Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 марта 2017 г. по делу N 33-4831/2017

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи А.И. Муртазина,

судей И.З. Рашитова, Э.И. Садыковой,

при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Шафигуллиной Г.Х. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 января 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования Шафигуллиной Г.Х. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани о применении льготного исчисления страхового стажа к периодам работы, признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.

Применить льготное исчисление страхового стажа (1 год работы за 1 год и 9 месяцев стажа) к периоду работы Шафигуллиной Г.Х. с 19 сентября 1991 года по 15 марта 1993 года в должности акушерки родильного отделения Кукморской центральной районной больницы.

В удовлетворении требования о применении льготного исчисления страхового стажа из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев стажа к периоду работы Шафигуллиной Г.Х. с 16 марта 1993 года по 16 сентября 1996 года в должности медицинской сестры процедурной родильного отделения ГАУЗ "Кукморская центральная районная больница" отказать.

В удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности назначить Шафигуллиной Г.Х. досрочную страховую пенсию отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Г.Х. Шафигуллиной и ее представителя Л.Ф. Лазаревой, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика А.Ю. Закировой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Г.Х. Шафигуллина обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани (далее - УПФР) о применении льготного исчисления страхового стажа к периодам работы, признании права на досрочную страховую пенсию.

В обоснование исковых требований указано, что решением УПФР от 7 сентября 2016 года отказано в удовлетворении ее заявления от 28 августа 2016 года о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности более 30 лет по мотиву отсутствия требуемой продолжительности специального страхового стажа. С 19 сентября 1991 года по 15 марта 1993 года истица работала в Кукморской центральной районной больницы в должности акушерки родильного отделения. С 16 марта 1993 года по 16 сентября 1996 года Г.Х. Шафигуллина работала в ГАУЗ "Кукморская центральная районная больница" в должности медицинской сестры процедурной родильного отделения.

Истица полагает, что поскольку в указанные периоды она работала в отделении хирургического профиля в больнице в сельской местности, то указанные периоды должны быть включены в специальный страховой стаж из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев стажа, поскольку 1 год работы в отделении хирургического профиля дает 1 год и 6 месяцев стажа, а 1 год работы в сельской местности дает 1 год и 3 месяца стажа. Тогда как спорные периоды были включены в спецстаж исходя из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев стажа.

В этой связи истец просила обязать ответчика применить льготное исчисление страхового стажа (1 год работы за 1 год и 9 месяцев стажа) к указанным выше периодам работы в Кукморской центральной районной больнице и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию.

В судебном заседании истец с представителем поддержали исковые требования.

Представитель ответчика в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, также указал, что с иском не согласен.

Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе истица просит решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, указывая, что судом в решении неверно были определены юридически значимые по делу обстоятельства, суд не дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, не верно применив нормы материального права. Истица настаивает на своей правовой позиции, полагая, что судом необоснованно отказано в льготном исчислении спорного стажа (1 год работы за 1 год и 9 месяцев стажа).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель поддержали жалобу.

Представитель УПФР А.Ю. Закирова с жалобой не согласилась, пояснив, что решение суда в части удовлетворения иска ответчиком не обжалуется.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 30 вышеуказанного федерального закона установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Из материалов дела следует, что 28 августа 2016 года Г.Х. Шафигуллина обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Решением УПФР от 7 сентября 2016 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия необходимого 30-ти летнего специального страхового стажа.

При этом специальный стаж истицы бесспорно определен ответчиком в 29 лет 19 дней.

Период работы Г.Х. Шафигуллиной с 19 сентября 1991 года по 15 марта 1993 года в Кукморской центральной районной больницы в должности акушерки родильного отделения и период работы с 16 марта 1993 года по 16 сентября 1996 года в ГАУЗ "Кукморская центральная районная больница" в должности медицинской сестры процедурной родильного отделения включен ответчиком в специальный страховой стаж из расчета 1 год работы подсчитан как 1 год и 6 месяцев стажа.

