Апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2015 г. N 33а-41850/15 (ключевые темы: публичные слушания - проведение публичных слушаний - совет депутатов - проект межевания - проекты межевания территорий)

Апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2015 г. N 33а-41850/15

 

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей В.В. Ставича, А.Н. Пономарёва, при секретаре М.И. Меркеловой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе В.Н. Сошниковой на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 12 августа 2015 года по заявлению В.Н. Сошниковой к окружной комиссии префектуры САО г. Москвы, Совету депутатов муниципального округа Коптево г. Москвы о признании недействительными публичных слушаний по проекту межевания квартала N 8 района Коптево г. Москвы, отзыве согласования проекта, предоставлении заключения о целесообразности или нецелесообразности внесённых предложений

установила:

В.Н. Сошникова обратилась в суд с заявлением (в настоящее время - административным иском) к окружной комиссии префектуры САО г. Москвы, требуя признать недействительными публичные слушания по проекту межевания квартала N 8 района Коптево г. Москвы, проведённые в период с 30 октября 2014 года по 15 декабря 2014 года.

Кроме того, просила возложить на Совет депутатов муниципального округа Коптево г. Москвы обязанность отозвать согласование указанного проекта и предоставить заключение о целесообразности или нецелесообразности внесённых в ходе публичных слушаний предложений.

Требования мотивированы тем, что публичные слушания проведены с нарушением установленного законом порядка, а действия Совета депутатов муниципального округа Коптево г. Москвы не основаны на законе.

Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 12 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе В.Н. Сошниковой ставится вопрос об отмене решения.

В заседании судебной коллегии В.Н. Сошникова и её представители - Е.Н. Караваева, А.Ю. Натальчук, допущенные к участию в деле в соответствии с протокольным определением Московского городского суда на основании устного заявления В.Н. Сошниковой, доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представители окружной комиссии префектуры САО г. Москвы - Е.Д. Гуреева, по доверенности от 11 октября 2015 года, А.А. Шакиров, по доверенности от 14 сентября 2015 года, представитель Совета депутатов муниципального округа Коптево г. Москвы - С.В. Митюшов, по доверенности от 18 ноября 2015 года, просили решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав В.Н. Сошникову и её представителей, представителей окружной комиссии префектуры САО г. Москвы, представителя Совета депутатов муниципального округа Коптево г. Москвы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ, аналогия которых усматривается в ст. 12, ст. 56 ГПК РФ, действовавших на момент рассмотрения дела, суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Установлено, что в период с 30 октября 2014 года по 15 декабря 2014 года окружной комиссией префектуры САО г. Москвы была проведена процедура публичных слушаний по проекту межевания квартала N 8 района Коптево, о чем жители района заблаговременно были оповещены через средства массовой информации -- газету "Район Коптево" N 13 от октября 2014 года (номер подписан в печать 27 октября 2014 года), а также посредством объявлений, размещённых в специального отведённых для этого местах на информационных досках, информационных стендах в здании Управы района Коптево г. Москвы, а также подъездах жилых домов.

Проект, представленный на публичное обсуждение, был разработан ООО "***" по заказу департамента городского имущества г. Москвы.

Экспозиция проекта была проведена с 11 по 18 ноября 2014 года в помещении фойе "***" в ***, где проведено собрание участников публичных слушаний, ход которого фиксировался протоколом.

Указанный протокол был оформлен и утверждён 26 ноября 2014 года председателем окружной комиссией префектуры САО г. Москвы.

По результатам проведения собрания участников публичных слушаний по проекту межевания вынесено заключение от 11 декабря 2014 года, опубликованное 15 декабря 2014 года на официальном сайте префектуры САО г. Москвы в разделе "Публичные слушания в открытом доступе".

