Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 марта 2017 г. по делу N 33-4717/2017

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Янсона А.С.,

судей Калимуллина Р.Я. и Шакировой З.И.,

при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи

Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Шаймардановой Р.Ф. и Шаймарданова Р.И. на решение Советского районного суда г. Казани от 13 января 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска Шаймардановой Р.Ф., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шаймардановой И.И., Шаймарданова Р.И. к Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан об оспаривании распоряжения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Шаймарданова Р.И., Шаймардановой Р.Ф., поддержавших жалобу, объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиевой Ф.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шаймарданова Р.Ф., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шаймардановой И.И., Шаймарданов Р.И. обратились в суд с иском к Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - Администрация Советского района г. Казани), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан об оспаривании распоряжения главы Администрации Советского района г. Казани от 16 ноября 2016 года ...

В обоснование исковых требований истцы указали, что зарегистрированы по месту жительства в квартире "адрес", состоящей из одной комнаты без удобств, общей площадью 21,2 кв.м, жилой - 14,2 кв.м, имеют статус вынужденных переселенцев, состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Советского района г. Казани и включены в списки граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, изъявившими желание принять участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на "дата" годы.

Распоряжением главы Администрации Советского района г. Казани от 16 ноября 2016 года Шаймарданова Р.Ф. с семьей в составе 3-х человек, включая сына и дочь, исключены из указанного списка со ссылкой на письмо Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 09 ноября 2016 года ...

Полагая, что оспариваемое распоряжение нарушает жилищные права истцов, просили признать его незаконным и отменить в указанной части, обязать Администрацию Советского района г. Казани восстановить их в списке.

В судебном заседании Шаймардановы Р.Ф. и Р.И. иск поддержали.

Представители Администрации Советского района г. Казани и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан иск не признали.

Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе Шаймардановых Р.Ф. и Р.И. ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что при вынесении решения суд не учел того обстоятельства, что истцы нанимателями жилого помещения по договору социального найма и собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации не являются.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно подп. 1 п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 467-ФЗ) срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: 1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года ... утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).

В соответствии с подп. "ж" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 7(2) Правил определено, что не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2016 года ... ).

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, обладают лица, не обеспеченные жильем на территории Российской Федерации, ни по договору социального найма, ни на праве собственности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, семья Шаймардановых зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес".

"дата" года между Шаймардановым И.Ф. и муниципальным учреждением "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" заключен договор социального найма указанного жилого помещения.

Согласно удостоверению серии АГ ... , выданному "дата" года, Шаймарданова Р.Ф. имеет статус вынужденного переселенца. Статус вынужденного переселенца в отношении Шаймарданова Р.И. подтверждается удостоверением серии ... от "дата" года.

Постановлением главы Администрации Советского района г. Казани от 25 декабря 2001 года ... Шаймарданова Р.Ф. с семьей в составе 4 человек была принята на учет по обеспечению жилой площадью.

Решением Вахитовского районного суда г.Казани от 08 ноября 2011 года дело ... на муниципальное учреждение "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан возложена обязанность включить семью в составе трёх человек: Шаймарданову Р.Ф., Шаймарданову Р.И. и Шаймарданова Р.И. в списки граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на "дата" годы в "дата" году.

"дата" года распоряжением главы Администрации Советского района г. Казани ... семья Шаймардановых исключена из списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по мотиву, что указанные лица не могут быть отнесены к категории граждан, не обеспеченных жилым помещением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате истцами права на участие в федеральной целевой программе "Жилище" в связи с наличием жилого помещения. При этом судом установлено, что с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы не сняты.

С такими выводами суда первой инстанции оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что заявители не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, противоречит материалам дела. Судом установлено, что занимаемое истцами жилое помещение отнесено к муниципальной собственности и используется ими на условиях договора социального найма.

Ссылка в жалобе на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 08 ноября 2011 года не подвергает сомнению выводы суда. Указанное решение было исполнено. Вместе с тем в соответствие с действующим в настоящее время законодательством, заявители жалобы обоснованно исключены из участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", поскольку проживают в жилом помещении на основании договора социального найма.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не влияют на правильность принятого судом решения, направлены на иную оценку обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Казани от 13 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаймардановой Р.Ф. и Шаймарданова Р.И. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.