Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 996 "Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации" (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 996
"Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации"

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 767 настоящее постановление признано утратившим силу


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 747 "Об упорядочении использования авиации общего назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2907) и в целях совершенствования системы государственного регулирования в области развития авиации общего назначения Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Временное положение об авиации общего назначения Российской Федерации.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с Временным положением об авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденным настоящим постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.Черномырдин


Москва

13 августа 1996 г.

N 996


Приложение


Временное положение
об авиации общего назначения Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 996)

ГАРАНТ:

См. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

См. Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденные приказом Минтранса РФ от 18 июня 2003 г. N 147, вступающие в силу с 1 января 2005 г.


1. Гражданская авиация, используемая не за плату, а также авиация, выполняющая мобилизационно-оборонные задачи, относится к авиации общего назначения Российской Федерации (далее именуется - авиация общего назначения).

2. Авиация общего назначения эксплуатируется субъектами авиации, под которыми понимаются юридические и физические лица, использующие воздушные суда в некоммерческих целях, а также обслуживающие и обеспечивающие полеты воздушных судов авиации общего назначения и подготовку авиационного персонала (далее именуются - субъекты авиации общего назначения).

3. Авиация общего назначения состоит из деловой авиации и любительской авиации.

К деловой авиации относится часть авиации общего назначения, используемая субъектами авиации общего назначения с целью перевозки грузов и пассажиров, а также выполнения некоторых видов авиационных работ.

К любительской авиации относится часть авиации общего назначения, используемая субъектами авиации общего назначения в спортивных и учебных целях, для авиатуризма, выполнения рекламных, демонстрационных и других полетов.

4. Использование авиации общего назначения в Российской Федерации предусматривает:

для деловой авиации - обязательную сертификацию субъектов авиации общего назначения в порядке, предусмотренном для коммерческих эксплуатантов воздушного транспорта, с соответствующими особенностями в процедуре сертификации;

для любительской авиации - обязательную регистрацию субъектов авиации общего назначения, которая проводится при наличии сертификатов, выданных указанным субъектам авиации общего назначения.

Федеральная авиационная служба России обеспечивает:

аттестацию авиационного персонала с выдачей свидетельств, в которых указываются квалификационные отметки;

регистрацию воздушных судов авиации общего назначения;

регистрацию аэродромов и площадок авиации общего назначения;

контроль за порядком использования воздушного пространства;

аккредитацию и сертификацию субъектов авиации общего назначения;

инспектирование субъектов авиации общего назначения и организацию расследования авиационных происшествий.

5. Добровольные организации и объединения субъектов авиации общего назначения, имеющие соответствующие сертификаты и аккредитованные государственным полномочным органом сертификации, реализуют единую государственную политику в следующих областях:

подготовка, переподготовка и поддержание знаний и навыков авиационного персонала;

продление срока действия свидетельств и квалификационных отметок;

медицинское освидетельствование летного состава;

управление воздушным движением в пределах выделенных зон и районов;

летно-техническое освидетельствование воздушного судна;

техническое обслуживание воздушного судна;

контроль за поддержанием летной годности воздушного судна;

оценка технического состояния аэродромов;

контроль за обеспечением безопасности полетов.

6. Государственные требования к субъектам авиации общего назначения и порядок их сертификации определяются руководством по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора за эксплуатацией гражданских воздушных судов, утверждаемым Федеральной авиационной службой России.

7. Обязательной сертификации подлежат:

субъекты авиации общего назначения, отнесенные к категории деловой авиации;

субъекты авиации общего назначения, выполняющие отдельные виды авиационных работ, а также полеты по международным авиационным линиям;

авиационные учебные центры авиации общего назначения;

организации по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов авиации общего назначения;

ГАРАНТ:

См. Порядок сертификации Организаций по техническому обслуживанию авиационной техники ССВТ-ТО, утвержденный приказом Федеральной авиационной службы РФ от 30 декабря 1997 г. N 287


аэродромы авиации общего назначения;

авиационный персонал;

воздушные суда авиации общего назначения.

8. Главной задачей системы государственного регулирования деятельности авиации общего назначения является обеспечение проведения единой политики в соответствующей области государственными полномочными органами.

9. Основными целями системы государственного регулирования деятельности субъектов авиации общего назначения являются:

создание условий для эффективной деятельности и развития авиации общего назначения в Российской Федерации;

обеспечение безопасности полетов;

защита интересов государства и граждан Российской Федерации от незаконной деятельности или нарушений правил использования авиационной техники;

подтверждение соответствия субъектов авиации общего назначения государственным требованиям в области гражданской авиации;

содействие субъектам авиации общего назначения в научно-техническом и международном сотрудничестве;

гармонизация правил в области деятельности авиации общего назначения, действующих в Российской Федерации, с аналогичными правилами других государств и стандартами, предусмотренными Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации.

