Приказ Следственного комитета России от 11 августа 2011 г. N 124 "Об организации работы следователей-криминалистов в системе Следственного комитета Российской Федерации"

Приказ Следственного комитета России от 11 августа 2011 г. N 124
"Об организации работы следователей-криминалистов в системе Следственного комитета Российской Федерации"


В целях оперативного и качественного расследования преступлений, определения компетенции старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов, а также организации их деятельности в системе Следственного комитета Российской Федерации (СК России), руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-Ф3 "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:

1. Возложить на старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов СК России (далее - следователи-криминалисты) выполнение следующих задач:

осуществление криминалистической деятельности, направленной на оперативное и качественное расследование преступлений, отнесённых к подследственности СК России;

внедрение в деятельность СК России достижений науки, техники и положительного опыта расследования и раскрытия преступлений, разработка методики и тактики расследования преступлений отдельных видов;

участие в обобщении практики применения законодательства Российской Федерации, в проведении анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности и разработке на этой основе мер по ее совершенствованию;

формирование федеральных и ведомственных учетов, баз данных криминалистической информации и их ведение;

участие в деятельности по повышению квалификации и организации стажировки кадров СК России.

2. Установить следующий объем и пределы полномочий следователей криминалистов в сфере уголовно-процессуальной деятельности:

следователи-криминалисты СК России имеют право по письменным поручениям руководителей главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России (далее - следственные органы СК России):

производить прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлении;

участвовать в производстве осмотров (или производить осмотры): неопознанного трупа; места жительства (последнего места пребывания) пропавшего без вести лица; места происшествия по сообщениям о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, получивших общественный резонанс или требующих применения специальных навыков при проведении указанного следственного действия в целях обнаружения и закрепления следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела или рассмотрения сообщения о преступлении;

участвовать в планировании расследования, а также по согласованию с органом дознания - в планировании оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу;

участвовать в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий (производить отдельные следственные и иные процессуальные действия) без принятия уголовного дела к своему производству, в том числе в составе следственных групп, создаваемых для предварительного следствия по сложным или большим по объему уголовным делам;

участвовать в организации работы по назначению судебных экспертиз (подготовка материалов, необходимых для производства экспертиз; формулирование вопросов эксперту; выбор экспертного учреждения (эксперта); определение наиболее оптимального алгоритма исследования вещественных доказательств и т.д.);

изучать материалы проверки сообщений о преступлениях, связанных с безвестным исчезновением граждан и обнаружением трупов;

изучать уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, а также о нераскрытых преступлениях прошлых лет.

На основе изучения уголовных дел и материалов проверки сообщений о преступлении следователи-криминалисты имеют право вносить предложения:

об отмене необоснованных решений о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, об отказе в возбуждении уголовного дела;

о даче письменных указаний о направлении расследования;

о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий.

3. Возложить на следователей-криминалистов следующие обязанности:

1) осуществление анализа и выработки мер по совершенствованию:

работы аналитических групп следственных органов СК России по раскрытию преступлений прошлых лет и практики выявления, раскрытия и расследования серийных преступлений;

организации и практики использования следственными органами СК России при расследовании преступлений федеральных и иных банков данных криминалистической информации;

организации и практики деятельности следственных органов СК России по рассмотрению сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан;

практики криминалистического сопровождения предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности и преступлениях террористического характера;

производства следователями территориальных следственных органов СК России первоначальных следственных действий по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности;

организации надлежащего хранения вещественных доказательств по уголовным делам в соответствии с требованиями статей 81, 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и организационно-распорядительных документов СК России с обеспечением их сохранности;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете РФ, утвержденную приказом Следственного комитета России от 30 сентября 2011 г. N 142

2) организацию стажировки сотрудников, впервые назначенных на должность следователя и следователя-криминалиста, в том числе по проведению комплекса неотложных следственных действий (на базе учебных кабинетов криминалистики следственных органов СК России);

3) обобщение следственной практики в части своей компетенции и на этой основе разработка информационно-методических документов по вопросам современных методик расследования преступлений, проведения судебных экспертиз, научно-обоснованных и апробированных рекомендаций, информационных писем, обзоров и т.д.;

4) формирование и ведение учетов нераскрытых убийств, других тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в том числе террористической и экстремистской направленности, преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, и т.д.; иных баз данных криминалистической информации;

ГАРАНТ:

См. форму электронной карточки централизованного учета нераскрытых убийств, других тяжких и особо тяжких преступлений против личности, утвержденную приказом Следственного комитета России от 11 августа 2011 г. N 123

