Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Лобыкина С.Н.,
судей: Баюры Л.Н., Вилер А.А.,
при секретаре судебного заседания: Алексеенко Н.Н.,
рассмотрев 24 августа 2016 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по иску Цвень Н.Г. к Центральному банку Российской Федерации о взыскании районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы к районах Крайнего Севера к вознаграждению по итогам работы за 2015 год по апелляционной жалобе Цвень Н.Г. на решение Магаданского городского суда от 22 июня 2016 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения представителя ответчика Лапинского А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цвень Н.Г. обратилась в суд с иском к Отделению по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации о возложении обязанности произвести выплату районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера, исчисленных от суммы вознаграждения по итогам работы за 2015 год.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в период с 27 января 1994 года по 08 февраля 2016 года осуществляла трудовую деятельность в Главном управлении Центрального банка РФ по Магаданской области (преобразовано в Отделение по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ), в том числе в последний период замещала должность " ... ".
В нарушение требований трудового законодательства истцу в феврале 2016 года произведена выплата вознаграждения по итогам работы за 2015 год в " ... " без начисления на данную сумму районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера.
Считала, что поскольку вознаграждение по итогам года является составной частью заработной платы (стимулирующей выплатой), начисление на его сумму районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера должно производиться работодателем в обязательном порядке.
Ссылаясь на положения статей 129, 315-317 Трудового Кодекса Российской Федерации, статьи 10, 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также судебную практику по другим делам, просила суд взыскать с ответчика суммы районного коэффициента (186 637,52 рублей) и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера (213 300,02 рублей), исчисленных от суммы полученного вознаграждения по итогам работы за 2015 год в общем размере 399 937,54 рублей.
Определением Магаданского городского суда от 25 мая 2016 года, при подготовке дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве ответчика привлечен Центральный банк Российской Федерации (л.д. 1).
По результатам рассмотрения дела 22 июня 2016 года Магаданским городским судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене судебного постановления ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В качестве оснований к отмене судебного постановления ссылается на те же обстоятельства, что и при обращении в суд. Считает, что вознаграждение по итогам работы за год, являясь стимулирующей выплатой, включается в состав заработной платы и по этой причине на сумму вознаграждения подлежат начислению процентные надбавки за стаж работы в РКС и районный коэффициент.
Наличие в Положении ЦБ РФ условий о неначислении этих надбавок и коэффициента на вознаграждение по итогам работы за год, противоречит положениям трудового законодательства, в связи с чем данный локальный нормативный акт не подлежал применению при разрешении спора.
Указанием Банка России N 4072-У от 14 июля 2016 года внесены изменения в Положение N 392-П от 11 декабря 2012 года, которым из числа выплат, на которые не начисляются процентные надбавки и районный коэффициент исключено вознаграждение по итогам работы за год, что, по мнению истца, свидетельствует о признании ответчиком неправомерности установленного данным локальным правовым актом порядка выплаты вознаграждения по итогам работы за год не предусматривавшего начисление на него процентных надбавок и районного коэффициента.
В возражениях на апелляционную жалобу Центральный банк РФ полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, в том числе по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений ответчика, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью четвертой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, при разрешении дела судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом первой инстанции, истец в период с 27 января 1994 года по 08 февраля 2016 года осуществляла трудовую деятельность в Главном управлении Центрального банка РФ по Магаданской области (преобразовано в Отделение по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ), в том числе в последний период замещала должность " ... ".
В соответствии с приказом от 25 января 2016 года N ЛСТ7-44-22 трудовые отношения с ответчиком с 08 февраля 2016 года прекращены на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. в связи с сокращением численности или штата работников организации, с предоставлением ему гарантий, льгот и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.
25 февраля 2016 года ответчиком, путем зачисления на счёт истца, произведена выплата вознаграждения по итогам работы за 2015 год в сумме " ... ", без начисления на указанную сумму районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что выплата истцу вознаграждения по итогам работы за 2015 год произведена в соответствии с действующим на момент ее начисления и выдачи локальным нормативным актом ответчика, а именно Положением Центрального банка РФ от 28 декабря 2009 года N 352-П "О системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)", а также Положением Центрального Банка РФ от 11 декабря 2012 года N 392-П "О гарантиях и компенсациях по оплате труда работникам Банка России, работающим в РКС и приравненных к ним местностях, где законодательством России установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях" (с последующими изменениями и дополнениями), которыми начисление районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера на вознаграждение по итогам работы за год исключается.
Судебная коллегия указанный вывод суда полагает правильным, основанным на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с положениями статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании положений статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в указанных районах, устанавливаются Правительством РФ.
До принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта продолжает применяться установленный органами государственной власти бывшего Союза ССР порядок предоставления районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера (часть 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Разъяснений Минтруда России от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденных Постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 года N 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и коэффициенты (районные), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.
