов ФССП России по организации доступа на объекты, деятельность которых приостановлена
Согласно информации территориальных органов ФССП России, в некоторых случаях обязанности по устранению допущенных нарушений требований пожарной безопасности возлагались на должника судом при назначении наказания в виде административного приостановления деятельности.
Например, в Таттинском районном отделе судебных приставов УФССП России по Республике Саха (Якутия) находился на исполнении исполнительный документ от 15.03.2010 о приостановлении деятельности спортивного зала МУ "Культурно-досуговый и спортивный комплекс МО" на 30 суток. При этом судом на директора должника-организации возложена обязанность "в кратчайшие сроки устранить допущенные нарушения противопожарной безопасности, указанные инспектором пожарного надзора".
В управлениях ФССП России по Республике Северная Осетия - Алания и по Карачаево-Черкесской Республике ряд постановлений судов об административном приостановлении деятельности, поступивших на исполнение, также содержал требования об организации допуска на объект для устранения нарушений. В этом случае допуск должника на объект для устранения нарушений осуществляется без составления судебными приставами-исполнителями процессуальных документов.
УФССП России по Республике Саха (Якутия) сообщает, что судом в постановлении о назначении данного административного наказания указываются конкретные меры, которые необходимо совершить судебному приставу-исполнителю для его исполнения, например опечатать только центральную входную дверь, опломбировать источник электропитания, запретить прием детей или посетителей и т.д. При этом доступ должника и третьих лиц на объект, в том числе и для устранения нарушений, судом не ограничивается.
В случаях, если вопросы доступа должника, представителей должника либо иных лиц на приостановленный объект для устранения нарушений, явившихся основанием для судебного решения об административном приостановлении деятельности (далее - доступ для устранения нарушений), не решены судом при назначении данного административного наказания, основанием для принятия такого решения служит заявление (ходатайство) должника.
При этом правоприменительная практика обеспечения доступа для устранения нарушений идет по пути предъявления такого заявления как судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится данное исполнительное производство, так и в суды для принятия судебного акта, устанавливающего порядок доступа на приостановленный объект (определение суда о разъяснении судебного акта).
В территориальных органах ФССП России, действующих на территории Центрального и Сибирского федеральных округов, сложилась практика, когда судебный пристав-исполнитель либо должник обращаются в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа в части обеспечения доступа в опечатанное помещение для производства работ по устранению недостатков.
В большинстве территориальных органов ФССП России в Северо-Кавказском, Дальневосточном, Приволжском, Южном и Северо-Западном федеральных округах сложилась практика организации доступа для устранения нарушений на основании обращения должников с заявлением (ходатайством) к судебному приставу-исполнителю.
К заявлению прилагаются копии приказов о назначении работников, осуществляющих устранение нарушений на приостановленном объекте, договоров подряда, графики проведения работ и т.д.
По информации территориальных органов ФССП России, в которых получила распространение такая практика, действия судебных приставов-исполнителей по организации доступа для устранения нарушений за девять месяцев 2010 г. не обжаловались, акты прокурорского реагирования не поступали.
В управлениях ФССП России по Кировской и Нижегородской областям практикуется привлечение должностных лиц государственного пожарного надзора для рассмотрения заявлений должников об обеспечении доступа для устранения нарушений на пожароопасных объектах.
УФССП России по Краснодарскому краю по вопросу обеспечения доступа для устранения нарушений высказывает мнение о том, что судебный пристав-исполнитель не вправе разрешить доступ на объект, деятельность которого приостановлена, поскольку Законом такое право судебному приставу-исполнителю не предоставлено. Порядок действий судебных приставов-исполнителей УФССП России по Краснодарскому краю основывается на судебном акте. В случае обращения должников с заявлением о предоставлении доступа на приостановленные объекты для устранения нарушений, послуживших основанием для административного приостановления деятельности объектов, судебным приставом-исполнителем должнику дается разъяснение о необходимости разрешения данного вопроса в судебном порядке. О фактах обжалования действий судебных приставов-исполнителей не сообщается.
Вместе с тем Закон не содержит и запрета на разрешение судебным приставом-исполнителем вопроса доступа должника на приостановленный объект для производства работ по устранению выявленных уполномоченным органом нарушений. Также не содержит соответствующего запрета и КоАП РФ. Полномочия суда по решению данного вопроса также законодательно не определены.
Поскольку основной целью административного наказания в виде административного приостановления деятельности является побуждение должников устранить допущенные ими нарушения, а также в целях приведения практики исполнения к единообразию положение о порядке доступа лиц на приостановленный объект для устранения нарушений целесообразно законодательно закрепить в ст. 109 Закона и 32.12 КоАП РФ.
В целях скорейшего устранения выявленных нарушений и выбора целесообразного способа обеспечения доступа на приостановленный объект, а также порядка осуществления доступа решение может приниматься судебным приставом-исполнителем.
