Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2017 г. по делу N 33-4066/2017

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,

судей А.И. Мирсаяпова, Э.И. Садыковой,

при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.С.Ильясова на решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 11 января 2017 года, которым в иске Р.С.Ильясова к Управлению Пенсионного фонда России по г.Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Р.С.Ильясова и его представителя Р.М. Белалова, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Р.С. Ильясов обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование своих требований сославшись на необоснованное исключение из специального стажа периода службы в рядах Советской Армии с 14 мая 1989 года по 30 мая 1991 года.

В связи с этим, просил суд признать за ним право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с 14 мая 1989 года по 30 мая 1991 года службы в рядах Советской Армии, назначив пенсию с 16 августа 2016 года.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд вынес решение об отказе в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что судом был неправильно сделан вывод о том, что положения первого абзаца пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" неприменимы к вопросам включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной страховой пенсии по старости. Считает, что период службы включен в специальный трудовой стаж в календарном исчислении необоснованно.

В заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.

Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии определен подпунктом "м" п. 1 и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно пункту 3 Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

По выбору застрахованных лиц могут применяться:

- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года;

- Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Из материалов дела следует, что 21 декабря 2015 года Р.С.Ильясов обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность.

Решением Управления от 11 января 2016 года N895338/15 в назначении Р.С.Ильясову досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отказано в связи с недостаточностью специального стажа.

В педагогический стаж Р.С. Ильясова не был включен период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 14 мая 1989 года по 30 мая 1991 года. Согласно подсчетам ответчика специальный стаж истца на дату обращения составил 20 лет 8 месяцев 16 дней.

Решением Управления Пенсионного фонда по г.Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам РТ от 10 января 2017 года N895338/15, решение N895338/15 по 11 января 2016 года отменено, период службы в рядах Советской Армии с 14 мая 1989 года по 30 мая 1991 года включен в специальный стаж в календарном исчислении, в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, так как специальный стаж составил 22 года 11 месяцев 20 дней

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периода прохождения истцом военной службы по призыву в стаж в льготном порядке исчисления один день службы за два дня работы, суд первой инстанции правильно руководствовался Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.

Доводы истца о том, что в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения на военной службе по призыву должно было быть включено в стаж из расчета один день военной службы за два дня работы, основаны на неправильном толковании указанной нормы закона.

Действительно, абз. 1 п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В соответствии с действующим законодательством понятие стаж работы по специальности применяется в различных целях: для определения права на занятие определенной должности, для исчисления надбавки за выслугу лет, для присвоения квалификационных классов, категорий и т.д.

При установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следует учитывать специальные нормы, регулирующие вопросы включения в стаж периодов работы и иных периодов для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в частности указанные выше нормативные акты.

Время нахождения истца на военной службе по призыву включено в стаж исходя из принципа правовой определенности на основании утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Указанным нормативным актом исчисление периода военной службы по призыву при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в льготном порядке предусмотрено не было.

Доводы ответчика со ссылкой на примечание к пункту 8.13 Положения об условиях оплаты труда работников государственных учреждений Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров РТ от 24 августа 2010 года N678, в качестве основания для отмены решения послужить не могут, как основанные на неправильной трактовке норм права, поскольку указанное Положение регулирует вопросы об условиях оплаты труда, а не вопросы назначения пенсии.

При таких обстоятельствах пенсионный орган обоснованно включил в стаж период военной службы по призыву в календарном порядке.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам и требованиям закона.

При рассмотрении дела нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Поэтому оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 11 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.С.Ильясова - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.