10. Государственным полномочным органом, осуществляющим регулирование деятельности субъектов авиации общего назначения, является Федеральная авиационная служба России и ее региональные управления.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. N 651 Федеральная авиационная служба России преобразована в Федеральную службу воздушного транспорта России


11. Федеральная авиационная служба России решает задачу государственного регулирования деятельности субъектов авиации общего назначения через обязательную сертификацию и регистрацию субъектов авиации общего назначения.

12. Соответствующие структурные подразделения Федеральной авиационной службы России являются руководящими органами в системе сертификации субъектов авиации общего назначения.

13. Структура системы государственного регулирования включает в себя кроме структурных подразделений Федеральной авиационной службы России и ее региональных управлений также аккредитованные центры сертификации и аттестованных экспертов.

14. Основными функциями Федеральной авиационной службы России в части государственного регулирования деятельности авиации общего назначения являются:

организация, проведение и координация работ по сертификации субъектов авиации общего назначения;

установление правил и процедур сертификации субъектов авиации общего назначения;

разработка требований к сертифицируемым объектам;

рассмотрение апелляций заявителей по поводу действий центров сертификации и аттестованных экспертов;

контроль за деятельностью центров сертификации и аттестованных экспертов;

осуществление инспекторского контроля за деятельностью сертифицированных субъектов авиации общего назначения;

утверждение нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов авиации общего назначения;

ведение реестров воздушных судов, аэродромов и площадок авиации общего назначения, сертифицированных и зарегистрированных субъектов авиации общего назначения, центров сертификации, аттестованных экспертов;

формирование банков данных по всем аспектам деятельности авиации общего назначения;

информационное обеспечение деятельности субъектов авиации общего назначения.

15. Функции, права, обязанности и ответственность центров сертификации и аттестованных экспертов устанавливаются в положениях, утверждаемых Федеральной авиационной службой России при их аккредитации.

16. В целях реализации настоящего Положения создаются центры сертификации, осуществляющие:

продление срока действия выданных авиационному персоналу свидетельств с указанием квалификационных отметок;

летно-техническую экспертизу воздушных судов;

контроль за поддержанием летной годности воздушных судов;

оценку технического состояния аэродромов.

17. Для контроля за обеспечением безопасности полетов воздушных судов и расследования авиационных происшествий могут быть использованы аттестованные эксперты.

18. Ответственность за организацию деятельности центров сертификации, а также за поддержание их на уровне сертификационных требований несут руководители указанных центров.

19. При выявлении нарушений в деятельности центров сертификации действие выданных им лицензий и сертификатов может быть приостановлено или аннулировано, а также применены иные санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

20. Государственной регистрации подлежат все воздушные суда авиации общего назначения. Правила государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения устанавливаются положением о государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утверждаемым Федеральной авиационной службой России.

ГАРАНТ:

О государственной регистрации воздушных судов см. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ


21. Государственная регистрация воздушных судов авиации общего назначения осуществляется при наличии сертификата (аттестата) летной годности типа воздушного судна, выданного государственным полномочным органом, и на основании приказа Федеральной авиационной службы России о допуске данного типа воздушного судна к эксплуатации в гражданской авиации. Допуск к эксплуатации в гражданской авиации и государственная регистрация единичных экземпляров воздушных судов, не имеющих сертификата (аттестата) летной годности типа воздушного судна, осуществляется в соответствии с приказом или специальным разрешением Федеральной авиационной службы России на основании акта летно-технической экспертизы, удостоверяющего соответствие данного воздушного судна государственным требованиям. При этом в свидетельство о летной годности данного воздушного судна могут быть внесены соответствующие ограничения.

ГАРАНТ:

См. Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденные приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. N 132, вступающие в силу с 30 марта 2004 г.


Летно-техническая экспертиза воздушных судов авиации общего назначения проводится в специально аккредитованных Федеральной авиационной службой России и Министерством оборонной промышленности Российской Федерации технических центрах субъектов авиации общего назначения. Правила и порядок работы таких центров определяются положениями, утверждаемыми Федеральной авиационной службой России и Министерством оборонной промышленности Российской Федерации. Другие нормативно-методические документы утверждаются структурными подразделениями Федеральной авиационной службы России и Министерства оборонной промышленности Российской Федерации при сертификации указанных центров в соответствии с положением о системе сертификации на воздушном транспорте России.

22. Обеспечение контроля и поддержание летной годности воздушных судов авиации общего назначения осуществляются через систему сертифицированных и аккредитованных Федеральной авиационной службой России и Министерством оборонной промышленности Российской Федерации технических центров, а также сертифицированных и аккредитованных Федеральной авиационной службой России авиационно-технических баз и ремонтных предприятий в соответствии с системой сертификации на воздушном транспорте.

