Информационно-аналитический обзор деятельности территориальных органов ФССП России по ведению исполнительных производств в отношении стратегических предприятий и акционерных обществ (приложение к письму Федеральной службы судебных приставов от 28 февраля 2011 г. N 12/01-4129-ТИ)

Информационно-аналитический обзор
деятельности территориальных органов ФССП России по ведению исполнительных производств в отношении стратегических предприятий и акционерных обществ
(приложение к письму Федеральной службы судебных приставов от 28 февраля 2011 г. N 12/01-4129-ТИ)


В соответствии с п. 2.2 Плана работы Федеральной службы судебных приставов на первое полугодие 2011 г., утвержденного приказом ФССП России от 02.12.2010 N 637, Управлением организации исполнительного производства подготовлен информационно-аналитический обзор деятельности территориальных органов ФССП России по ведению исполнительных производств в отношении должников - стратегических предприятий и акционерных обществ, включенных в перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р (далее - стратегические предприятия и организации).

По состоянию на 01.01.2011 в 49 территориальных органах Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальные органы) на исполнении находился 21 981 исполнительный документ в отношении 194 должников - стратегических предприятий и организаций. Исполнительные производства в отношении 13 должников данной категории в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.05.2001 N 156 "Об утверждении Положения о порядке координации действий и осуществления контроля над исполнительными производствами главным судебным приставом Российской Федерации и главными судебными приставами субъектов Российской Федерации" находятся на контроле главного судебного пристава Российской Федерации.

Исполнительные производства в отношении стратегических предприятий и акционерных обществ в территориальных органах поставлены на контроль главных судебных приставов субъектов Российской Федерации и преимущественно исполняются в отделах судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств.

Общая сумма задолженности по исполнительным производствам в отношении стратегических предприятий и организаций на 01.01.2011 составила 22 878 787 тыс. руб. (в том числе по налогам и сборам - 12 519 343 тыс. руб.).

Таким образом, основную часть задолженности составляют налоговые и иные платежи в доход государства.

Наибольшее количество исполнительных документов в отношении стратегических предприятий и организаций находилось на исполнении в управлениях ФССП России по Алтайскому краю (2306 - на сумму 905 690 тыс. руб.) и по Республике Марий Эл (1953 - на сумму 538 454 тыс. руб.).

Наибольшее количество должников по исполнительным производствам данной категории в Управлении ФССП России по Свердловской области - 13 (935 исполнительных документов), задолженность по которым составила 1 086 545 тыс. руб.

Наиболее значительные суммы по исполнительным документам в отношении должников данной категории подлежали взысканию в УФССП России по Москве - 2 038 248 тыс. руб., УФССП России по Челябинской области - 1 862 231 тыс. руб.

Стратегические предприятия и организации осуществляют работы по выполнению государственных заказов, которые распределяют между ними федеральные органы исполнительной власти и которые должны обеспечивать сохранение имущественного комплекса, необходимого предприятиям для выполнения госзаказа, поскольку эти федеральные органы осуществляют в данном случае в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества.

Как следует из представленной территориальными органами информации, в целом работа по исполнительным производствам в отношении стратегических предприятий организована в соответствии с методическими рекомендациями ФССП России от 29.12.2008 N 02-1526, которыми предусмотрен особый порядок ведения исполнительных производств в отношении этих предприятий.

Данный порядок совершения исполнительных действий в отношении должников - стратегических предприятий и организаций позволяет обеспечить на сегодняшний день соблюдение не только интересов сторон исполнительного производства, но и интересов государства в целом.

При совершении исполнительных действий в отношении должника судебным приставом-исполнителем в первую очередь выявляется его имущество, не включенное в перечень имущества мобилизационного назначения. Только в случае отсутствия данного имущества взыскание обращается на имущество мобилизационного назначения.

В целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 "Об утверждении Правил предоставления из бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства" судебными приставами-исполнителями направляются запросы руководителям должников о выделении субсидии за счет средств федерального бюджета для погашения задолженностей.

При исполнении исполнительных производств указанной категории для получения информации о выполнении организациями мобилизационных заданий, установленных федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет руководство их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации, судебные приставы-исполнители запрашивают информацию непосредственно у должника, территориальных органов Росрезерва, Росимущества, Минпромторга России и др.

Деятельность территориальных органов по оформлению работникам допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществлялась в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 N 63.

