Приказ Следственного комитета РФ от 19 апреля 2011 г. N 69 "О совершенствовании организации работы "телефона доверия"

Приказ Следственного комитета РФ от 19 апреля 2011 г. N 69
"О совершенствовании организации работы "телефона доверия"


В целях совершенствования организации работы с "телефоном доверия" в Следственном комитете Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-Ф3 "О Следственном комитете Российской Федерации", пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент "телефона доверия" Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК России).

2. Главному управлению обеспечения деятельности СК России (Колесник Л.А.) обеспечить:

закупку, размещение и техническое обслуживание оборудования, необходимого для бесперебойного функционирования "телефона доверия";

выделение и оборудование в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов помещений для размещения системы "телефона доверия" и рабочих мест уполномоченных лиц, обеспечивающих первичное рассмотрение сообщений, поступающих по "телефону доверия";

укомплектование рабочих мест сотрудников структурных подразделений центрального аппарата СК России необходимыми техническими устройствами для прослушивания DVD-R/DVD-дисков, на которые будет производиться копирование сообщений, поступивших по "телефону доверия" при организации их дальнейшего рассмотрения.

3. Управлению кадров СК России (Долженко В.Г.) подготовить проект приказа о выделении семи дополнительных штатных единиц управлению по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению СК России для преобразования аудиозаписей с "телефона доверия" в форму текстовых справок на бумажных носителях.

4. Управлению по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению СК России (Пещеров Д.Б.):

обеспечить организацию непрерывной работы "телефона доверия" и передачу поступивших сообщений в установленной форме соответствующим должностным лицам СК России, к компетенции которых относится поставленный в сообщении вопрос;

представлять в приемную Председателя СК России сводку поступивших за каждые сутки по "телефону доверия" сообщений с их аннотацией и справки с описанием сообщений, а также сводку обращений, поступивших в Интернет-приемную, и других обращений, адресованных на имя Председателя СК России.

5. Заместителям Председателя СК России, руководителям структурных подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов обеспечивать своевременное рассмотрение вопросов, поступивших по "телефону доверия".

6. Руководителям главных следственных управлений, следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов организовать работу "телефона доверия" в подчиненных следственных органах.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Председателя СК России по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Председателя СК России, руководителям структурных подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений, следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов.


Председатель

А.И. Бастрыкин


Регламент
"телефона доверия" Следственного комитета Российской Федерации
(утв. приказом Следственного комитета России от 19 апреля 2011 г. N 69)


Настоящий Регламент "телефона доверия" Следственного комитета Российской Федерации (далее - Регламент) устанавливает порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений, поступивших по "телефону доверия" СК России.


1. Общие положения


1.1. "Телефон доверия" является средством прямой связи граждан с органами СК России (далее - следственные органы) для сообщения (в том числе анонимно) информации о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению СК России, а также иных сведений, представляющих интерес для следственных органов.

1.2. Основные понятия, используемые в Инструкции, имеют следующее значение:

система "телефона доверия" - комплекс технических средств приема и звукозаписи телефонных сообщений, прошедших по каналу связи "телефон доверия";

техническое обеспечение "телефона доверия" - установка и поддержание в рабочем состоянии системы "телефон доверия", резервное копирование базы поступивших сообщений;

оператор - уполномоченное должностное лицо СК России, обеспечивающее первичное рассмотрение сообщений, поступивших по "телефону доверия";

заявители - лица, обращающиеся на "телефон доверия";

сообщение на "телефон доверия" - поступившие в следственные органы сведения от заявителя о противоправных деяниях, рассмотрение которых отнесено законом к ведению СК России, либо иная информация, которая подлежит рассмотрению в следственных органах.


2. Силы и средства, обеспечивающие работу "телефона доверия"


2.1. Общее руководство работой "телефона доверия" осуществляет руководитель управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению СК России (далее - Управление), а непосредственная организация и систематизация работы "телефона доверия" возлагается на отдел по рассмотрению обращений Управления. Непосредственный прием, анализ и документирование оперативно значимого сообщения, полученного по "телефону доверия", для доклада руководству СК России, заинтересованные подразделения СК России и следственные органы, а также направление её в иные государственные органы и общественные организации обеспечивают операторы.

2.2. Для обеспечения функционирования "телефона доверия" организуется круглосуточное оперативное дежурство операторов. С этой целью система "телефон доверия" устанавливается в специально отведенных и соответствующим образом оборудованных служебных помещениях Следственного комитета, позволяющих обеспечить круглосуточное оперативное дежурство.

2.3. Управление обеспечивает:

- прием, анализ, документирование поступающих на "телефон доверия" звонков и сообщений, ежедневное преобразование сообщений в текстовую форму;

- передачу и направление сообщений с "телефона доверия", копий записей телефонных переговоров Председателю СК России, в заинтересованные подразделения СК России и следственные органы;

- хранение записанной информации в течение 90 суток.