Таким образом, районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера применяются лишь к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда соответствующей организации, т.е. являются составной частью заработной платы (фактического заработка), и носят систематический, а не единовременный (разовый) характер.
В силу положений статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели наделены правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Из содержания заключенного с истцом трудового договора следует, что Цвень Н.Г. установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием. Кроме того, работник имеет право на доплаты, надбавки, поощрительные, стимулирующие и компенсационные выплаты в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России.
Система оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации утверждена Положением Банка России от 28 декабря 2009 года N 352-П "О системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (далее - Положение N 352-П).
В соответствии с пунктом 1.3. Положения N 352-П система оплаты труда работников включает должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавки стимулирующего характера, премии, поощрительные и иные выплаты).
К числу стимулирующих выплат также отнесена премия (вознаграждение) по итогам работы за истекший год (пункт 5.1. Положения N 352-П).
Пунктом 5.2. Положения N 352-П установлено, что на стимулирующие выплаты, в том числе премию (вознаграждение) по итогам работы за истекший год, не начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Данное правило закреплено также и в пункте 1.3 Положения Центрального Банка РФ от 11 декабря 2012 года N 392-П "О гарантиях и компенсациях по оплате труда работникам Банка России, работающим в РКС и приравненных к ним местностях, где законодательством России установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях" (далее Положение N 392-П).
Выплата вознаграждения производится по итогам работы за год на основании решения Совета директоров Банка России за счет средств соответствующего фонда вознаграждения, формируемого в момент утверждения сметы расходов на содержание Банка России на очередной год (пункты 7.2., 7.2.1. Положения N 352-П).
Формирование фонда вознаграждения осуществляется исходя из размера фонда заработной платы (по должностным окладам) и коэффициента к среднемесячному фонду заработной платы (по должностным окладам), определяемого Советом директоров Банка России.
Аналогичным способом формируется фонд вознаграждения подразделения Банка России (п. 7.2.2-1 Положения N 352-П в редакции указаний Банка России N 3391-У от 24 сентября 2014 года).
Таким образом, исходя из содержания Положения N 352-П фонд вознаграждения, не входит в фонд заработной платы сотрудников ЦБ РФ и формируется отдельно для выплаты премии (вознаграждения) по итогам работы за год.
Совет директоров Банка России - коллегиальный орган, формируемый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, которая по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности его членов (статьи 5, 15 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Совет директоров Банка России не является работодателем истца и, соответственно, поскольку выплата вознаграждения по итогам работы за год может быть произведена исключительно на основании решения данного коллегиального органа Банка России, премия (вознаграждение) по итогам работы за истекший год не может быть признана постоянной стимулирующей выплатой, являющейся составной частью заработной платы истца (фактического заработка), причитающейся ей за соответствующий отработанный период.
Не смотря на то, что пункт 1.3 Положения N 352-П включает стимулирующие выплаты в систему оплаты труда, не все из них являются составной частью заработной платы (фактического заработка) работников Банка России.
Так, отнесенные к числу стимулирующих выплат, наряду с премией (вознаграждением) по итогам работы за год, премии за персональные достижения, к юбилейным датам, при выходе на пенсию, а также поощрительные и иные выплаты в виде единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, материальной помощи при чрезвычайных обстоятельствах, формально входящие в систему оплаты труда, не являются постоянными составными частями заработной платы работника (фактического заработка), что также не предполагает начисление на данные выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что премия (вознаграждение) по итогам работы за год, является дополнительной (непостоянной) стимулирующей выплатой, устанавливаемой работодателем в целях поощрения работников за общий вклад в достижение целей и задач, стоящих перед Банком России.
Такая выплата не носит систематического характера, поскольку формируется и выплачивается за счет средств специально созданного для этих целей фонда, не являющегося фондом оплаты труда, а решение о её выплате не находится в непосредственной компетенции работодателя истца.
По указанным причинам, с учётом установленного Положением N 352-П порядка выплаты вознаграждения по итогам работы за год, а также источника её выплаты (не за счёт средств фонда оплаты труда), оснований для включения её в состав заработной платы, на которую начисляются процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и районный коэффициент, не имеется.
По своему содержанию вознаграждение по итогам работы за год является дополнительной стимулирующей труд сотрудников Банка России выплатой, полномочиями по установлению которой, включая установление порядка и условий её выплаты, а также их изменению, обладает работодатель.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика оснований для начисления на выплаченное истцу вознаграждение (премию) по итогам работы за 2015 год районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и, как следствие, о необходимости отказа в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании и применении норм трудового законодательства и локальных нормативных актов Банка России, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цвень Н.Г. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.Н. Лобыкин
Судьи: Л.Н. Баюра
А.А. Вилер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.