5) внедрение в следственную практику новых технико-криминалистических средств и средств программного обеспечения предварительного расследования, иных средств и методов криминалистики; взаимодействие в этой работе с научно-исследовательскими и судебно-экспертными учреждениями, криминалистическими подразделениями других правоохранительных органов;

6) анализ данных о потребности следственных органов СК России в криминалистической и специальной технике; подготовка предложений об их приобретении и распределении;

7) применение при производстве следственных действий средств аудиовизуальной фиксации, а также криминалистической и специальной техники, в том числе с целью отыскания орудий, следов преступления и других вещественных доказательств в различных средах;

8) обеспечение надлежащего функционирования передвижных криминалистических лабораторий, эффективного использования технико-криминалистических средств при расследовании преступлений, закрепленных за подразделением криминалистики.

4. Возложить на следователей-криминалистов персональную ответственность за надлежащее криминалистическое сопровождение производства предварительного расследования по уголовным делам.

5. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям следственных органов СК России в пределах установленной компетенции:

1) использовать в полном объёме предоставленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и организационно-распорядительными документами СК России полномочия следователей-криминалистов для решения стоящих перед СК России задач.

2) привлекать в случае необходимости следователей-криминалистов к участию:

в подготовке и проведении совещаний, в том числе межведомственных, по заслушиванию хода и результатов расследования по уголовным делам о нераскрытых преступлениях, по материалам проверки сообщения о преступлении;

в деятельности аналитических групп по раскрытию преступлений прошлых лет;

в проверках организации следственной работы и исполнения положений организационно-распорядительных документов СК России по основным направлениям деятельности;

в разработке проектов организационно-распорядительных документов руководителя следственного органа СК России;

в подготовке и реализации планов работы следственного органа СК России;

в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и совершенствования нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

в научно-практических конференциях, учебных семинарах, круглых столах и иных мероприятиях, направленных на повышение качества следственной работы и эффективности раскрытия преступлений.

3) при привлечении следователя-криминалиста к производству отдельных следственных и иных процессуальных действий, а также при применении им технических средств и способов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств производить соответствующую запись в протоколе следственного действия в соответствии со статьями 164, 166 УПК РФ;

4) исключить поручение следователям-криминалистам выполнение функций процессуального контроля, в том числе рассмотрение ходатайств следователей о продлении процессуальных сроков, рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан, а также ходатайств участников уголовного процесса, не направленных непосредственно на криминалистическое обеспечение производства предварительного расследования по уголовным делам.

6. Руководителю Главного управления криминалистики:

1) осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью следователей-криминалистов СК России;

2) оказывать практическую и методическую помощь в организации работы следователей-криминалистов подразделений криминалистики следственных органов СК России, в том числе при расследовании конкретных уголовных дел;

3) ежегодно анализировать работу следователей-криминалистов подразделений криминалистики следственных органов СК России; вносить руководителям СК России предложения по совершенствованию их деятельности;

принимать совместно с Главным управлением обеспечения деятельности своевременные и необходимые меры, направленные на обеспечение следственных органов СК России криминалистической и иной специальной техникой, передвижными криминалистическими лабораториями и осуществлять постоянный контроль за их сохранностью и целевым использованием.

ГАРАНТ:

О нормах обеспечения криминалистической и специальной техникой в Следственном комитете РФ см. приказ Следственного комитета России от 27 декабря 2011 г. N 159

7. Заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителю Главного военного следственного управления с учетом положений настоящего приказа и специфики деятельности военных следственных органов разработать и утвердить организационно-распорядительный документ об организации работы следователей-криминалистов в военных следственных органах СК России.

8. Руководителям следственных органов СК России:

ежегодно анализировать состояние работы следователей-криминалистов в подчинённых следственных подразделениях и до 20 января года, следующего за отчётным периодом, направлять сведения о результатах их работы в Главное управление криминалистики и Главное военное следственное управление.

9. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федераций в соответствии с распределением обязанностей.


Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции

А.И. Бастрыкин



Приказ Следственного комитета России от 11 августа 2011 г. N 124 "Об организации работы следователей-криминалистов в системе Следственного комитета Российской Федерации"


Текст приказа размещен на сайте Следственного комитета Российской Федерации в Internet (http://www.sledcom.ru)


Приказом Следственного комитета РФ от 8 августа 2013 г. N 53 настоящий приказ признан утратившим силу


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.