Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 19 ноября 2015 г. по делу N 33а-13020/2015

 

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.,

судей Балашовой И.Б., Тертышной В.В.,

при секретаре Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению З. о признании недействительным в части градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности внести изменения в градостроительный план земельного участка

по апелляционной жалобе З.

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 сентября 2015 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления З. о признании недействительным в части градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности внести изменения в градостроительный план земельного участка, возмещении судебных расходов - отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

З. обратилась в суд с заявлением, указывая о том, что она является соарендатором 1/1 доли земельного участка с кадастровым N " ... " расположенного по "адрес", разрешённое использование - под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство (участок N42).

По её заявлению 16 июля 2015 года распоряжением департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда N " ... " утверждён градостроительный план указанного земельного участка.

На основании названного градостроительного плана, 7 августа 2015 года департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда отказано ей в выдаче разрешения на строительство на данном земельном участке в связи с несоответствием проектной документации требованиям утверждённого градостроительного плана земельного участка, а именно: отсутствием утверждённого проекта планировки территории, которому, как установлено в градостроительном плане земельного участка, должна соответствовать проектная документация.

Заявитель считала выданный ей градостроительный план не соответствующим требованиям закона и нарушающим её права в части ссылок на не утверждённый проект планировки территории.

Так, согласно п/п 6 п.2.2.4 "иные показатели" градостроительного плана, основные виды разрешённого использования земельного участка, место допустимого размещения и предельные параметры разрешённого строительства объектов капитального строительства необходимо принять в соответствии с документацией по планировке территории утверждённой в установленном порядке и градостроительным регламентом для зоны Ж4 (зоне планируемой жилой застройки).

В соответствии с п/п 8 п.2.2.4. подготовку проектной документации, схемы планировочной организации земельного участка для объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи) осуществлять после утверждения документации по планировке территории в соответствии с техническими регламентами, с учетом зон, ограниченных в использовании для эксплуатации инженерных коммуникаций.

Согласно п/п 9 п.2.2.4 в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 19 января 2012 года N78 заказчиком на подготовку документации по планировке территории по "адрес" юго-восточнее пересечения с "адрес" определён гражданин М.

Исходя из приведенных положений, градостроительный план земельного участка ввёл требования об обязательном соответствии проектной документации отсутствующей (не утверждённой на данный момент) документации по планировке территории. Однако, положения ч.3 ст. 44 ГрК РФ содержат исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.

В подп. 2.2.1 - 2.2.4 Формы градостроительного плана, утверждённой Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 207 закреплено отражение в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента. Территориальная зона в границах территории, ограниченной "адрес", кварталом "адрес" признана зоной смешанной застройки жилыми домами (Ж-4). Таким образом, принадлежащий ей на праве аренды земельный участок с кадастровым N " ... " расположен в зоне смешанной застройки жилыми домами (Ж-4).

Установленные в Правилах землепользования и застройки предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны планируемой жилой застройки отражены в установленном порядке в п/п 6 п.2.2.4 градостроительного плана земельного участка. Тем самым градостроительный план земельного участка содержит сведения градостроительного регламента. Включение иной информации в п.2.2.4. градостроительного плана земельного участка, не относящейся к сведениям градостроительного регламента, действующее законодательство, устанавливающее исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка, не предусматривает и является незаконным.

Кроме того, по смыслу ст.ст. 41-46 ГрК РФ исполнение обязанности органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительного плана конкретного земельного участка не обусловлено наличием утверждённой в установленном порядке документации по планировке территории. В этой связи ссылки в градостроительном плане земельного участка в п.2.2.4, на отсутствующую документацию по планировке территории не основаны на законе.

Сославшись на указанные обстоятельства, просила суд признать недействительным, как несоответствующий ст. 44 ГрК РФ градостроительный план N " ... " земельного участка (кадастровый N " ... "), расположенного по "адрес", утверждённый распоряжением руководителя департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда N557-осн от 16 июля 2015 года в части: указания в п/п 6 п.2.2.4 слов "с документацией по планировке территории утверждённой в установленном порядке"; указания в п/п 8 п.2.2.4 слов "после утверждения документации по планировке территории"; п/п 9 п.2.2.4.