Существует два способа обеспечения доступа для устранения нарушений:
в отсутствие судебного пристава-исполнителя - если в помещениях имеется запасной или иной технологический вход, на устранение нарушений требуется значительное время, порядок доступа для устранения нарушений указан судом в постановлении о назначении административного наказания;
в присутствии судебного пристава-исполнителя - как правило, если в помещениях имеется единственный вход, процесс устранения нарушений не носит длительный характер либо по иным причинам.
Обеспечивая доступ для устранения нарушений, судебные приставы-исполнители продолжают осуществлять контроль соблюдения должником требований о приостановлении деятельности, а также проводят периодические проверки хода выполнения работ. К участию в указанных исполнительных действиях привлекаются судебные приставы по ОУПДС, должностные лица контрольно-надзорных органов, составившие протоколы об административных правонарушениях. При этом судебными приставами-исполнителями составляются акты о вскрытии помещения, его повторном опломбировании либо о производстве и окончании работ.
В УФССП России по Ханты-Мансийскому АО - Югре, учитывая географические особенности данного субъекта Российской Федерации, практикуется взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел (участковые уполномоченные), которые осуществляют контроль доступа на приостановленный объект для устранения выявленных нарушений, а также соблюдения должниками требований о приостановлении деятельности, сохранности наложенных пломб и печатей.
О наличии фактов нарушения должниками установленных запретов на осуществление основной деятельности при обеспечении доступа на приостановленный объект для устранения допущенных нарушений территориальными органами ФССП России не сообщается.
Исполнительные действия по обеспечению доступа для устранения нарушений судебными приставами-исполнителями осуществляются следующим образом.
При наличии нескольких входов - опечатываются центральные входы, запасные (пожарные) входы не опечатываются и используются для допуска лиц, устраняющих нарушения. Как уже отмечено, судебные приставы осуществляют контроль ведения работ и исполнения назначенного наказания.
На объекте, имеющем единственный вход, указанный вход опечатывается, а доступ в помещение для устранения нарушений осуществляется в присутствии судебного пристава-исполнителя.
Например, в отделе судебных приставов по г. Чайковскому УФССП России по Пермскому краю на исполнении находилось исполнительное производство об административном приостановлении деятельности отдельных помещений МУ "Дворец молодежи", а именно: помещения концертного зала, подвала, ТЮЗа, помещения рок-клуба и кабинета N 136 (столярной мастерской) на срок 60 суток. В связи с тем, что доступ в данные помещения возможен только через один общий вход, судебным приставом-исполнителем по заявлению должника неоднократно предоставлялся доступ на данные объекты для устранения нарушений с последующим повторным опечатыванием.
В случае устранения выявленных нарушений до срока окончания приостановления деятельности должники обращаются в суд с заявлением о досрочном прекращении административного наказания.
Взаимодействие с МЧС России и организационные мероприятия по обеспечению исполнения наказаний в виде административного приостановления деятельности
ФССП России заключено дополнительное соглашение с МЧС России от 24.12.2010 N 2-4-38-22/12/01-29497-АП о проведении ежеквартальных сверок данных по принудительному исполнению постановлений надзорных органов МЧС России, а также формы актов сверок данных по принудительному исполнению постановлений надзорных органов МЧС России.
В июне 2010 г. в Иркутске проведено совместное совещание с представителями МЧС России. В рамках реализации протокольных решений указанного совещания в территориальные органы ФССП России и МЧС России направлено совместное письмо двух ведомств об организации взаимодействия по исполнению административных наказаний в виде приостановления деятельности (от 15.12.2010 N 43-5108-19/12/01-28523-АП); МЧС России подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по вопросу проведения совместных занятий, проанализирована информация территориальных органов ФССП России об организации доступа лиц на приостановленные объекты для устранения нарушений.
Кроме того, проработаны вопросы по внесению изменений в КоАП РФ в части, касающейся обязательного участия должностных лиц органов государственного надзора, направивших в суд материалы для принятия решения об административном приостановлении деятельности, в качестве стороны по делу, специалиста, а также в части судебного порядка определения мер и мероприятий, направленных на реализацию судебного акта об административном приостановлении деятельности и обязательного приостановления конкретного здания (сооружения, помещения) или агрегата (установки).
Согласован график проведения совместных проверок организации взаимодействия судебных приставов-исполнителей и должностных лиц МЧС России при принудительном исполнении исполнительных документов об административном приостановлении деятельности на 2011 г.
Вопросы административного приостановления деятельности и порядок взаимодействия при исполнении требований исполнительных документов данной категории также прорабатываются и учитываются при заключении соглашений с другими государственными органами (ФМС России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и др.).