Сроки проведения проверок и оценки технического состояния воздушных судов устанавливаются в свидетельстве о летной годности воздушных судов.

Внеочередное проведение оценки годности воздушных судов к полетам осуществляется по решению инспекторских органов Федеральной авиационной службы России при выполнении ремонта, доработок воздушных судов, а также вследствие возникновения причин, влияющих на летную годность воздушных судов.

23. Подготовка авиационного персонала авиации общего назначения проводится в аккредитованных Федеральной авиационной службой России авиационных учебных центрах. Требования, предъявляемые к указанным центрам, и порядок их сертификации определяются Федеральной авиационной службой России.

24. Лица, успешно закончившие курс подготовки и продемонстрировавшие уровень знаний и навыков не ниже требований, установленных Федеральной авиационной службой России, могут получить одно из следующих свидетельств:

пилот-любитель;

пилот аэростатического летательного аппарата;

пилот-планерист;

пилот сверхлегкого летательного аппарата;

пилот коммерческой авиации;

штурман;

бортинженер, бортмеханик;

бортрадист;

бортоператор;

бортпроводник;

инструктор парашютной службы;

диспетчер службы движения;

авиационный инженер, техник.

Состояние здоровья кандидатов на получение свидетельств летных специалистов должно соответствовать требованиям, установленным Федеральной авиационной службой России.

25. Контроль за поддержанием знаний и навыков авиационного персонала авиации общего назначения осуществляется при:

подготовке авиационного персонала;

аттестации и сертификации авиационного персонала;

инспектировании деятельности субъектов авиации общего назначения.

26. Подготовка авиационного персонала авиации общего назначения осуществляется на базе аккредитованных Федеральной авиационной службой России авиационных учебных центров, обеспечивающих первоначальную подготовку, переподготовку для работы на другом типе воздушных судов, повышение квалификации летных специалистов.

27. Аттестацию и сертификацию авиационного персонала авиации общего назначения осуществляют:

высшая квалификационная комиссия Федеральной авиационной службы России, которая осуществляет сертификацию летных специалистов с выдачей свидетельств, ведет картотеку выданных свидетельств;

региональные квалификационные комиссии Федеральной авиационной службы России, которые осуществляют аттестацию авиационного персонала авиации общего назначения и выдачу свидетельств в соответствии с порядком, утверждаемым Федеральной авиационной службой России.

28. Порядок использования воздушного пространства определяется действующими в Российской Федерации правилами. Обслуживание воздушного движения осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Федеральной авиационной службой России.

Службы управления полетами, создаваемые субъектами авиации общего назначения, должны быть аккредитованы соответствующим структурным подразделением Федеральной авиационной службы России. При этом указанные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами единой системы управления воздушным движением Российской Федерации.

29. К полетам допускаются воздушные суда авиации общего назначения, зарегистрированные в соответствии с пунктами 20 и 21 настоящего Положения.

К управлению воздушными судами допускаются лица, прошедшие подготовку в сертифицированных авиационных учебных центрах и имеющие действующие летные свидетельства с соответствующими квалификационными отметками, выданные Федеральной авиационной службой России.

30. Полеты воздушных судов авиации общего назначения выполняются:

по правилам полетов по приборам - на воздушных судах, имеющих соответствующее оборудование и допущенных Федеральной авиационной службой России к выполнению инструментальных полетов, при наличии у экипажа воздушного судна соответствующих квалификационных отметок;

по правилам визуальных полетов - во всех остальных случаях, если иное не предусмотрено другими нормативными документами, определяющими правила использования воздушного пространства Российской Федерации.

31. Полеты воздушных судов авиации общего назначения выполняются по воздушным трассам, местным воздушным линиям и в специально выделенном воздушном пространстве Российской Федерации.

32. Полеты в специально выделенном воздушном пространстве Российской Федерации производятся в соответствии с инструкциями по производству полетов, утвержденными в установленном порядке.

33. Организация и обеспечение полетов воздушных судов авиации общего назначения по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов осуществляются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих правила (порядок) осуществления полетов.

34. Организация субъектами авиации общего назначения летной работы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами Федеральной авиационной службы России, настоящим Положением, а также правилами и инструкциями, разрабатываемыми субъектами авиации общего назначения в пределах их полномочий и одобряемыми Федеральной авиационной службой России или ее региональными управлениями.

Полномочия субъектов авиации общего назначения определяются при их сертификации Федеральной авиационной службой России.

35. Инженерно-авиационное обеспечение полетов воздушных судов авиации общего назначения осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами в области гражданской авиации.

36. Техническая эксплуатация и ремонт воздушных судов авиации общего назначения осуществляются персоналом, прошедшим соответствующую подготовку по конкретному типу авиационной техники и получившим допуск к этой работе.