2.4. Главное управление обеспечения деятельности СК России обеспечивает техническую исправность и непрерывность работы "телефона доверия" (ведение автоматической записи переговоров, контроль положения трубки телефонного аппарата и др.).

2.5. Номер "телефона доверия" размещается на интернет-сайтах СК России и следственных органов, а также на информационных стендах в помещениях, доступных для граждан.


3. Прием звонков на "телефон доверия", документирование сообщений и направление записи в заинтересованные подразделения


3.1. Прием звонков на "телефон доверия" осуществляется круглосуточно в режиме реального времени в форме диалога оператора с заявителем.

3.2. При поступлении сигнала вызова система "телефон доверия" автоматически устанавливает соединение с абонентом и воспроизводит аудиозапись текста, разъясняющего абоненту порядок обращения в СК России, а также передачи сообщения по "телефону доверия". После оглашения указанных разъяснений устанавливается непосредственное соединение с оператором. Оператор представляется заявителю: "Телефон доверия СК России, наш разговор записывается, слушаю Вас". Затем он выслушивает содержание сообщения. Общение с заявителем по "телефону доверия" должно, как правило, состоять из свободного изложения заявителем сообщения и уточняющих вопросов оператора. Если заявитель не может четко изложить суть вопроса - оператор проводит в тактичной форме опрос заявителя, учитывая предмет сообщения.

3.3. Во время свободного изложения заявителем сведений оператор осуществляет анализ поведения заявителя и определяет возможное наличие в его речи признаков психических отклонений, одновременно учитывая, что информация лица с психическими отклонениями может быть достоверной.

Выясняется, откуда произошло соединение - из-за границы или с территории России. Если соединение осуществляется из-за границы - не следует исключать, что разговор может вестись либо с ведома, либо под контролем иностранных государственных органов, в том числе тех, с которыми СК России заключены соглашения о сотрудничестве. Оператор в разговоре не должен давать повода, позволяющего иностранным государственным органам трактовать содержание разговора как нарушение таких соглашений. В связи с этим следует уточнять причины, по которым заявитель не обратился в местные правоохранительные органы и его отношение к тому, что сведения, предоставленные заявителем, могут быть переданы в компетентные органы страны пребывания.

В дальнейшем разговоре тактично уточняется, имеется ли у заявителя время, необходимое для ответов на вопросы, может ли заявитель назвать номер телефона или иной способ связи с ним, свои фамилию, имя и отчество, как оценивать его информацию - как анонимную или как официальное обращение. Если у заявителя имеются документальные материалы, следует предложить ему переслать их по факсимильной связи или по электронной почте на официальный электронный адрес СК России, а также передать материалы через приемную СК России.

3.4. Если в содержании сообщения имеются признаки подготовки или совершения террористического акта или иного особо тяжкого преступления, сотрудник безотлагательно докладывает об этом дежурному следователю отдела дежурных следователей управления оперативных служб Главного организационно-инспекторского управления и своему непосредственному руководителю для принятия экстренных мер по проверке информации, пресечению, а главное предупреждению совершения преступления.

В целях оперативного принятия решений также подлежат обязательному безотлагательному докладу дежурному следователю отдела дежурных следователей управления оперативных служб Главного организационно-инспекторского управления следующие сообщения о:

коррупционных проявлениях со стороны сотрудников следственных органов;

ГАРАНТ:

О дополнительных мерах по обеспечению получения информации о фактах коррупции см. приказ Следственного комитета России от 8 февраля 2012 г. N 5

недостойном поведении сотрудников следственных органов, совершении ими порочащих поступков либо преступлений.

3.5. Операторами осуществляется документирование сообщений граждан на "телефон доверия", регистрация и учет сообщений, поступающих по "телефону доверия", в системе АИК "Надзор".

При отсутствии АИК "Надзор" в следственных органах регистрация сообщений, поступающих по "телефону доверия", ведется в журналах регистрации (приложение N 1). Передача справки, составленной по сообщению, осуществляется под роспись в журнале регистрации.

3.6. В АИК "Надзор" в группе "Сообщения граждан "по телефону доверия" формируется регистрационная карточка (РК), в которую оператор вносит следующие реквизитные данные:

"вид доставки" - по телефону;

"состав" - количество листов справки;

"содержание" - краткое содержание сообщения (факт, время и дата события);

"корреспондент" - фамилия, имя, отчество, адрес обратившегося (при наличии данных), при их отсутствии отметить - "анонимное";

"журнал передачи" - указать подразделение, в которое передано устное сообщение.

После регистрации распечатывается внутренний реестр передачи с указанием даты и времени передачи, а также расшифровки подписей передающего и принимающего должностных лиц.

3.7. Ежедневно по состоянию на 9-00 операторы готовят единую сводку поступивших за сутки по "телефону доверия" сообщений, в которой отражают их количество, характер и краткое содержание (приложение N 2). В случае оценки информации как относимой, своевременной, полной, достоверной и важной составляется справка о содержании сообщения. Сводка и справки, составленные по сообщениям, до 10-00 передаются в приемную Председателя СК России.