В целях определения порядка применения отдельных положений законодательства ФССП России подготовлены и направлены разъяснения от 26.05.2010 N 12/01-10871-ТИ "О сроках административного приостановления деятельности должников" с учетом опыта УФССП России по Ленинградской области по исполнению судебных решений об административном приостановлении деятельности должников.
В декабре 2010 г. в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России проведено селекторное совещание с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России и ФССП России по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов, задействованных в проведении новогодних мероприятий, и в местах массового пребывания людей.
Принимая во внимание активизацию в последние годы проверочных мероприятий, ФССП России во взаимодействии с Департаментом надзорной деятельности МЧС России принят ряд организационных мер, направленных на немедленное возбуждение исполнительных производств о приостановлении деятельности и соблюдение должниками - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных запретов в период новогодних праздников.
В новогодние праздничные дни с 31.12.2010 по 10.01.2011, как и в аналогичный период прошлого года, работа должностных лиц ФССП России по приостановлению деятельности различных категорий должников осуществлялась в оперативном режиме.
В частности, в территориальных органах ФССП России в период новогодних праздников было организовано дежурство должностных лиц, осуществлялось возбуждение судебными приставами-исполнителями исполнительных производств, фактическое приостановление деятельности должников, ежесуточный (включая ночное и вечернее время) контроль фактического исполнения требований о приостановлении деятельности, в том числе путем проведения рейдов судебных приставов-исполнителей.
Отмечено снижение количества исполнительных документов об административном наказании в виде приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на пожароопасных объектах в период новогодних праздничных дней с 31.12.2010 по 10.01.2011 в сравнении с аналогичными периодами предыдущих лет.
Всего в прошедшие праздничные и выходные дни на контроле находилось исполнение требований о приостановлении деятельности 2819 тыс. должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в аналогичный период 2009-2010 гг. контроль осуществлялся в отношении 4136 должников). В период с 31.12.2010 по 10.01.2011 возбуждено 44 исполнительных производства (в аналогичный период 2009-2010 гг. - 235), по которым деятельность должников приостановлена. В отношении большинства должников проверки проводились неоднократно.
В ходе проведенных рейдов выявлены отдельные факты несанкционированного возобновления должниками деятельности до окончания срока, определенного судом. Так, в указанный период имели место 11 подобных случаев, тогда как в период с 31.12.2009 по 10.01.2010 - 61 случай незаконного возобновления деятельности приостановленных объектов.
В Управлении ФССП России по Москве выявлено пять случаев несанкционированного возобновления деятельности на приостановленных объектах, из них в двух случаях должники предупреждены об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, в трех - составлены протоколы об административных правонарушениях.
Управлением ФССП России по Омской области в период с 30.12.2010 по 10.01.2011 выявлено четыре случая возобновления должниками деятельности до истечения установленного судом срока. Из них три случая имели место 30.12.2010 и 31.12.2010.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем Одесского районного отдела судебных приставов УФССП России по Омской области при получении информации о возобновлении деятельности предприятия общественного питания, находящегося в сельском поселении, в 23 часа 55 мин. 06.01.2011 осуществлен выезд по месту нахождения объекта, где зафиксирован факт возобновления деятельности и произведены повторные действия по опечатыванию помещения кафе.
Во всех случаях судебными приставами-исполнителями совершены действия по повторному приостановлению деятельности и наложению штрафа.
Всего ФССП России за период новогодних праздников составлено восемь протоколов об административных правонарушениях, тогда как в аналогичный период новогодних праздников 2009-2010 гг. - 51.
Фактов привлечения должников (руководителей должников) к уголовной ответственности не было, однако должники предупреждались об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
За отличие при организации работы по исполнению административных наказаний в виде приостановления деятельности и проведении рейдовых мероприятий в период новогодних праздничных дней директором ФССП России приято решение о поощрении работников управлений ФССП России по Архангельской и по Омской областям.
В праздничные дни 2011 г. имел место один факт коррупционного правонарушения.
Федеральная служба судебных приставов планомерно и целенаправленно осуществляет борьбу с подобными проявлениями. Подтверждением тому является задержание 13.01.2011 судебного пристава-исполнителя Пресненского районного отдела судебных приставов УФССП России по Москве при попытке получения взятки в размере 200 тыс. руб.
Проблемы исполнения требований судебных актов о приостановлении деятельности должников
Проблемы исполнения требований судебных актов о приостановлении деятельности должников территориальными органами ФССП России отмечаются те же, что и в 2009 г. (обзор от 09.07.2010 N 12/01-14943-ТИ). В их числе:
1. Неопределенность мероприятий, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания, отсутствие в резолютивной части постановлений судов указания на то, что конкретно подлежит приостановлению и каким способом, а также отказы судей в разъяснении порядка и способа исполнения.
2. Приостановление деятельности (эксплуатации) зданий, помещений, в которых постоянно проживают граждане.
