Письмо Федеральной службы судебных приставов 29 марта 2011 г. N 12/03-6955-ВВ "О результатах анкетного опроса председателей арбитражных судов и судов общей юрисдикции Российской Федерации"

Письмо Федеральной службы судебных приставов 29 марта 2011 г. N 12/03-6955-ВВ
"О результатах анкетного опроса председателей арбитражных судов и судов общей юрисдикции Российской Федерации"


В соответствии с п. 4.1 Плана работы Федеральной службы судебных приставов на первое полугодие 2011 г., утвержденного приказом ФССП России от 2 декабря 2010 г. N 637, проведен анкетный опрос председателей арбитражных судов и судов общей юрисдикции Российской Федерации (далее - председатели судов). Опрос проводился в целях изучения мнения председателей судов об исполнении служебных обязанностей судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) и повышения качества их работы.

В анкетировании приняли участие 2 619 председателей судов, или 96,5% от их общего числа в Российской Федерации, в том числе 2 512 (96,5%) председателей судов общей юрисдикции и 107 (95,5%) - арбитражных судов. Наименее активно участвовали в анкетировании председатели судов Республики Саха (Якутия) (71,1%), Челябинской области (76,9%) и Москвы (68,4%), не приняли участие в опросе председатели арбитражных судов Ставропольского края и Санкт-Петербурга.

Опрошенные председатели судов указали, что в 2010 г. все здания обеспечивались охраной судебными приставами по ОУПДС, в частности 2 557 зданий - в рабочее время, 61 здание (в том числе 43 здания арбитражных судов) - в круглосуточном режиме.

Несмотря на то, что все здания арбитражных судов и судов общей юрисдикции обеспечены охраной, их техническая укрепленность остается недостаточной. Так, 16,2% от числа опрошенных председателей судов считают, что надлежащему обеспечению безопасности судей и участников судебных процессов препятствует недостаточный уровень технического оснащения зданий судов. Наибольшее количество замечаний высказали председатели судов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) (14 председателей), Алтайского (15), Краснодарского (11), Красноярского (12) и Пермского (13) краев, Воронежской (11), Иркутской (15), Калужской (13), Кемеровской (15), Московской (20), Нижегородской (11), Пензенской (13), Саратовской (37) и Свердловской (26) областей.

В целях освоения и закрепления навыков по исполнению служебных обязанностей, в том числе по предотвращению конфликтных ситуаций в зданиях судов, судебные приставы по ОУПДС проходят профессиональную подготовку.

В то же время опрошенные 34 (1,25%) председателя судов отметили низкий уровень профессиональных навыков судебных приставов по ОУПДС по предотвращению конфликтных ситуаций, возникающих в зале судебного заседания. Наибольшее количество замечаний высказали председатели судов республик Адыгея (2 председателя), Мордовия (2) и Татарстан (4), Московской (6), Нижегородской (4) и Свердловской (2) областей и Москвы (3).

Большинство опрошенных председателей судов (2 522, или 96,3%) положительно оценили работу судебных приставов по осуществлению ими постановлений о приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд. Вместе с тем 86 (3,3%) председателей судов высказали замечания по исполнению постановлений о приводе. Воздержались от ответа 11 (0,4%) председателей судов. Наибольшее количество замечаний по ненадлежащему исполнению судебными приставами по ОУПДС постановлений о приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд, высказали 20 (76,9%) председателей судов Москвы.

В целях полного и своевременного рассмотрения судебных дел 168 (6,4%) председателей судов, в том числе 71 председатель арбитражных судов, используют современные телекоммуникационные средства для допроса лиц, участвующих в судебном заседании и проживающих на территории другого субъекта Российской Федерации.

Судебные приставы по ОУПДС принимают необходимые меры по предупреждению актов терроризма, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. С этой целью в зданиях судов территориальными органами ФССП России проводятся учения по отработке взаимодействия судебных приставов с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСИН России и судейским сообществом. Почти все опрошенные председатели судов (91,5%) указали, что в зданиях судов данные мероприятия проводились. Председатели арбитражных судов Республики Марий Эл, Ульяновской и Ярославской областей воздержались от ответа на данный вопрос.

Принявшие участие в опросе председатели судов общей юрисдикции Архангельской (1 председатель) и Тамбовской (1) областей и Москвы (2) отметили 4 случая чрезвычайных происшествий в зданиях судов.

Кроме того, о ненадлежащем исполнении судебными приставами по ОУПДС служебных обязанностей судьями в 2010 г. вынесено 14 частных определений и направлено 31 обращение руководителям территориальных органов ФССП России.