Для совершения исполнительных действий непосредственно на стратегическом предприятии начальники отделов - старшие судебные приставы обращаются со служебной запиской к руководителям территориальных органов о выдаче справки о допуске к государственной тайне и предписания на выполнение задания.

Анализ показал, что в соответствии с номенклатурами должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, в территориальных органах должностными лицами, имеющими допуск к государственной тайне, в основном являлись судебные приставы-исполнители (управления ФССП России по Челябинской области, по Забайкальскому краю), судебные приставы-исполнители и начальники отделов - старшие судебные приставы (УФССП России по Омской области), а в ряде случаев - исключительно начальники отделов - старшие судебные приставы и их заместители (управления ФССП России по Кемеровской области, по Красноярскому краю, по Смоленской области). При этом оформлялись допуски третьей и второй форм.

Вместе с тем выявлен факт, когда все судебные приставы-исполнители отдела по исполнению особых исполнительных производств имеют право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (УФССП России по Новосибирской области). Учитывая требования п. 21 Инструкции о максимальном ограничении работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, полагаем данный факт неприемлемым. В то же время, как следует из информации управлений ФССП России по Москве и по Удмуртской Республике, в этих территориальных органах ни один судебный пристав-исполнитель не имеет доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, что не позволяет в полной мере использовать предоставленные законом полномочия при исполнении требований исполнительных документов в отношении стратегических предприятий и организаций.

Разработка и согласование номенклатур должностей работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществлялись во взаимодействии с территориальными органами ФСБ России.

Кроме того, к примеру, УФССП России по Омской области в рамках установленного взаимодействия ежемесячно в течение 2010 г. направляло в адрес начальника Управления ФСБ России по Омской области информацию о планируемых и предпринимаемых действиях принудительного характера в рамках исполнительных производств, возбужденных в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В ходе совершения исполнительных действий установлено, что некоторые стратегические предприятия в 2010 г. не выполняли мобилизационные задания - ФГУП "ПО "Баррикады"", ОАО "Волгоградский судостроительный завод", ОАО "Электронно-вычислительная техника", ВОАО "Химпром", ОАО "ПК "Ахтуба"" (Волгоградская область).

В целях повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов в отношении стратегических предприятий и организаций и в то же время - в целях недопущения прекращения их деятельности и банкротства взаимодействие с территориальным органами Росрезерва, а также налоговыми органами по месту постановки организации (предприятия) на учет осуществлялось посредством направления запросов о предоставлении информации, проведения сверок по погашению задолженности должниками, проведения рабочих встреч, совершения исполнительных действий с участием налоговых органов при наложении ареста на имущество должника.

Например, между УФССП России по Алтайскому краю и УФНС России по Алтайскому краю 08.11.2010 заключено соглашение, регламентирующее порядок их взаимодействия. В рамках соглашения в том числе установлено, что налоговые органы уведомляются судебными приставами-исполнителями о предстоящих исполнительных действиях по проверке имущественного положения должников - стратегических предприятий и организаций, а работники налоговых органов при необходимости совместно с судебными приставами-исполнителями изучают финансовую и бухгалтерскую документацию должников с целью выявления имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Непосредственно центральным аппаратом ФССП России в 2010 г. проводилась работа по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения требований исполнительных документов в отношении должников - стратегических предприятий и предприятий, организаций оборонно-промышленного комплекса.

Так, Федеральная служба судебных приставов на постоянной основе участвует в заседаниях Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, испытывающих финансовые трудности в условиях сложившейся ситуации на финансовом рынке в Минфине России.

ФССП России 17.08.2010 проведена рабочая встреча с Росрезервом, по результатам которой принято решение о внесении изменений в ранее утвержденное соглашение о взаимодействии от 07.11.2008, в Росрезерв направлены предложения, касающиеся содержания информации, порядка и сроков ее представления Росрезервом и его территориальными органами по запросам судебных приставов-исполнителей.

Представители ФССП России на постоянной основе участвуют в заседаниях Рабочей группы по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса и подготовке проектов решений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании банкротом стратегических предприятий и организаций (далее - Рабочая группа), проводимых Минпромторгом России, по результатам которых принимаются решения о выделении субсидий должникам рассматриваемой категории.

Положительное влияние на исполнение требований исполнительных документов в отношении стратегических предприятий и организаций оказывает установление взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, руководитель УФССП России по Астраханской области в 2010 г. принимал участие в совещаниях при губернаторе Астраханской области по вопросу финансово-экономического состояния, проблем и перспектив развития ОАО "Судостроительный завод "Лотос"". В работе данных совещаний также участвовали представители УФНС России по Астраханской области, представители министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, Минфина Астраханской области.

