Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Закировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан к административный ответчик о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
административный ответчик (далее также - Ассоциация) создана общим учредительным собранием членов Ассоциации 28 апреля 2005 года.
7 сентября 2005 года Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Татарстан принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.
Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12 сентября 2005 года за основным государственным регистрационным номером ...
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ассоциации, ссылаясь на то, что в ходе плановой выездной проверки в деятельности Ассоциации выявлен ряд нарушений требований федерального законодательства и учредительных документов Ассоциации.
Ассоциация в письменных возражениях на административное исковое заявление просит в его удовлетворении отказать, так как выявленные нарушения, по ее мнению, не являются достаточными основаниями для ликвидации Ассоциации, ориентированной на достижение общеполезных целей, также указывает на недопустимость повторного привлечения к ответственности за одни и те же нарушения.
Выслушав объяснения представителей административного истца представитель 1 представитель 2 возражения представителя административного ответчика представитель адм ответчика исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
При этом согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее также - Федеральный закон).
Статьей 13 Федерального закона установлено право общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений также осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Статьей 29 Федерального закона установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Статьей 44 Федерального закона территориальным органам федерального органа государственной регистрации предоставлено право обращаться в суд с заявлением о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и части первой статьи 44 Федерального закона общественное объединение ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Судом установлено, что административный ответчик создана общественной организацией "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" в целях формирования гражданского общества: повышения правового сознания граждан, создания механизма реализации прав и свобод человека, объединения усилий правозащитных организаций в различных сферах жизнедеятельности общества (пункт 3.2 Устава Ассоциации). Ассоциация распространяет свою деятельность на территории Республики Татарстан и Чувашской Республики (пункт 1.6 Устава Ассоциации).
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 1246-р административный ответчик включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов.
В период с 7 сентября 2015 года по 2 октября 2015 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан в соответствии с распоряжением от 28 августа 2015 года N 1307р проведена плановая выездная проверка Ассоциации, по итогам которой 2 октября 2015 года составлен акт ... , в этот же день с ним ознакомлен представитель юридического лица руководитель ю.л.
В акте проверки указано на нарушение в деятельности Ассоциации норм федерального законодательства, а именно: несоблюдение требований учредительных документов о периодичности проведения общих собраний, необходимости проведения ревизорами Ассоциации ревизии ее финансовой деятельности; применение Ассоциацией упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности; размещение в информационно-телекоммуникационной сети " "данные изъяты" материалов без указания на статус Ассоциации как некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В соответствии с пунктом 8.8 Устава Ассоциации очередное заседание общего собрания ее членов созывается один раз в год и не позднее трех месяцев по окончании финансового года. Пунктом 8.5 Устава Ассоциации полномочие по созыву очередного общего собрания ее членов отнесено к компетенции председательствующего, избранного на последнем общем собрании.
Согласно пункту 10.2 Устава Ассоциации контроль за ее финансовой деятельностью, а также проведение ревизий финансовой деятельности осуществляет контрольно-ревизионный орган, состоящий из ревизора либо ревизоров, избираемых общим собранием членов Ассоциации сроком на три года.
Как следует из акта проверки от 2 октября 2015 года, общее собрание членов Ассоциации в 2015 году проведено 26 июня 2015 года, то есть с нарушением установленного срока. Контролирующим органом также выявлено отсутствие документов, подтверждающих осуществление ревизии финансовой деятельности Ассоциации за 2011, 2012 и 2013 годы.
В опровержение данных доводов Ассоциацией представлены: письма, направленные председателем Ассоциации руководитель ю.л. в период с 21 декабря 2015 года по 30 декабря 2015 года в адрес председательствующего общего собрания членов Ассоциации Иванов о нарушении им пункта 8.5 Устава Ассоциации, в адрес членов Ассоциации о необходимости созвать общее собрание в течение трех месяцев 2016 года, в адрес членов контрольно-ревизионной комиссии Петрова и Сидорова о необходимости провести ревизию финансовой деятельности за 2011-2013 годы; заключение проверки (выборочной) целевого расходования средств Ассоциации.
Таким образом, Ассоциация признала факт несоблюдения требований Устава, указанный в акте проверки, и приняла меры к устранению и недопущению впредь таких нарушений.
Пунктом 12 части 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, включены в перечень экономических субъектов, не применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Как указано в пункте 17 Информации Министерства финансов Российской Федерации N ПЗ-3/2015, при применении организацией упрощенных способов бухгалтерская отчетность может составляться в сокращенном объеме.
