Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Сат У.О. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании индексации заработной платы по результатам роста индекса потребительских цен по апелляционной жалобе представителя истца Денисовой Н.К. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Сат У.О. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа N 2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее - МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем) с 01 сентября 2008 года. За 2013 год ее заработная плата составила ** руб. С учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Республике Тыва за 2013 год, который составил 5,4%, общая сумма задолженности по индексации его заработной платы за указанный период составляет ** руб. За 2014 год заработная плата составила ** руб. С учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Республике Тыва за 2014 года, который составил 9,5%, общая сумма задолженности по индексации ее заработной платы за указанный период составляет ** руб. За 2015 год заработная плата составила ** руб. С учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Республике Тыва за 2015 года, который составил 11,4 %, общая сумма задолженности по индексации ее заработной платы за указанный период составляет ** руб. В итоге долг по индексации заработной платы за указанные периоды составляет ** руб. Работодатель в нарушение ст. 22 ТК РФ ни разу не проиндексировал заработную плату. На ее письменное обращение от 25 января 2016 года о выплате индексации за указанные периоды был получен отказ в связи с отсутствием финансирования. Просила взыскать с МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем в ее пользу ** руб. в счет погашения задолженности по индексации заработной платы за 2013-2015 годы, возместить расходы по оформлению доверенности на представителя в размере 700 руб.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 июня 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Сат У.О. Денисова Н.К. просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование своих доводов указывает, что согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 заработную плату педагогических работников необходимо довести до уровня среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе. Исходя из имеющихся материалов, заработная плата, выплаченная Сат У.О., ниже среднемесячной заработной платы по Республике Тыва и по МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем, что является нарушением ее трудовых прав на получение заработной платы с учетом индексации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из ст. ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 130 ТК РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Судом первой инстанции установлено, что Сат У.О. состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ N 2 им. Т.Б. Куулар пгт. Каа-Хем с 01 сентября 2008 года в должности **.
Обосновывая иск, Сат У.О. указала, что начисленные и выплаченные ей суммы заработной платы за 2013-2015 годы должны быть проиндексированы на индексы потребительских цен, которые согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва за 2013, 2014 и 2015 годы составляют 5,4%, 9,5 % и 11,4 % соответственно.
Рассматривая и разрешая исковые требования Сат У.О., суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку истец работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем, финансирование которого производится из средств местного бюджета муниципального района "Кызылский район", то согласно ст. 134 ТК РФ индексация заработной платы должна производиться лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными по следующими основаниям.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и в силу предписаний ст.ст. 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями ТК РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст.ст. 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Тыва от 11 августа 2014 года N 2691 ВХ-1 "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Как следует из ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст. 2 данного Закона.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписано Правительству Российской Федерации обеспечить, в частности, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 722-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 года N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014-2020 годы" (подпрограмма 2 "Развитие общего образования") предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики.
Согласно сведениям Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (Тывастат), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Республике Тыва за 2013 год составляла 25 087,2 руб., за 2014 год - 27 507,4 руб., за 2015 год - 28 302,3 руб.
Как следует из справок формы 2-НДФЛ, общая сумма дохода Сат У.О. за 2013 год составила ** руб., за 2014 год - ** руб., за 2015 год - ** руб.
Постановлением Администрации муниципального района "Кызылский район" от 18 августа 2015 года N 181 утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций (учреждений) муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва, регламентирующее систему, порядок установления и выплаты заработной платы указанным категориям работников.
Таким образом, поскольку истец работает в муниципальном образовательном учреждении пгт. Каа-Хема, которое в силу ст. 134 ТК РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, то требования истца произвести индексацию его заработной платы за эти годы путем увеличения на индексы потребительских цен, не подлежат удовлетворению.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на переоценку фактически установленных судом обстоятельств и иное толкование норм действующего законодательства, не содержат мотивов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность решения, вследствие чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 08 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 декабря 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.