По итогам заседания Рабочей группы 20.04.2010 принято решение о предоставлении субсидии ОАО "Судостроительный завод "Лотос"".

Проблемы, возникающие в рамках исполнительных производств в отношении стратегических предприятий и организаций, в том числе вопросы в сфере финансового оздоровления предприятий и организаций, имеющих признаки несостоятельности (банкротства), рассматривались с участием представителей УФССП России по Ростовской области в рамках заседаний межведомственной комиссии при администрации Ростовской области.

Особую озабоченность в 2010 г. вызвал рост социальной напряженности, связанный с исполнением судебных актов в отношении стратегического предприятия ОАО "НПО "Сибсельмаш"".

Так, в рамках сводного исполнительного производства в отношении ОАО "НПО "Сибсельмаш"" судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании денежных средств, находящихся в кассе ОАО "НПО "Сибсельмаш"" и на расчетных счетах, открытых должнику-организации в кредитных организациях г. Новосибирска. Перечисление денежных средств, находящихся в кассе и на счетах должника, осуществлялось в порядке очередности, определенной ст. 855 ГК РФ, и не препятствовало выплате заработной платы и иных текущих платежей.

Вместе с тем руководство ОАО "НПО "Сибсельмаш"" представило работникам предприятия недостоверную информацию о том, что действия судебного пристава-исполнителя привели к парализации деятельности организации, в частности к невозможности выплаты заработной платы. По сведениям представителей ОАО "НПО "Сибсельмаш"", его профсоюзной организацией в мэрию г. Новосибирска направлено обращение о проведении митинга работников ОАО "НПО "Сибсельмаш"" с целью привлечения внимания полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, администраций г. Новосибирска и Новосибирской области, областной прокуратуры, Управления ФССП России по Новосибирской области к необходимости принятия экстренных мер по стабилизации работы предприятия.

Для разрешения данного конфликта руководством УФССП России по Новосибирской области 09.11.2010 проведено оперативное совещание представителями ОАО "НПО "Сибсельмаш"", в ходе которого должнику предложено рассмотреть вопрос о создании на предприятии комиссии по трудовым спорам, а также об обращении в суд с заявлением о рассрочке (отсрочке) исполнения судебных решений, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение исполнительных документов, позволит как оптимизировать работу предприятия, так и своевременно исполнить требования исполнительных документов.

Однако ОАО "НПО "Сибсельмаш"" не приняло мер для разрешения сложившейся ситуации, в том числе не обратилось в суд с заявлением о рассрочке (отсрочке) исполнения судебных решений.

В целях недопущения нарастания социальной напряженности Федеральной службой судебных приставов 12.11.2010 направлено письмо Чемезову С.В., генеральному директору Государственной корпорации "Ростехнология", в состав которой входит ОАО "НПО "Сибсельмаш"", с просьбой рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании предприятия в целях недопущении ситуации, которая может повлечь возникновение задолженности по заработной плате перед работниками ОАО "НПО "Сибсельмаш"".

Также о сложившейся ситуации Федеральной службой судебных приставов проинформированы полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Толоконский В.А., заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Семчишин И.Г., начальник Управления Президента по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации Говорун О. М.

Как следует из представленной многими территориальными органами информации (управления ФССП России по Чувашской Республике, по Пермскому краю, по Самарской области, по Чукотскому автономному округу, по Камчатскому краю, по Архангельской области, по Омской области и др.), действия судебных приставов-исполнителей по обращению взыскания на имущество мобилизационного назначения в 2010 г. не обжаловались. Как правило, это связано с тем, что исполнение требований исполнительных документов осуществлялось за счет обращения взыскания на денежные средства и иное, не ограниченное в обороте, имущество должников.

В ряде случаев территориальные органы ФССП России (УФССП России по Омской области, Чукотскому автономному округу, Сахалинской области, Камчатскому краю и др.) отмечают, что периодически на исполнение поступают исполнительные документы в отношении одних и тех же должников, которыми требования исполнительных документов исполняются добровольно, в связи с чем необходимость применения к ним мер принудительного исполнения отсутствует.

Зачастую аресты имущества стратегических предприятий и акционерных обществ отменялись судами со ссылкой на принадлежность его к имуществу мобилизационного назначения.

Примером может служить следующее.