3.8. Копии справок, указанных в пункте 3.7 настоящего Регламента направляются для рассмотрения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и СК России, а также поручениями Председателя СК России, регламентирующими деятельность в сфере обращений граждан.

По сообщению, не относящемуся к компетенции СК России, заявителю даются разъяснения правового характера, о чем делается запись в ежедневной сводке.

3.9. Записи всех переговоров осуществляется на автоматической основе на жесткий диск компьютера, подключенного к внутренней локальной вычислительной сети СК России.

В случае необходимости по письменному запросу руководителей структурных подразделений центрального аппарата СК России, руководителей главных следственных управлений, следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Управлением предоставляется аудиозапись диалога оператора с заявителем.

3.10. Записи должны храниться на носителях, которые по физическим свойствам не могут быть перезаписаны, либо в которые не могут быть физически внесены изменения.

3.11. Использование "телефона доверия" не по назначению, в том числе в служебных и личных целях, запрещено.


4. Первичная оценка сообщений на "телефон доверия"


4.1. Оценка сообщений на "телефон доверия" осуществляется, как правило, по двум основным направлениям: оценка заявителя и оценка самого сообщения.

4.2. Оценка заявителя происходит в ходе приема его сообщения, при котором оператор "телефона доверия" анализирует поведение заявителя.

Если заявителем с явным психическим отклонением сообщается информация, имеющая отношение к следственным органам, она подлежит проверке в установленном порядке.

Если в поведении заявителя отклонений в психике не усматривается, оператор по особенностям голоса пытается определить, его состояние (волнуется, настроен агрессивно, доброжелательно, торопится, находится ли в месте, удобном для разговора или нет). Следует попытаться также выяснить откуда звонит заявитель (с территории России или из-за границы), кто он по профессии (военнослужащий, дипломат, сотрудник следственных органов и т.д.).

Важным моментом в оценке личности заявителя являются меры по выяснению мотивов его обращения на "телефон доверия" (гражданская позиция, месть, психические отклонения, выполнение поручения преступных групп, желание получить определенное "прикрытие" своей противоправной деятельности от следственных органов, стремление избежать уголовной ответственности и т.п.).

4.3. Оценка сообщения, поступившего на "телефон доверия", производится по следующим основным критериям: отнесенность к компетенции следственных органов; своевременность с точки зрения времени происхождения событий; полнота информации, позволяющей принимать управленческие и оперативные решения; достоверность сведений, содержащихся в сообщении; важность данных с точки зрения интересов (угроз) безопасности личности, обществу и государству.

При содержании в сообщении заявителя признаков подготовки к совершению особо тяжкого преступления или значительной угрозы безопасности личности, обществу или государству принимаются экстренные меры по оповещению заинтересованных государственных органов и участию следственных органов в пределах компетенции в предупреждении и пресечении таких преступлений и локализации угроз. В этих целях оператор обязан, получив от заявителя необходимые и достаточные сведения для предупреждения и пресечения тяжкого преступления или нежелательных для интересов безопасности личности, общества и государства последствий, доложить дежурному следователю отдела дежурных следователей управления оперативных служб Главного организационно-инспекторского управления СК России имеющуюся информацию об обстоятельствах получения и содержании сообщения заявителя.

В ходе опроса заявителя следует принять меры к выявлению необходимых сведений об обстоятельствах получения заявителем информации, круге источников, с использованием которых можно собрать дополнительные сведения, а также о лицах, которые не только обладают информацией, но и могут оказать реальную помощь следственным органам, либо выступить в качестве очевидцев. Важность информации оценивается с точки зрения наличия в сообщении угрозы безопасности личности, обществу и государству.


Приложение N 1

к Регламенту


Журнал
регистрации сообщений, поступающих по "телефону доверия"


N

п/п

Дата

Время

Краткое содержание сообщения

Ф.И.О. абонента (при наличии информации)

Адрес, телефон абонента (при наличии информации)

Результат первичного рассмотрения (кому передано для рассмотрения, дата и время, подпись, расшифровка подписи)









Приложение N 2

к Регламенту


Сводка сообщений, поступающих по "телефону доверия" Следственного комитета Российской Федерации
за "____"_____________________________________20  г.


Количество соединений по вызовам абонентов на "телефон доверия" __________________

Из них количество соединений, по которым зафиксированы сообщения _________________

Количество обработанных сообщений по "телефону доверия" _________________________


N

п/п

Peг. N Дата сообщения

Сообщенные обратившимся лицом персональные данные

Краткое содержание сообщения

Кому передана для рассмотрения справка по сообщению








Приказ Следственного комитета РФ от 19 апреля 2011 г. N 69 "О совершенствовании организации работы "телефона доверия"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение