Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 24 сентября 2015 г. по делу N 33а-10977/2015

 

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Андреева А.А.,

судей Серышевой Н.И.,Тертышной В.В.,

при секретаре Бокатовой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Девятайкина А. А. оспаривании решений органов государственной власти, местного самоуправления, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Мамонтова А.И.

на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 17 июля 2015 года, которымпостановлено:

Заявление Девятайкина А. А. на решения органов местного самоуправления - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 29 апреля 2015 года N " ... " в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу "адрес"

Обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области выдать градостроительный план земельного участка скадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу "адрес", отказав Девятайкину А. А. в удовлетворении остальной части заявления о признании незаконным решения Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 26 марта 2015 года N " ... ".

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И.,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Девятайкин А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, возложении обязанности, указав в обоснование, что являясь собственником земельного участка мерою " ... " кв.м., категория земель - земли сельхозназначения - дачное строительство, расположенного по адресу: "адрес". В 2014 году обращался в министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области, а в 2015 году в комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном земельном участке.26.03.2015 года комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области ему было отказано в выдаче разрешения на строительство по вышеуказанному адресу земельного участка, ввиду нахождения земельного участка, принадлежащего заявителю, в границах агрохозяйственной функциональной зоны особо охраняемой природной территории - природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".

Кроме того, он обратился в администрацию Среднеахтубинского района Волгоградской области с просьбой выдать в его адрес градостроительный план земельного участка с точным описанием сложившейся ситуации. Однако в выдаче градостроительного плана ему было отказано со ссылкой на пункт 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда, представителем администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Мамонтовым А.И. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать, указывая в обоснование, что поскольку целью требуемой заявителем подготовки градостроительного плана является строительство объектов капитального строительства на территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", что противоречит закону, отказ администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка является правомерным.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждено, что Девятайкин А.А. является собственником земельного участка площадью " ... " кв.м., из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - дачное строительство, с кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, запись о государственной регистрации N " ... ".

Указанный земельный участок расположен в границах природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", относящегося к категории особо охраняемой природной территории.

21 апреля 2015 года Девятайкин А.А. в лице представителя ФИО. обратился в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о выдаче ему градостроительного плана указанного земельного участка.

29 апреля 2015 года администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в выдаче градостроительного плана земельного участка отказано в связи с тем, что в соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном для ведения дачного хозяйства, не требуется.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Статьёй 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1,2 данной статьи).

В силу этого градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учёт.

Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведённых норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.

Исходя из указанных обстоятельств, с учётом приведённых выше норм права, судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконном отказе администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 29 апреля 2015 года N " ... " в выдаче градостроительного плана земельного участка, с возложением обязанности на администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области устранить допущенные нарушения путём выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N " ... ".

Доводы жалобы о том, что отказ в выдаче градостроительного плана обусловлен тем, что целью подготовки градостроительного плана является строительство капитального строительства на территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" несостоятельны к отмене решения суда, поскольку в силу статей 42, 43, 48, 51, 52, 53, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является лишь одним из ряда документов, необходимых для ведения строительства, и не служит безусловным основанием для выдачи разрешения на строительство или для ввода объекта в эксплуатацию, если при этом нарушаются требования закона.

Кроме того, Девятайкин А.А. оспаривает отказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в выдаче ему разрешения на строительство жилого дома по адресу: "адрес", "адрес"

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство, администрация ссылалась на пп. 1 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Вместе с тем, из пп. 6 п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство выдаётся в случае осуществления строительства, реконструкции: объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

При этом п.п. 9, 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Решением комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 26 марта 2015 года N " ... " в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома отказано по тем основаниям, что не соблюдены требования действующего законодательства при изменении целевого назначения спорного земельного участка, в связи с чем, представленное в комитет заявителем свидетельство о государственной регистрации права собственности серии N " ... " N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером N " ... ", не может рассматриваться как правоустанавливающий документ, разрешающий строительство на указанном земельном участке индивидуального жилого дома.

Комитет пришёл к выводу о том, что правоустанавливающий документ на земельный участок представлен не был. Кроме того, указано, что не был представлен градостроительный план на земельный участок, что также послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Поскольку при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство Девятайкиным А.А. не были предоставлены документы, предусмотренные ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 17 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Мамонтова А.И. - без удовлетворения.

 

Председательствующий судья

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.