Персонал, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, руководствуется эксплуатационной документацией, разработанной изготовителем и введенной в действие в порядке, установленном Федеральной авиационной службой России.

37. Техническая эксплуатация и ремонт воздушных судов авиации общего назначения проводятся субъектами авиации общего назначения, прошедшими сертификацию и аккредитованными в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.

38. Аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов воздушных судов авиации общего назначения осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Федеральной авиационной службы России.

39. Метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов авиации общего назначения осуществляется в установленном для гражданской авиации порядке.

40. Полеты воздушных судов авиации общего назначения могут выполняться с аэродромов, вертолетных и иных специально подготовленных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов площадок (акваторий).

41. Аэродромы, вертолетные и иные площадки (акватории) авиации общего назначения подлежат регистрации, допуску к эксплуатации и занесению в реестр аэродромов авиации общего назначения, являющийся частью государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации, в установленном Федеральной авиационной службой России порядке.

42. Для каждого аэродрома, площадки (акватории) разрабатывается и утверждается в установленном Федеральной авиационной службой России порядке инструкция по производству полетов. Временные площадки субъектов авиации общего назначения подлежат регистрации в региональных управлениях Федеральной авиационной службы России.

43. Летный состав авиации общего назначения проходит обязательное медицинское освидетельствование в сертифицированных и аккредитованных Федеральной авиационной службой России врачебных летно-экспертных комиссиях.

Медицинское обеспечение полетов осуществляется по правилам и в объемах, устанавливаемых Федеральной авиационной службой России.

ГАРАНТ:

О медицинском освидетельствовании летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации см. Федеральные авиационные правила, утвержденные приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. N 50


44. Электросветотехническое, радиотехническое, орнитологическое, режимно-охранное и другие виды наземного обеспечения в зависимости от особенностей выполнения полетов и авиационных работ осуществляются соответствующими службами аэропортов и авиакомпаний на договорной основе.

45. Субъекты авиации общего назначения в соответствии с положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляют мероприятия по обеспечению авиационной безопасности.

Минимальные требования по обеспечению авиационной безопасности, предъявляемые к субъектам авиации общего назначения, утверждаются региональными управлениями Федеральной авиационной службы России.

46. Выполнение требований нормативных документов в области обеспечения авиационной безопасности, утвержденных Федеральной авиационной службой России, осуществляется субъектами авиации общего назначения или силами служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе.

47. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов (включая противопожарное обеспечение) воздушных судов авиации общего назначения осуществляется в соответствии с нормативными документами Федеральной авиационной службы России.

48. Контроль за деятельностью субъектов авиации общего назначения осуществляется Федеральной авиационной службой России и ее региональными управлениями.

49. Инспекторские органы Федеральной авиационной службы России и ее региональных управлений для обеспечения функций контроля за деятельностью субъектов авиации общего назначения создают на местах из наиболее подготовленных специалистов по представлению субъектов авиации общего назначения группы аттестованных экспертов, которым делегируются соответствующие полномочия.

50. Субъекты авиации общего назначения обязаны обеспечить инспекторским органам, указанным в пункте 49 настоящего Положения, доступ к своим объектам и воздушным судам, а также предоставлять информацию о своей деятельности, необходимую для исполнения инспекторскими органами возложенных на них функций.

51. Расследование авиационных происшествий и инцидентов, происшедших с воздушными судами авиации общего назначения, производится в установленном порядке и в соответствии с положением о расследовании авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации Российской Федерации.

52. Требования настоящего Положения являются обязательными для выполнения всеми государственными органами и субъектами авиации общего назначения на всей территории Российской Федерации.

53. Ответственность за соблюдение требований нормативных документов в области гражданской авиации и настоящего Положения возлагается на субъекты авиации общего назначения.

54. Информационное обеспечение субъектов авиации общего назначения осуществляется через региональное управление Федеральной авиационной службы России и через общественные объединения субъектов авиации общего назначения на договорной основе.

55. В соответствии с настоящим Положением и Положением о системе сертификации на воздушном транспорте Федеральная авиационная служба России ведет:

реестр воздушных судов авиации общего назначения, являющийся частью государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации;

реестр аэродромов авиации общего назначения, являющийся частью государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации;

реестр сертифицированных субъектов авиации общего назначения;

банк данных по материалам расследования авиационных происшествий и инцидентов в авиации общего назначения;

картотеку выданных свидетельств летных специалистов авиации общего назначения;

картотеку аттестованных экспертов;

сбор другой информации о деятельности субъектов авиации общего назначения.

56. Субъекты авиации общего назначения представляют данные о своей деятельности и необходимую статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 996 "Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 сентября 1996 г., N 37, ст. 4289


Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 767 настоящее постановление признано утратившим силу