Полагая, что вышеуказанные периоды работы должны быть засчитаны в специальный стаж с применением льготного исчисления (1 год работы за 1 год и 9 месяцев стажа), истица обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для исчисления стажа работы с 16 марта 1993 года по 16 сентября 1996 года (далее - спорный период) в должности медицинской сестры процедурной родильного отделения ГАУЗ "Кукморская центральная районная больница" в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 9 месяцев стажа).

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в льготном исчислении спорного периода работы, основаны на ошибочном толковании пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Постановлением N665 определен порядок применения соответствующих списков и правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзаца 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781).

Таким образом, данное постановление закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 (далее - Правила N781), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и пунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 также закрепляло и льготное исчисление для работы в сельской местности как год работы за 1 год и 3 месяца, но суммирование названных льгот в нем не предусматривалось. Анализируя динамику развития пенсионного законодательства, можно констатировать, что впервые суммирование льгот по селу (год работы за 1 год и 3 месяца) при смешанном стаже (село - город) и хирургии (год работы за 1 год и 6 месяцев) введено действующими в настоящее время Правилами N781, утвержденными 29 октября 2002 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года ... должность "медицинская сестра процедурной" не предусмотрена. Указанным постановлением предусмотрена должность "операционная медицинская сестра", однако в деле нет доказательств, что, занимаемая должность медицинской сестры процедурной, истец участвовала в операциях.

Следовательно, применить к периоду работы истицы с 16 марта 1993 года по 16 сентября 1996 года в должности медицинской сестры процедурной родильного отделения ГАУЗ "Кукморская центральная районная больница" льготное исчисление страхового стажа по Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года ... невозможно, поскольку должность "медицинская сестра процедурной" не предусмотрена указанным постановлением как должность, дающая льготное исчисление страхового стажа.

В спорный период работы истицы действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464, согласно которому среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров без указания на конкретную квалификацию (специализацию) было предусмотрено льготное исчисление стажа работы - 1 год работы засчитывался как 1 год и 6 месяцев стажа.

На основании постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 работа истицы в должности медицинской сестры процедурной родильного отделения ГАУЗ "Кукморская центральная районная больница" подлежит учету в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Именно в таком порядке указанный период был включен ответчиком в специальный страховой стаж истицы.

Включение льготного исчисления по хирургическому профилю как год работы за 1 год и 6 месяцев на основании ранее действовавшего Постановления N464, которым льгота (в отличие от ныне действующего перечня) распространялась на весь средний медицинский персонал хирургического отделения, а суммирование льгот по хирургии и селу с применением механизма, установленного Правилами N781 в отношении работы, выполняемой в должностях, учреждениях и их структурных подразделениях, предусмотренных исключительно действующими Списком и Перечнем, и в отношении работы, протекавшей исключительно в смешанных условиях села и города, - не допустимо. При оценке пенсионных прав за какой-либо конкретный период необходимо руководствоваться пенсионным законодательством либо ныне действующим, либо действовавшим во время выполнения работ; одновременное применение норм, имеющих юридическую силу в разное время и приходящих на смену друг другу, приводит к неверному применению закона во времени.

Поэтому включить в специальный страховой стаж период работы истицы с 16 марта 1993 года по 16 сентября 1996 года в должности медицинской сестры процедурной родильного отделения ГАУЗ "Кукморская центральная районная больница" из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев стажа не представляется возможным.

Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 от 29 октября 2002 года N 781, но данное Постановление не может быть применено к льготному исчислению страхового стажа, поскольку в нем должность "медицинская сестра процедурной" не поименована; постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 применение льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям не предусмотрено, а применение одновременно двух указанных нормативно-правых актов недопустимо.

В целом изложенные истицей в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также о наличии оснований для включения в специальный стаж истицы спорного периода являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

В остальной части решение суда не оспаривается, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шафигуллиной Г.Х. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.