В рамках исполнения сводного исполнительного производства в отношении должника ОАО "Алтайхимпром" 27.10.2010 наложен арест на 42 единицы транспорта предварительной стоимостью 2 490 000 руб. По результатам обжалования должником действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на данное имущество Арбитражным судом Алтайского края 23.11.2010 данные действия признаны незаконными. Рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 01.03.2011. Ранее, при исполнении требований исполнительных документов в отношении данного должника имущество должника - кафе "Под кленами" - было признано имуществом мобилизационного назначения и исключено из акта описи и ареста.

Аналогичная ситуация сложилась и при обжаловании должником действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество ФГУП "БПО "Сибприбормаш"". Удовлетворяя заявление должника, суд указал, что ФГУП "БПО "Сибприбормаш"" входит в перечень стратегических предприятий и организаций, арестованное имущество является имуществом мобилизационного назначения, которое ограничено в обороте и не может быть арестовано.

Вместе с тем в некоторых случаях действия судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на имущество, отнесенное к имуществу мобилизационного назначения, признавались законными.

Так, в рамках сводного исполнительного производства в отношении ОАО "Алтайхимпром" судебным приставом-исполнителем 22.04.2009 наложен арест на недвижимое имущество должника, входящее в состав имущества мобилизационного назначения (корпуса N 216, 166, 192, 196, 214). Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.07.2009 по делу А03-4857/2009 акт описи и ареста от 22.04.2009 признан недействительным. Постановлением Седьмого апелляционного суда от 19.11.2009 решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.04.2009 отменено, действия судебного пристава-исполнителя признаны законными. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2010 в удовлетворении кассационной жалобы должника отказано, действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на недвижимое имущество должника признаны законными.

Также 01.12.2009 на имущество должника, включенное в перечень мобилизационного назначения (семь корпусов санатория-профилактория), судебным приставом-исполнителем наложен арест. Арбитражным судом Алтайского края 18.02.2010 данные действия признаны незаконными. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 жалоба судебного пристава-исполнителя удовлетворена, решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.02.2010 отменено.

При исполнении требований исполнительных документов в отношении ФГУП ПО "Алмаз" действия судебного пристава-исполнителя по вынесению 10.11.2008 постановления о передаче на реализацию арестованного имущества (оргтехника: компьютеры, принтеры, серверы) обжалованы должником. Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.02.2009 требования должника удовлетворены в полном объеме, постановление судебного пристава-исполнителя от 10.11.2008 признано незаконным. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 решение суда от 25.02.2009 отменено, апелляционная жалоба судебного пристава-исполнителя удовлетворена в полном объеме. При этом в постановлении суд указал, что положения Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" не содержат запрета на обращение взыскания на имущество мобилизационного назначения. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда должником обжаловалось в суд кассационной инстанции, которой в удовлетворении его требований также отказано.

Федеральной службой судебных приставов в Верховный Суд Российской Федерации и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направлялись письма от 08.10.2009 N 12/01-15978-АП, N 12/01-15979-АП о сложившейся практике обращения взыскания на имущество предприятий оборонного значения, включенного в перечень имущества мобилизационного назначения, и просьбой вынести вопрос правомерности обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения на совместное заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В письме от 30.10.2009 N 4/общ-2973 заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации сообщено, что указанная просьба принята к сведению.

Следует отметить, что действия судебных приставов-исполнителей обжалуются должниками рассматриваемой категории не только в связи с обращением взыскания на имущество мобилизационного назначения, но и при обращении взыскания на денежные средства должников, причем в данном случае также сложилась противоречивая судебная практика.

К примеру, в рамках исполнительного производства в отношении ФГУП БПО "Сибприбормаш" 27.10.2009 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника. Данные постановления обжалованы должником. Решением Приобского районного суда г. Бийска от 26.11.2009 должнику отказано в удовлетворении жалобы, действия судебного пристава-исполнителя признаны законными. Судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда 20.01.2010 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Решением Приобского районного суда г. Бийска от 12.02.2010 действия судебного пристава-исполнителя признаны незаконными. Кассационная жалоба УФССП России по Алтайскому краю 13.10.2010 судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда оставлена без удовлетворения.

