Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2017 г. по делу N 33а-997/2017

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой М.Н., судей Скакуна А.И., Оконешниковой М.М.,

при секретаре Афанасьевой А.А.,

с участием административного истца прокурора Калинина Н.Е., представителя административного ответчика Ноговицыной Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2017 года по делу по административному исковому заявлению Прокурора г.Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии ГО г. Якутск по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Окружной администрации г.Якутска об устранении нарушения жилищного законодательства, которым

ПОСТАНОВЛЕНО:

Административный иск Прокурора г.Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии ГО г. Якутск по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Окружной администрации г.Якутска об устранении нарушения жилищного законодательства - удовлетворить.

Признать решения Межведомственной комиссии ГО "Город Якутск" по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, указанные в заключениях от 29.07.2016 по итогам обследования домов NN А-4, В-4, Д-1, Д-2, Д-3 в мкр.Борисовка,3 (Вилюйский тракт 5 км.) г.Якутска незаконными.

Признать пункты 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 2 распоряжения Окружной администрации г.Якутска N1487р от 31.08.2016 "Об утверждении заключений Межведомственной комиссии ГО "Город Якутск" по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" незаконными.

Обязать Окружную администрацию г.Якутска в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирных жилых домов NN А-4, В-4, Д-1, Д-2, Д-3 в мкр.Борисовка,3 (Вилюйский тракт 5 км.) г.Якутска и получения заключения специализированной организации, предусмотренного пп. "г" п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 и предоставить указанное заключение в Межведомственную комиссию ГО "Город Якутск" по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Обязать Межведомственную комиссию ГО "Город Якутск" по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вопроса признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу после получения заключения специализированной организации, предусмотренного пп. "г" п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения представителей сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, указав о том, что прокуратурой проведена проверка по обращению Б. о расселении жилых домов В-1, В-2, В-5 по Вилюйскому тракту, 5 км., г. Якутска, по результатам которой установлено, что при повторном рассмотрении вопроса о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу Межведомственной комиссией вновь допущены нарушения закона, существенно ущемляющие права граждан, проживающих в указанных домах. Просил признать решения Межведомственной комиссии ГО "Город Якутск" о признании жилых домов NN А-4, В-4, Д-1, Д-2, Д-3 в мкр. Борисовка,3 (Вилюйский тракт 5 км.) г.Якутска подлежащими капитальному ремонту от 29.07.2016 г., а также пункты 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 2 распоряжения Окружной администрации г. Якутска N 1487р от 31.08.2016 "Об утверждении заключений Межведомственной комиссии ГО "Город Якутск" по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" незаконными, обязать Окружную администрацию г.Якутска в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирных жилых домов и получения заключения, предусмотренного пп. "г" п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, и предоставить указанное заключение в Межведомственную комиссию ГО "Город Якутск" по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязать Межведомственную комиссию ГО "Город Якутск" устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вопроса признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу после получения заключения специализированной организации.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Представитель административного ответчика, оспаривая решение суда, в апелляционной жалобе указывает на то, что предоставление заключения специализированной организации при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47 от 29.01.2006 г. (далее - Положение), отнесено к обязанности заявителя. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 указанного Положения. (п. 45.1 Положения). Значительное число квартир в указанных домах принадлежат гражданам на праве собственности, соответственно предоставление документов, указанных в п. 45 Положения, включая заключение специализированной организации, является их обязанностью. Оснований для возложения на Окружную администрацию г. Якутска обязанности по получению заключения специализированной организации не имелось. Просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.

Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, которая по результатам работы принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Оценка соответствия помещения установленным требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или нанимателя либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В данном случае обследование многоквартирных домов на предмет пригодности для проживания и оценка их соответствия установленным требованиям межведомственной комиссией проводились на основании заключений Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) от 28.12.2015 (л.д.8-12). Так, данный орган государственного надзора, произведя визуальный осмотр многоквартирных домов, установил, что физический износ несущих и ограждающих конструкций зданий в целом и отдельных его частей привел к снижению до недопустимого уровня надежности зданий, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, установлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в многоквартирных домах.

22 января 2016 года межведомственная комиссия составила акты и заключения, согласно которым для решения вопроса о признании указанных многоквартирных домов аварийными и непригодными для проживания необходимо провести дополнительные инструментальные обследования и испытания независимой экспертной организацией.

Решением суда от 26 февраля 2016 года по иску прокурора г.Якутска указанные акты и заключения были признаны незаконными: на комиссию возложена обязанность повторного рассмотрения вопроса признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу.

По результатам повторного обследования многоквартирных домов NN А-4, В-4, Д-1, Д-2, Д-3 в мкр. Борисовка,3 г. Якутска 29 июля 2016 года комиссия в составе 8 человек составила акты и заключения о выявлении оснований для признания указанных домов подлежащими капитальному ремонту.

Данные акты и заключения межведомственной комиссии утверждены распоряжением Окружной администрации г. Якутска N 1487р от 31.08.2016 г.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, исходя из заключений Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2015 года, признал, что межведомственная комиссия допустила существенные нарушения установленной процедуры, которые влекут безусловную отмену принятых ею решений, в частности, комиссия не мотивировала свои выводы, не обосновала свои решения о признании многоквартирных домов пригодными для проживания, не проводились специальные замеры, а также к работе комиссии не была привлечена специализированная организация.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.

Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Согласно пункта 45(1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

В соответствии с указанным пунктом Положения (45) для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в числе прочих заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Согласно п. 46 Положения (в редакции, действующей с 13 августа 2016 г.), в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения 30 дней с даты регистрации поступившего заявления или заключения органа государственного надзора (контроля).

Из материалов дела видно, что квартиры в жилых домах NN А-4, В-4, Д-1, Д-2, Д-3 в мкр.Борисовка,3 (Вилюйский тракт 5 км.) г.Якутска, за исключением 1-2 квартир, находятся в собственности граждан, на которых по смыслу п. 45 Положения, может быть возложена обязанность по привлечению специализированной организации для обследования домов и получения заключения, учитывая то, что заключение органом государственного надзора было составлено в связи с обращением жильцов дома в Прокуратуру Российской Федерации.

Возложение на Окружную Администрацию городского округа "город Якутск" такой обязанности является не правомерным.

Окружная Администрация г.Якутска письмами от 14.01.2016 года истребовала у собственников жилых помещений документы, необходимые для рассмотрения пригодности жилых домов к проживанию и признания их аварийными, в т.ч. заключения специализированной организации, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по РС (Я), Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г.Якутску.

Таковые документы не были представлены комиссии.

В отсутствие заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, межведомственная комиссия в соответствии с п. 46 Положения полномочна оставить вопрос о пригодности жилого дома для проживания без рассмотрения.

Суд первой инстанции не учел, что принятие решения о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанного действия является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

С учетом изложенного, решение суда в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. При этом судебной коллегий принимается новое решение об отказе в удовлетворении требований заявления прокурора в полном объеме.

Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2017 года по делу по административному исковому заявлению прокурора г.Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии ГО г. Якутск по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Окружной администрации г.Якутска об устранении нарушения жилищного законодательства отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора г. Якутска отказать.

 

Председательствующий М.Н. Иванова

 

Судьи А.И. Скакун

М.М. Оконешникова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.