3. Смена собственника или арендатора после назначения судом наказания в виде приостановления деятельности.
В 2010 г. судебными приставами-исполнителями в суды направлено 511 заявлений о разъяснении порядка и способа исполнения актов о приостановлении деятельности (в 2009 г. - 260). В 180 случаях судами отказано в разъяснении порядка и способа исполнения либо даны формальные разъяснения, не разрешающие поставленных вопросов (в 2009 г. - 92).
Наиболее сложную категорию с точки зрения применения мер принудительного исполнения составляют исполнительные производства о приостановлении деятельности зданий, помещений, в которых постоянно проживают граждане (жилые дома, общежития, интернаты и т.д.), с необходимостью переселения граждан.
Так, при исполнении данного вида наказания в отношении ЗАО "Племенной завод "Раздолье"" (приостановление эксплуатации квартир N 1, 2, 3, 4, 8, 11 жилого дома N 15 "Крутая горка", Приозерский район Ленинградской области, на срок 40 суток) проживающим гражданам разъяснена необходимость применения данной меры, обусловленная в первую очередь наличием пожароопасных ситуаций в данных жилых помещениях, необходимость устранения выявленных нарушений.
Во взаимодействии с представителем должника всем нуждающимся гражданам предоставлены жилые помещения на период приостановления эксплуатации квартир. Исполнительное производство окончено фактическим исполнением.
В отделе судебных приставов по Канскому району УФССП России по Красноярскому краю находилось на исполнении исполнительное производство об административном приостановлении деятельности КГБУ СО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Астафьевский"" сроком на 40 суток. Во исполнение решения суда об административном приостановлении деятельности министерством социальной политики Красноярского края были выделены места для размещения несовершеннолетних, проживающих в указанном реабилитационном центре. Однако на момент принятия решения судом на территории учреждения был введен карантин, в связи с чем во избежание осложнения эпидемиологической обстановки перемещение детей было невозможно. Данное обстоятельство при вынесении решения судом не было исследовано. Начальником отдела судебных приставов по Канскому району совместно с руководителем должника инициировано обращение в министерство социальной политики Красноярского края об оказании содействия в размещении несовершеннолетних в учреждениях, оборудованных специзоляторами, расположенных в других районах восточной зоны Красноярского края. В результате принятых мер решение суда о приостановлении деятельности должника было исполнено через сутки с момента возбуждения исполнительного производства. В дальнейшем исполнительное производство окончено фактическим исполнением в связи с досрочным прекращением наказания.
В конце 2010 г. с учетом изменений в КоАП РФ и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" рядом территориальных органов ФССП России проведены совещания с представителями ГПН МЧС России по вопросам порядка совместной работы.
Например, на базе Управления ГПН Главного управления МЧС России по Оренбургской области 09.12.2010 проведен семинар на тему: "Порядок и способы административного приостановления деятельности. Проблемные вопросы, возникающие у судебных приставов при исполнении постановлений об административном приостановлении деятельности". В результате проведения указанного занятия было достигнуто соглашение о том, что при вынесении постановлений об административном приостановлении в резолютивной части будут конкретно прописаны действия, которые необходимо совершить судебному приставу-исполнителю.
Структурными подразделениями УФССП России по Ленинградской области, кроме того с участием представителей органов прокуратуры и судебных органов, проведены совместные с представителями территориальных отделов государственного пожарного надзора учебные занятия.
На данных занятиях рассмотрен порядок допуска лиц на приостановленные объекты для устранения нарушений, порядок, организации проверок судебными приставами-исполнителями и государственными инспекторами надзорной деятельности МЧС России приостановленных объектов, а также организация дежурств судебных приставов-исполнителей в период новогодних праздников.
Управление организации исполнительного производства |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор организации работы территориальных органов ФССП России по приостановлению деятельности должников в 2010 г. В территориальных органов ФССП России находилось на исполнении около 43,9 тыс. таких исполнительных производств, из них более 39,2 тыс. окончены и прекращены.
В 2010 г. сохранилась тенденция увеличения количества исполнительных производств о приостановлении деятельности.
Было выявлено 376 фактов нарушения должниками запрета на осуществление деятельности до окончания установленного судом срока.
Подведены итоги работы территориальных органов Службы по организации доступа на объекты, деятельность которых приостановлена.
Проблемы исполнения требований судебных актов о приостановлении деятельности должников - неопределенность мероприятий, необходимых для обеспечения исполнения данного наказания, приостановление деятельности зданий, в которых постоянно проживают граждане, смена собственника или арендатора после назначения судом наказания.
Обзор организации работы территориальных органов ФССП России по приостановлению деятельности должников в 2010 году (приложение к письму Федеральной службы судебных приставов от 21 февраля 2011 г. N 12/01-3696-ТИ)
Текст обзора опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2011 г., N 4