Особое внимание в настоящее время уделяется укреплению взаимодействия территориальных органов ФССП России с судейским сообществом по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов. Большинство председателей судов (98%) высказали мнение, что взаимодействие с территориальными органами ФССП России обеспечивается надлежащим образом. Вместе с тем председатели судов Республики Татарстан (5 председателей), Воронежской (3), Костромской (2), Ленинградской (2), Московской (8), Нижегородской (5), Саратовской (3), Свердловской (3) и Тюменской (5) областей и Москвы (4) считают, что сотрудничество осуществляется не на должном уровне.

Результаты анкетного опроса показали, что 654 (24,97%) председателя судов, принявших участие в опросе, направляли в территориальные органы ФССП России ходатайства о поощрении судебных приставов по ОУПДС, что свидетельствует о качественном выполнении ими возложенных задач и высоком уровне их профессиональной подготовки.

Таким образом, анкетный опрос показал, что в территориальных органах ФССП России деятельность судебных приставов по ОУПДС в целом оценивается судьями положительно.

Следует отметить, что большинством территориальных органов ФССП России представлена неполная и недостоверная информация о результатах анкетного опроса. Так, на отдельные поставленные в анкете вопросы в сводных отчетах управлений ФССП России по республикам Алтай и Ингушетия, по Костромской и Челябинской областям ошибочно указаны отрицательные ответы судей, а не положительные. После уточнения достоверности представленной информации ошибки были устранены. Одной из типичных ошибок, допущенных территориальными органами ФССП России, явилось представление обобщенных результатов анкетирования без разграничения категорий судов на арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

В качестве положительного примера следует отметить организацию работы по оформлению и представлению результатов анкетного опроса в управлениях ФССП России по Республике Мордовия, по Вологодской, Ленинградской, Тамбовской и Томской областям и по Санкт-Петербургу.

В целях повышения эффективности работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов необходимо:

результаты анкетного опроса обсудить на заседаниях межведомственных рабочих групп и выйти с предложением о расширении практики применения видеоконференцсвязи с целью полного и своевременного рассмотрения судебных дел, а также эффективного использования бюджетных средств. О проделанной работе доложить в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов до 01.05.2011;

руководителям управлений ФССП России по республикам Адыгея, Мордовия и Татарстан, Московской, Нижегородской и Свердловской областям и по Москве провести дополнительные занятия с судебными приставами по ОУПДС в целях выработки навыков разрешения конфликтных ситуаций при исполнении служебных обязанностей. О проделанной работе доложить в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов до 15.05.2011;

руководителям управлений ФССП России по Республике Алтай, Краснодарскому, Приморскому и Хабаровскому краям, Костромской, Ленинградской, Московской, Свердловской и Томской областям и по Москве проанализировать работу по исполнению постановлений о приводе в суды, принять меры по устранению допущенных недостатков. О результатах проверок и принятых мерах доложить в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов до 15.05.2011;

руководителям управлений ФССП России по Архангельской и Тамбовской областям и по Москве установить факты чрезвычайных происшествий, указанные председателями судов в анкетах, при необходимости провести служебные проверки в отношении виновных должностных лиц. О проделанной работе доложить в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов до 15.05.2011;

руководителям управлений ФССП России по республикам Адыгея, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, по Удмуртской и Карачаево-Черкесской республикам, по Краснодарскому, Забайкальскому и Ставропольскому краям, по Архангельской, Вологодской, Иркутской, Костромской, Липецкой, Московской, Новгородской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Тверской, Тюменской и Челябинской областям и по Москве провести проверки по фактам вынесения частных определений и направления обращений о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. О результатах проверок и принятых мерах доложить в Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов до 15.05.2011;

руководителям управлений ФССП России по республикам Адыгея, Карелия, Татарстан, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, по Чувашской и Чеченской республикам, по Камчатскому краю, по Амурской, Воронежской, Костромской, Ленинградской, Магаданской, Московской, Новгородской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской и Тюменской областям и по Москве установить причины низкого уровня взаимодействия с судейским сообществом по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов и принять меры по устранению недостатков. О проделанной работе информировать Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов до 15.05.2011.


Заместитель директора
Федеральной службы судебных приставов -
заместитель главного судебного пристава
Российской Федерации

В.В. Воронин


Проанализированы результаты анкетного опроса председателей арбитражных судов и судов общей юрисдикции, в ходе которого изучалось их мнение об обеспечении судебными приставами установленного порядка деятельности судов. В целом данная деятельность оценивается положительно. Даны поручения по повышению ее эффективности.

В частности, необходимо обсудить результаты опроса на заседаниях межведомственных рабочих групп и выйти с предложением о расширении практики применения видеоконференцсвязи для полного и своевременного рассмотрения судебных дел, а также эффективного использования бюджетных средств.


Письмо Федеральной службы судебных приставов 29 марта 2011 г. N 12/03-6955-ВВ "О результатах анкетного опроса председателей арбитражных судов и судов общей юрисдикции Российской Федерации"


Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2011 г., N 5


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.