Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
З.Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 ноября 2015 года административное дело N 2-4215/15 по апелляционной жалобе администрации Московского района Санкт-Петербурга на решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 03 августа 2015 года по административному исковому заявлению П.А.В. к отделу социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения административного истца - П.А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.А.В. обратилась в Московский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным действия отдела социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга по вынесению решения об отказе в предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты молодому специалисту.
Решением Московского районного суда Санкт - Петербурга от 03 августа 2015 года удовлетворены требования П.А.В.
Постановленным решением признано незаконным решение отдела социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" об отказе П.А.В. в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты молодому специалисту.
На отдел социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга возложена обязанность устранить нарушение права П.А.В. путем принятия решения о предоставлении ей единовременной выплаты в установленном законом порядке в течении 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
С администрации Московского района Санкт-Петербурга в пользу П.А.В. взыскана сумма судебных расходов в размере " ... ".
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик администрация Московского района Санкт - Петербурга своего представителя не направил, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного ответчика.
Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.
С целью реализации прав граждан по обеспечению мер социальной поддержки, на территории Санкт - Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Согласно абзацу 3 статьи 44 Социального Кодекса Санкт - Петербурга дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся социальными и медицинскими работниками государственных учреждений социального обслуживания населения.
Согласно статье 45 указанного Закона в отношении работников государственных учреждений, указанных в статье 44 Социального Кодекса Санкт-Петербурга, устанавливается в частности такая дополнительная мера социальной поддержки как единовременная выплата молодым специалистам, указанным в абзацах втором - четвертом статьи 44 настоящего Кодекса и получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании, - шесть базовых единиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата" П.А.В. закончила образовательное учреждение высшего профессионального образования с присвоением квалификации "специалист по социальной работе".
На основании трудового договора от "дата" и дополнительного соглашения от "дата" П.А.В. принята на работу в " ... " на должность " ... "
Решением отдела социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга П.А.В. было отказано в предоставлении единовременной выплаты, являющейся мерой социальной поддержки молодых специалистов - социальных работников, установленной Законом Санкт-Петербурга от 09 ноября 2011 года N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
В обоснование отказа отделом социальной защиты указано, что П.А.В. занимает должность " ... ", а не " ... " как указано в Кодексе, в связи с чем вышеуказанные гарантии социальной поддержки социальных работников на нее не распространяются.
Полагая данный отказ незаконным, П.А.В. ссылалась на то, что должность специалиста по социальной работе относится к категории социальных работников, согласно Общероссийскому классификатору включена в базовую группу должностей социальных работников, перечень трудовых обязанностей заявителя включает в себя предоставление социального обслуживания детям-сиротам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, установив, что заявительница трудоустроена на должность специалиста по социальной работе впервые, кроме того занимаемая ею должность как по своей квалификационной принадлежности, так и по характеру выполняемой работы полностью соответствует определению " " ... ", пришел к выводу, о наличии у П.А.В. права на получение единовременной выплаты, являющейся мерой социальной поддержки молодых специалистов.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения поданного административного искового заявления, поскольку этот вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так, согласно положений трудового законодательства, при заключении трудового договора работник прежде всего договаривается с работодателем о характере той работы, которая должна будет им выполняться. В договоре указывается наименование профессии или должности, а также специальность и квалификация, характеризующие трудовую функцию работника, обусловленную соглашением сторон.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно-экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.
Так, постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367 утвержден Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Этот классификатор включает в себя:
профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих;
профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики;
должности служащих в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Наименование должностей, специальностей, профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам, если федеральными законами для лиц, работающих на этих должностях, по этим специальностям или профессиям, установлены льготы либо какие-то ограничения.
Квалификационные характеристики должностей работников, содержащиеся в этом справочнике, могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или могут служить основой для разработки внутренних организационно - распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.
В отдельных случаях квалификационные требования устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 года N 571-н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе" видом профессиональной деятельности по указанной специальности является деятельность по планированию, организации, контролю и реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения. Основной целью профессиональной деятельности является оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки.
Пунктом 3.1.1 Стандарта указана трудовая функция специалиста по социальной работе - организация первичного приема граждан и т.п. Из материалов дела следует, что такая трудовая функция выполняется согласно трудовому договору истцом.
"дата" в рамках реализации положений действующего законодательства о профессиональных стандартах в соответствии с положениями Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, Приказом Минтруда Российской Федерации N 677н были разработаны и утверждены профессиональные стандарты "Социальный работник"
Видом профессиональной деятельности социального работника согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 677-н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник" является предоставление социальных услуг клиентам организаций социального обслуживания. Основной целью профессиональной деятельности является предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, частично или полностью утратившему способность к самообслуживанию, социального обслуживания в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей.
Пунктом 3.1.1 Стандарта указана трудовая функция социального работника - выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании; приобретение за счет клиента и доставка на дом продуктов питания, в том числе горячих обедов и промышленных товаров первой необходимости; помощь в приготовлении пищи из продуктов клиента; сдача за счет средств клиента его вещей в стирку, химчистку, ремонт, получение их и доставка клиенту; содействие в организации устранения неисправностей и ремонта; организация уборки жилых помещений за счет клиента, в том числе с привлечение иных лиц (служб).
Из материалов дела следует, что исполнение таких трудовых обязанностей не относится к трудовой функция истца согласно трудовому договору и должностной инструкции, ею не выполняется.
Кроме того, профессиональные стандарты в разделе 3 содержат возможные наименования должностей. В отношении указанных должностей установлены исключительно их названия. В стандарте "Специалиста по социальной работе", соответственно, специалист по социальной работе, без указания возможности наименования указанной должности "социальный работник". В стандарте "Социальный работник" - социальный работник, без указания на возможность иных наименований.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы административного ответчика, что в рассматриваемом случае "специалист по социальной работе" и "социальный работник" являются различными специальностями, должностями. Судом неправомерно установлено тождество в наименовании должностей относительно характера выполняемых истцом трудовых функций.
Таким образом, поскольку Социальный кодекс предусматривает предоставление дополнительной меры социальной поддержки социальным работникам, в то время как П.А.В. согласно трудовому договору, должностной инструкции, профессиональным стандартам, не выполняет трудовую функцию социального работника, а выполняет иную трудовую функцию специалиста по социальной работе, постановленное судом решение не может быть признано, отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года отменить.
В удовлетворении требований П.А.В. о признании незаконным решения отдела социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга N ... от "дата" об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты молодому специалисту - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.