Обязать департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в десятидневный срок с момента вступления решения суда в силу устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в градостроительный план N " ... " земельного участка (кадастровый N " ... " расположенного по "адрес", утверждённый распоряжением руководителя Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда N557-осн от 16.07.2015 посредством исключения указания из п/п 6 п.2.2.4 слов "с документацией по планировке территории утверждённой в установленном порядке", исключения указания из п/п 8 п.2.2.4 слов "после утверждения документации по планировке территории", исключения п/п 9 п.2.2.4 и выдать его заявителю.

Взыскать с департамента в её пользу " ... " руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе З. просит об отмене состоявшегося по делу решения, считая, что судом необоснованно отказано в удовлетворении требований, неверно применены нормы материального права и неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В связи с введением в действие с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с учетом положений ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению и разрешению в соответствии с указанным нормативным актом.

В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, их представители, извещенные надлежащим образом, не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Как следует из материалов дела, распоряжением департамента по градостроительству и архитектуре Волгограда от 16 июля 2015 года N557-осп утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым N " ... " находящегося в аренде З. с разрешенным использованием - под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, расположенного по "адрес"

Градостроительный план имеет раздел п.2.2.4 "Иные показатели", где в подп.6 указано: основные виды разрешённого использования земельного участка, место допустимого размещения и предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства необходимо принять в соответствии с документацией по планировке территории утвержденной в установленном порядке и градостроительным регламентом для зоны Ж4 (зоне планируемой жилой застройки); в подп. 8 указано: подготовку проектной документации, схемы планировочной организации земельного участка для объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи) осуществлять после утверждения документации по планировке территории в соответствии с техническими регламентами, с учетом зон, ограниченных в использовании для эксплуатации инженерных коммуникаций; в подп. 9 указано: в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 19 января 2012 года N78 заказчиком на подготовку документации по планировке территории по "адрес" юго-восточнее пересечения с "адрес" определен гражданин М.

Градостроительный план, в числе документов, необходимых для получения разрешения на строительство, административным истцом (далее - истец) представлен в администрацию Волгограда для получения разрешения на строительство.

Письмом от 7 августа 2015 года N 05-к/4614 администрация Волгограда уведомила истца об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта - многоквартирный жилой дом, расположенный по "адрес" в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N " ... ", утвержденного распоряжением департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 10 июля 2015 года N557-осн, а именно: не выполнены требования п.6 раздела "иные показатели" градостроительного плана земельного участка, в соответствии с которым основные виды разрешенного использования земельного участка, место допустимого размещения и предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства необходимо принять в соответствии с документацией по планировке территории утвержденной в установленном порядке. Утвержденный проект планировки территории, на которой расположен вышеуказанный земельный участок, отсутствует.

Принятие такого решения явилось поводом для обращения З. в суд с вышеуказанным заявлением.

Разрешая требования З.., суд пришел к выводу о том, что оспариваемый истцом градостроительный план земельного участка соответствует форме, утвержденной Приказом Минрегионразвития РФ от 10 мая 2011 года N 207, выдан уполномоченным лицом, содержит актуальную градостроительную информацию, в связи с чем отражение в нем отдельных сведений о возможности строительства в соответствии с документацией по планировке территории действующему законодательству не противоречит и не нарушает права З.

Оснований не согласиться с таким выводом суда у судебной коллегии не имеется в связи со следующим.

Исходя из содержания ст. 56 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, цель которой состоит в обеспечении органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В силу п. 4 ч. 3 ст. 44 данного Кодекса в составе градостроительного плана земельного участка 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 207 утверждена Форма градостроительного плана земельного участка, которая, в частности, предусматривает указание на чертеже градостроительного плана схемы расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план) и сведений о месте допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется, а также на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется (пункт 1); отражение информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, а который действие градостроительного регламента распространяется, на который градостроительный регламент не устанавливается и на который градостроительный регламент не распространяется (пункт 2); размещение информации о разрешенном использовании земельного участка (подпункт 2.1.1); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется, предписывает внесение сведений о назначении объекта капитального строительства с указанием его номера согласно чертежу (подпункт 2.2), о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе их площади, путем заполнения таблицы с графами (подпункт 2.2.1), о максимальном проценте застройки в границах земельного участка (подпункт 2.2.3), об иных показателях (подпункт 2.2.4); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который градостроительный регламент не устанавливается и не распространяется, предусматривает строку для заполнения сведений о номере объекта капитального строительства и его назначении, а также таблицу предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков (подпункт 2.2.5).

