Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1996 г. N 2951/96 Ссылка в решении на то, что параграфом 107 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении ответственность за задержку приема груженых вагонов возложена на порт и иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, необоснованна, так как в нем речь идет об ответственности за простой вагонов, а в данном случае взыскивается штраф за невыполнение плана перевалки

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 8 октября 1996 г. N 2951/96


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 15.04.96 по делу N 8/115.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Управление Дальневосточной железной дороги обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к акционерному обществу открытого типа "Сахалинское морское пароходство" о взыскании 5 666 400 рублей штрафа за невыполнение плана перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, в январе 1995 года.

Решением от 19.09.95 в иске отказано.

Постановлением от 13.11.95 апелляционная инстанция оставила указанное решение без изменений.

Постановлением от 23.01.96 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отменил указанные судебные акты и передал дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Сахалинской области решением от 15.04.96 в иске отказал.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение Арбитражного суда Сахалинской области от 15.04.96 отменить и иск Управления Дальневосточной железной дороги удовлетворить в заявленной сумме.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Решение об отказе в иске арбитражный суд мотивировал непредставлением истцом доказательства того, что его исковые требования основаны на договоре, законе или плановых обязательствах.

Между тем в деле имеется узловое соглашение между Дальневосточной железной дорогой, Сахалинским морским пароходством и Сахалинской железной дорогой о порядке приема и передачи вагонов с грузами прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения с одного вида транспорта на другой в портах Ванино и Холмск и согласованные Министерством путей сообщения Российской Федерации и Минморфлотом России и доведенные до железной дороги и пароходства планы перевалки грузов в порту Ванино в январе 1995 года.

Факт невыполнения пароходством плана перевалки грузов в январе 1995 года подтвержден учетной карточкой выполнения плановой нормы перевалки грузов с железнодорожного на водный транспорт, безоговорочно подписанной начальниками станции и порта Ванино.

Согласно параграфу 106 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и пункту 5.1 узлового соглашения ответственность за невыполнение плана перевалки несут пароходство и железная дорога.

Ссылка в решении на то, что параграфом 107 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, ответственность за задержку приема груженых вагонов возложена на порт и иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, необоснованна, так как в нем речь идет об ответственности за простой вагонов, а в данном случае взыскивается штраф за невыполнение плана перевалки.

АООТ "Сахалинское морское пароходство" является правопреемником Сахалинского морского пароходства и несет ответственность за невыполнение последним взятых на себя обязательств. Во время заключения узлового соглашения пароходство не было акционерным обществом, и порт Ванино входил в структуру пароходства.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Сахалинской области от 15.04.96 по делу N 8/115 отменить.

Взыскать с акционерного общества открытого типа "Сахалинское морское пароходство" в пользу Управления Дальневосточной железной дороги 5 660 400 рублей штрафа и 566 640 рублей госпошлины по делу и жалобам.


И.о. Председателя Высшего

Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К.Юков





Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1996 г. N 2951/96


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 1997, N 1




Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.