Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 16 марта 2017 г. по делу N 3а-78/2017

 

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре З.Н.З. с участием представителей административного истца П.Л.В ... и И.А.В. Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") Г.Р.К. представителя Управления Росреестра по УР Т.Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Требования мотивировал тем, что административный истец является арендатором земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый номер N категория земель: "данные изъяты" общая площадь "данные изъяты" Кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена в "данные изъяты" Согласно отчету об оценке, рыночная стоимость указанного земельного участка составила "данные изъяты" Сумма кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер арендных платежей.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования, поддержала в полном объеме.

Представители Управления Росреестра по УР и ФГБУ "ФКП Росреестра" не возражали против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.

Представители Правительства УР, администрации муниципального образования "данные изъяты" в судебное заседание не явились, данные лица были извещены о времени и месте судебного заседания, неявка их представителей не препятствует рассмотрению данного дела по существу.

Проверив основания заявленного иска и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании договора N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения N к договору "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ административный истец является арендатором земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый N.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" и составляет "данные изъяты"

Согласно отчету об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты"

Согласно экспертному заключению N N от ДД.ММ.ГГГГ саморегулируемой организации оценщиков, отчет об определении рыночной стоимости земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, административный истец обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно п. 4 и 5 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298 - Результат оценки может использоваться, в том числе для совершения сделок и налогообложения. При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость.

Таким образом, законодательство допускает возможность определения рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости.

В связи с изложенным, суд полагает, что административный истец вправе требовать определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 62 КАС РФ - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.5 ст. 247 КАС РФ - стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает:

основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.

Административным истцом представлен отчет N от ДД.ММ.ГГГГ составленный ООО "данные изъяты" согласно которого рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила "данные изъяты"

Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением.

Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому учитывая отсутствие возражений со стороны административных ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете, суд считает требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Из материалов административного дела следует, что административный истец обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, находящегося по адресу: "адрес", кадастровый номер N категория земель: "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2017 года.

 

Председательствующий судья Соловьев В.А.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.