Как установлено судом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 15 сентября 2010 года N 36/1087, принадлежащий З. земельный участок с кадастровым N " ... " расположен в территориальной зоне Ж 4 (зона смешанной застройки жилыми домами), при этом он в полном объеме расположен за границами красных линий на территории общего пользования.

В силу положений ч.4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с разделом 2.4 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, режим использования и застройки территорий Волгограда, на которые в соответствии с ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченными органами местного самоуправления Волгограда в соответствии с федеральными законами.

Документом, определяющим режим использования и застройки территорий Волгограда, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, является Положение об использовании территорий общего пользования городского округа город-герой Волгоград, утвержденное приказом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Волгоградской области от 11 января 2011 года N 1.

Согласно п.2.1 указанного Положения, требования к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства на земельных участках (равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства) в границах территорий общего пользования определяются документацией по планировке территории.

Указанная информация об условиях использования земельного участка З. отражена в п.4 раздела 2.2.4. оспариваемого градостроительного плана земельного участка, что соответствует правовым актам, регламентирующим порядок использования территорий общего пользования.

Как правильно указано судом, в связи с отсутствием в форме градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 10 мая 2011 года N 207, самостоятельного раздела для внесения информации об условиях использования таких земельных участков, в отношении которого действие градостроительного регламента не распространяется, заполнение раздела 2.2.4 "иные показатели" информацией об условиях использования этого земельного участка, не свидетельствует о нарушении требований действующих нормативных актов. В данном случае, оспариваемый градостроительный план земельного участка содержит, указанную в ч.3 ст. 44 ГрК РФ информацию, в том числе о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).

Так как градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и иные, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка, то отражение в разделе 2.2.4 "иные показатели" градостроительного плана земельного участка сведений о возможности строительства в соответствии с документацией по планировке территории действующему законодательству не противоречит Приказу Минрегиона РФ от 10 мая 2011 года N 207.

Отражение этих сведений не нарушает и прав административного истца, поскольку градостроительный план сам по себе прав и ограничений не устанавливает, не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Намерение заявителя в дальнейшем осуществить строительство на земельном участке многоквартирного жилого дома не является безусловным основанием считать, что её права нарушены. Как правильно указано судом, имеющийся конфликт частных интересов З., как правообладателя земельного участка, и публичных интересов, связанных с определением в отношении того же земельного участка территории общего пользования, не подлежит разрешению путем внесения изменений в градостроительный план земельного участка и исключения из него тех сведений, на которых настаивает заявитель.

В соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Поскольку оспариваемый З ... градостроительный план принадлежащего ей земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства и прав ее не нарушает, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось. Вопрос о взыскании судебных расходов разрешен в соответствии с требованиями ч.1 ст. 111 КАС РФ.

Выраженное в апелляционной жалобе несогласие апеллянта с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав З ... в результате отражения в разделе 2.2.4 "иные показатели" градостроительного плана земельного участка сведений о возможности строительства в соответствии с документацией по планировке территории и законности отражения этих сведений по существу сводится к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела административным истцом, в связи с чем, не может являться основанием для отмены судебного решения.

При этом иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.

Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка с кадастровым N " ... " на землях общего пользования, не могут быть приняты во внимание к отмене решения, поскольку исходя из предмета и оснований заявленных требований, представление таких доказательств не требовалось.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле собственника земельного участка в лице Территориального фонда Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области не может являться основанием для отмены решения, поскольку не основан на законе. В данном случае вопрос о правах или об обязанностях указанного лица судом не разрешался.

Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права. Все обстоятельства были предметом обсуждения в суде первой инстанции, и им дана надлежащая оценка по мотивам, приведенным в оспариваемом решении, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 сентября 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.

 

Председательствующий: подпись

 

Судьи: подписи

Верно:

 

Судья Волгоградского областного суда И.Б.Балашова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.