В ходе проверки, проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, установлено, что Ассоциация применяет упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Административным ответчиком суду представлено аудиторское заключение от 13 апреля 2015 года N 78 по результатам проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год, составленное обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" согласно которому бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение Ассоциации по состоянию на 31 декабря 2014 года и использование целевых средств за 2014 год в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем в заключении воспроизведены копии бухгалтерского баланса на 31 декабря 2014 года и отчета о целевом использовании средств за январь - декабрь 2014 года, датированных 9 апреля 2015 года. В данных документах отражен сокращенный объем сведений по сравнению с утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 года N 66н формами бухгалтерской отчетности, установленными для лиц, не применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, что свидетельствует о применении Ассоциацией таких способов.
В материалах дела также имеется решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан от 26 января 2016 года N 2.13-08/2/131, которым отказано в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений в связи с исполнением обязанности по представлению бухгалтерской отчетности за 2014 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
При оценке данных доказательств суд исходит из того, что они содержат суждения о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности финансового положения Ассоциации, а также об отсутствии оснований для привлечения к налоговой ответственности по конкретному составу правонарушения, связанному с соблюдением сроков представления бухгалтерской отчетности. В то же время факт применения Ассоциацией упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, которые она не вправе применять, после включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, этими доказательствами не опровергнут.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента, возлагается обязанность сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "данные изъяты"", указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
При проведении проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан установлено, что после включения Ассоциации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в информационно-телекоммуникационной сети "данные изъяты" размещены 19 материалов, в которых отсутствует указание на статус Ассоциации как организации, выполняющей функции иностранного агента.
Публикация данных материалов указывается Ассоциацией в качестве результатов своей деятельности за отчетный период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года в содержательном отчете по реализации проекта " "данные изъяты" в рамках пожертвования N ...
Письмом от 18 сентября 2015 года N 03-1842 в адрес исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан сообщает о выявлении материалов с признаками их распространения Ассоциацией без указания такой информации.
20 октября 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан составлены 5 протоколов об административных правонарушениях в области массовых коммуникаций.
Постановлениями мирового судьи судебного участка N 6 по Вахитовскому судебному району города Казани от 11 ноября 2015 года (дела N N 5-6-981/15, 5-7-981/15), оставленными без изменения решениями судьи Вахитовского районного суда города Казани от 22 декабря 2015 года (дела N N 12-3281/2015, 12-3280/2015), постановлениями Вахитовского районного суда города Казани от 14 декабря 2015 года (дела N N 5-775/15, 5-776/15, 5-777/15), оставленными без изменения решениями судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 3 февраля 2016 года (дела N N 7-122/2016, 7-120/2016, 7/121/2016) административный ответчик признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в нарушении порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
С учетом положений части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает доказанными факты распространения Ассоциацией в информационно-телекоммуникационной сети "данные изъяты" материалов без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ассоциацией не выполняются требования, предъявляемые федеральным законодательством к деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и направленные на обеспечение открытости и публичности в их деятельности, организацию должного общественного контроля за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляющих политическую деятельность на территории Российской Федерации и финансируемых из иностранных источников.
Таким образом, следует признать обоснованными доводы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Татарстан о том, что деятельность Ассоциации осуществляется с неоднократными и грубыми нарушениями закона, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" является основанием для ликвидации общественного объединения.
Данные нарушения, по мнению суда, являются существенными и неустранимыми, поэтому восстановление законности возможно только путем ликвидации Ассоциации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Доводы административного ответчика о недопустимости повторного привлечения к ответственности за одни и те же правонарушения подлежат отклонению, поскольку обращение уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации является самостоятельной юридической процедурой, урегулированной нормами гражданского законодательства, а привлечение к административной ответственности само по себе не исключает для юридического лица наступления предусмотренных законом гражданско-правовых последствий, вызванных нарушением требований законодательства и направленных на изменение его статуса как субъекта соответствующих правоотношений.
Иные доводы административного ответчика сводятся к оценке результатов деятельности Ассоциации и правовой оценке в рамках рассмотрения данного административного дела не подлежат.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.
В связи с этим суд считает необходимым возложить обязанность по осуществлению ликвидации Ассоциации на ее единоличный исполнительный орган - председателя административный ответчик руководитель ю.л.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан к административный ответчик удовлетворить.
Ликвидировать административный ответчик (основной государственный регистрационный номер ... , идентификационный номер налогоплательщика ... ), исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Установить срок ликвидации шесть месяцев, обязанности по ликвидации возложить на руководителя юридического лица - председателя административный ответчик руководитель ю.л.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 15 февраля 2016 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.