В рамках сводного исполнительного производства в отношении ФГУП "Алагирский завод сопротивлений" судебным приставом-исполнителем УФССП России по Республике Северная Осетия - Алания наложен арест на денежные средства должника в размере 429 698 руб. 15 коп. Постановление от 21.07.2009, содержащее указание банку о перечислении данных денежных средств на счет межрайонного отдела по особым исполнительным производствам, обжаловано должником в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания, Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.09.2009 в удовлетворении требований ФГУП "Алагирский завод сопротивлений" отказано. В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев кассационную жалобу должника, постановил вышеуказанное решение отменить. При этом суд, руководствуясь ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предусматривающим ответственность исполнителя за нецелевое использование средств, предназначенных только на выполнение оборонного заказа, пришел к выводу о неправомерности постановлений судебного пристава-исполнителя о наложении ареста, поскольку денежные средства, предназначенные на проведение мероприятий по мобилизационной подготовке, не могут быть взысканы в погашение задолженности предприятия, являющегося исполнителем государственного контракта, даже в том случае, когда они поступили на расчетный счет должника.

По результатам рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации заявления УФССП России по Республике Северная Осетия - Алания дело передано для пересмотра в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Президиум). Одновременно суд указал, что практика рассмотрения подобных дел различна.

Так, одном случае суды подтвердили законность действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество должника, указав, что действующее законодательство (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Закон о мобилизации) не содержит запрета на обращение взыскания на имущество мобилизационного назначения (дело N А19-13588/07-39 Арбитражного суда Иркутской области).

В другом случае суды констатировали, что поскольку согласно ст. 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации, то денежные средства, поступившие на расчетный счет должника от бюджетополучателя, являются собственными средствами должника и обращение на них взыскания законом не запрещено (дело N А28-10505/2008-440/21 Арбитражного суда Кировской области).

Постановлением от 06.07.2010 N 2106/2010 вывод суда кассационной инстанции Президиум посчитал ошибочным, указав следующее.

В силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса. Поэтому согласно ст. 220.1 названного Кодекса учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации.

В данном случае речь идет о денежных средствах, размещенных на счете, открытом предприятием в коммерческом банке для безналичных расчетов при осуществлении им своей предпринимательской деятельности. Перечисление государственным заказчиком на расчетный счет предприятия бюджетных средств во исполнение государственных контрактов не может рассматриваться как обстоятельство, ограничивающее право судебного пристава-исполнителя осуществлять в отношении должника действия по взысканию задолженности с его счета, открытого в коммерческом банке, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

При таких обстоятельствах суд указал, что постановление суда кассационной инстанции нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу п. 1 ч. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене. При этом содержащееся в указанном постановлении Президиума толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

По результатам проведенного обобщения практики исполнения требований исполнительных документов в отношении должников - стратегических предприятий и организаций выявлены следующие проблемы, которые затрудняют своевременное и фактическое исполнение требований исполнительных документов в отношении должников данной категории: неплатежеспособность должников; отсутствие денежных средств на счетах и в кассе должника, достаточных для погашения задолженности; включение части имущества должников - стратегических предприятий и организаций в имущество мобилизационного назначения; неликвидность имущества должников, в том числе в связи с его специфичностью; отсутствие правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и продолжительные сроки, необходимые для их оформления; приостановление исполнительных производств; введение судами в отношении должников указанной категории процедур банкротства; недостатки в организационно-управленческой деятельности территориальных органов; обжалование должниками процессуальных действий и постановлений судебного пристава-исполнителя.


Управление организации исполнительного производства



Обобщена деятельность территориальных органов ФССП России по ведению исполнительных производств в отношении стратегических предприятий и АО.

Основную часть задолженности составляют налоговые и иные платежи в доход государства. Предусмотрен особый порядок ведения исполнительных производств в отношении этих организаций. При совершении исполнительных действий судебным приставом-исполнителем выявляется имущество должника, не относящееся к мобилизационному. Только в случае его отсутствия взыскание обращается на имущество мобилизационного назначения.

Выявлен ряд проблем по исполнению требований в отношении должников данной категории. Это их неплатежеспособность; отсутствие достаточных средств на счетах и в кассе; неликвидность имущества; отсутствие правоустанавливающих документов на недвижимость и их долгое оформление; введение в отношении них процедуры банкротства. Также имеют место недостатки в организационно-управленческой деятельности территориальных органов ФССП России.


Информационно-аналитический обзор деятельности территориальных органов ФССП России по ведению исполнительных производств в отношении стратегических предприятий и акционерных обществ (приложение к письму Федеральной службы судебных приставов от 28 февраля 2011 г. N 12/01-4129-ТИ)


Текст обзора опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2011 г., N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.