Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 апреля 2016 г. по делу N 33а-5893/2016 (ключевые темы: градостроительный план земельного участка - архитектура - градостроительная деятельность - незавершенное строительство - объекты капитального строительства)

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19 апреля 2016 г. по делу N 33а-5893/2016

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Сибгатуллиной Л.И., Саитгараевой Р.А.,

при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 18 декабря 2015 года, которым постановлено:

административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным решение МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Казани" об отказе подготовки Ф.Н. Хайруллину градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... :51, расположенного по адресу: г. Казань, улица "адрес"

Обязать МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Казани" устранить нарушение прав Фарида Набиулловича Хайруллина путем подготовки градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... :51, расположенного по адресу: г. Казань, улица "адрес"

Фариду Набиулловичу Хайруллину в удовлетворении оставшейся части административного иска отказать.

Фариду Набиулловичу Хайруллину в удовлетворении административного иска к ИК МО г. Казани отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Хайруллин Ф.Н. обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства г.Казани исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и к исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства г.Казани об отказе подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... :51, расположенного по адресу: г.Казань, ул. "адрес" в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец Хайруллин Ф.Н. является собственником 1\2 доли в праве собственности на земельный участок и незавершенный строительством жилой дом по указанному адресу.

5 ноября 2015 года он обратился с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, на которое письмом N9716/УАиГ/ОГ от 5 ноября 2015 года Управления архитектуры и градостроительства города Казани получил отказ.

Хайруллин Ф.Н. просил признать незаконным решение муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" об отказе в подготовке и предоставлении градостроительного плана земельного участка и обязать муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и исполнительный комитет муниципального образования города Казани подготовить и выдать ему градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ... :51.

В судебном заседании представитель административного истца Хайруллина Ф.Н., Ершова И.И., заявленные требования поддержала.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и представителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Суд заявленные требования удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представителя муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и исполнительного комитета муниципального образования города Казани Замалетдиновой Л.Н. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда постановлено при неправильном применении норм материального права. Указывается, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 16:50:090540:51 запрещено индивидуальное жилищное строительство, что исключает возможность подготовки градостроительного плана земельного участка с указанием места допустимого размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены. Хайруллин Ф.Н. в суд не явился, муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и исполнительный комитет муниципального образования города Казани своих представителей в суд не направили.

В силу части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Хайруллина Ф.Н. и представителей административных ответчиков муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела видно, что 2 июня 2014 года на основании договора купли-продажи доли жилого дома незавершенного строительством от 24 мая 2014 года произведена государственная регистрация права собственности Хайруллина Ф.Н. и Гордиенко И.В. в размере по 1/2 доле в праве собственности за каждым на жилой дом незавершенный строительством площадью застройки 28,8 кв.м степенью готовности 76 %, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. "адрес"

4 сентября 2014 года по заявлению муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Управлением архитектуры и градостроительства выдано градостроительное заключение о нахождении земельного участка площадью 956, 0 кв.м по ул.Повстанческая, 66 г.Казани в зоне действия градостроительных регламентов в составе Правил землепользования и застройки Градостроительного устава г.Казани - многоэтажной жилой застройки в 3-10 этажей (Ж4) и возможности формирования земельного участка.

21 октября 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером ... :51 площадью 956 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Кировский район, ул. "адрес". По сведениям ГКН, земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, и имеет вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом.

На основании постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани N83 от 16 января 2015 года "О предоставлении И.В. Гордиенко и Ф.Н. Хайруллину земельного участка" 16 февраля 2015 года между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани, с одной стороны, и Гордиенко И.В. и Хайруллиным Ф.Н., с другой стороны, заключен договор N 22297 купли-продажи указанного земельного участка с кадастровым номером ... :51.

5 марта 2015 года произведена государственная регистрация права собственности Хайруллина Ф.Н. и Гордиенко И.В. на земельный участок.

5 ноября 2015 года Хайруллин Ф.Н. обратился в Управление архитектуры и градостроительства г. Казани с заявлением о подготовке выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... :51.

Письмом муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" от 5 ноября 2015 года N 9716/УАиГ/ОГ Хайруллину Ф.Н. отказано в выдаче градостроительного плана со ссылкой на расположение земельного участка в зоне Ж4 (зона многоэтажной жилой застройки в 3-10 этажей), в которой индивидуальное жилищное строительство не входит в виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Признавая решение муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" от 5 ноября 2015 года незаконным и обязывая его устранить нарушение права административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка по заявлению его правообладателя не предусматривает возможности затребования у него предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

В силу предписаний Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (пункт 2 статьи 2); органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7); стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6 статьи 14).

Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 207 и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 93.

Анализ приведенных федеральных норм в их взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предполагают предоставления гражданами и юридическими лицами иных документов, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию. Отказ в выдаче градостроительного плана со всей очевидностью создает препятствия к осуществлению строительства.

Как правильно указал суд первой инстанции, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка, который носит информативный характер, по заявлению правообладателя земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, и не обусловлена необходимостью обоснования заинтересованным лицом целей истребования градостроительного плана.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части требования о возложении на муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" как на уполномоченный орган обязанности устранить допущенное нарушение его прав, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 18 декабря 2015 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.