Согласно упомянутому заключению публичные слушания признаны состоявшимися, сделан вывод о необходимости откорректировать разработчику проект межевания в соответствии с предложениями и замечаниями, поступившими во время проведения публичных слушаний, после чего внести проект межевания на рассмотрение окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве г. Москвы в САО (л. д. 21-23 т.1).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что процедура проведения публичных слушаний соблюдена в полном объёме, требования ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы выполнены должным образом. Протокол и заключение содержат все необходимые сведения и реквизиты, соответствуют фактическим обстоятельствам и результатам проведённых публичных слушаний. Предложения и замечания участников публичных слушаний, включая те, которые поступили от В.Н. Сошниковой, предоставленные в соответствии с п. 17 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы, были внесены в протокол публичных слушаний. Доказательств нарушения своих прав действиями (бездействием) Совета депутатов муниципального округа Коптево г. Москвы, по поводу которых возник спор, административным истцом не представлено.

С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).

Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций (статья 1).

К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учёт мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определённым вопросам.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешённый вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки.

Эти вопросы регулируются, в частности, законодательством о градостроительной деятельности, отношения в сфере которой имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (статья 72, пункт "д" части 1, Конституции Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-О), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учёта мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).

Кроме того, в пункте 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации указан такой принцип законодательства о градостроительной деятельности, как участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия.

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.

Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 Кодекса).

Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Кодекса следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

В силу предписаний части 5 статьи 46 Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Кодекса).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ).

Приведённые нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учёта интересов населения.

Поскольку согласно статье 5 Градостроительного кодекса РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий, суд правильно исходил из того, что по настоящему делу подлежит исследованию обстоятельства, связанные с обеспечением права В.Н. Сошниковой на участие в публичных слушаниях по проекту межевания территории применительно к следующим требованиям действующего законодательства г. Москвы.

Определяя особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае, если законами данных субъектов Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами данных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса (полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности), осуществляются органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 63); наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 5 статьи 63).

Возможность осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на основе законов данных субъектов Российской Федерации, определяющих вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований, полномочий в сфере градостроительной деятельности, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 225-О, допускается федеральными законодательными актами и соответствует принципам организации местного самоуправления в городах федерального значения, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в ряде других его решений, в том числе в официально опубликованных определениях от 10 ноября 2002 года N 281-О и от 5 июня 2003 года N 274-О.

В соответствии со ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в редакции, действующей на момент проведения слушаний) по вопросу утверждении проекта планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве; должны быть проведены публичные слушания.

Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предусмотрено проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.

Согласно ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.

По смыслу ч. 4 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.

Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:

1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;

2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);

3) проведение собрания участников публичных слушаний;

4) оформление протокола публичных слушаний;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Частью 6 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что в оповещении о проведении публичных слушаний указываются:

1) проект, представляемый на публичные слушания;

2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции;

3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний;

4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту;

5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту;

6) электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещён обсуждаемый проект.

В соответствии с ч. 7 указанной нормы оповещение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции:

1) подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа города Москвы, района города Москвы, на территории которого проводятся публичные слушания;

2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания;

3) направляется письменно в муниципальные собрания муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;

4) распространяется в качестве официальной информации:

а) через электронные средства массовой информации;

б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети "Интернет";

в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов;

г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации.

Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление (часть 8 ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы").

Части 9 и 10 этой статьи определяет порядок проведения экспозиции и предусматривают, что в период работы экспозиции должны быть организованы консультации для посетителей, распространение печатных информационных материалов о проекте. Посетители экспозиции имеют право внести свои предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции и записи предложений, замечаний.

Части 12 и 13 ст. 68 названного Кодекса предусматривают порядок регистрации участников собраний, регламент собрания участников публичных слушаний

В соответствии с частью 17 ст. 68 Кодекса в период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:

1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;

2) выступления на собрании участников публичных слушаний;

3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;

4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;

5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

Указанные в части 17 настоящей статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (ч. 18).

Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны:

1) проект, представленный на публичные слушания;

2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;

3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту (ч. 19).

На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (ч. 22).

В соответствии с частью 23 в заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:

1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;

2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;

3) содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту;

4) аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в пункте 3 настоящей части.

Участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В случае признания городской комиссией, Правительством Москвы результатов публичных слушаний недействительными соответствующий проект не может быть представлен в Правительство Москвы без повторного представления на публичные слушания. В случае признания решением суда результатов публичных слушаний недействительными соответствующий представленный на утверждение проект не подлежит утверждению, а утвержденный проект - применению (часть 26).

Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" установлено, что проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Москве (ч. 1 ст. 68 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28) осуществляется в соответствии с утверждённым Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.

В соответствии с п. 3 упомянутого Положения Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее - городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее - окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний.

Окружная комиссия действует на основании Положения об окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2009 г. N 270-ПП) и является постоянно действующим межведомственным совещательным органом. К задачам окружной комиссии относится организация и проведение в установленном порядке публичных слушаний. Окружная комиссия направляет в Городскую комиссию протокол публичных слушаний в пятидневный срок со дня его утверждения в целях подготовки Городской комиссией заключения о результатах публичных слушаний в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом города Москвы.

Городская комиссия является постоянно действующим межведомственным совещательным органом и действует на основании Положения о Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2009 г. N 270-ПП), которая в в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом города Москвы, подготавливает, утверждает и опубликовывает заключение о результатах публичных слушаний;

Согласно п. 16 и п. 19 названного Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний утверждаются Председателем окружной комиссии, который в соответствии со ст. 20 того же Положения направляет организатору подготовки документации протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний.

В соответствии с п. 2.3.15 Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утверждённым Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП, Префектура в установленном порядке утверждает состав и организует работу окружной комиссии по вопросам градостроительства и застройки при Правительстве г. Москвы.

На основании исследованных доказательств, достоверность которых доводами апелляционной жалобы не опровергнута, судом установлено, что эти требования закона окружной комиссией префектуры САО г. Москвы соблюдены, в результате чего достигнуты цели публичных слушаний - выявление коллективного мнения граждан по проекту межевания 8 квартала по указанному адресу, обеспечение заявителю возможности участвовать в его обсуждении, соблюдение порядка проведения публичных слушаний.

Указаний на доказательства обратного апелляционная жалоба не содержит.

Напротив, в апелляционной жалобе признается, что в протокол публичного слушания письменное обращение В.Н. Сошниковой внесено.

При этом заявитель, формально ссылаясь на то, что её письменное обращение было подвергнуто "существенному сокращению", не называет, в чем это выразилось и какие именно фактические данные, содержащиеся в заключении окружной комиссии префектуры САО г. Москвы, требуют дополнения, без которых цель публичных слушаний объективно не может считаться достигнутой.

Отсутствуют в жалобе и указания на обстоятельства, свидетельствующие о том, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические или юридические лица оспорили в судебном порядке документацию по проекту межевания территории.

Наконец, в апелляционной жалобе не названы обстоятельства, со ссылкой на соответствующие доказательства, свидетельствующие о нарушении приведённых выше законоположений, регулирующих порядок проведения публичных слушаний.

Изложенное опровергает доводы жалобы о неполном исследовании в процессе рассмотрения дела всех юридически значимых обстоятельств, неправильной оценке доказательств и недостаточной мотивированности решения, несоответствии содержания решения суда предъявляемым к нему ГПК РФ требованиям.

В апелляционной жалобе отсутствуют и указания на обстоятельства, в силу которых действия (бездействия) Совета депутатов муниципального округа Коптево г. Москвы нарушают права В.Н. Сошниковой.

Выводы суда в этой части, согласно которым Советом депутатов муниципального округа Коптево г. Москвы решения по проекту межевания не принималось и приниматься не должно, доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.

Часть доводов апелляционной жалобы является явно надуманными.

Так в жалобе утверждается, что в материалах дела отсутствуют замечания на протокол судебного заседания от 12 августа 2015 года, в то время когда они приобщены к делу, рассмотрены судом и отклонены на основании соответствующего определения от 28 сентября 2015 года.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.

К их числу относятся доводы жалобы о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица управы района Коптевао г. Москвы, допуск представителем заинтересованного лица ***, наличие в деле копии документов, содержащих сведения о дате выдачи с отметкой о том, где находится подлинный документ.

Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемое решение действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, В.Н. Сошниковой не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

определила:

решение Коптевского районного суда г. Москвы от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.