Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (далее - ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой") является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта - автобазу) общей площадью 28 300 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 21 января 2008 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административное здание) общей площадью 1 900 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 25 октября 2006 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) общей площадью 38 300 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес" поставленного на кадастровый учет 25 октября 2006 года.
Кадастровая стоимость данных земельных участков с кадастровыми номерами ... определена по состоянию на 1 января 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани)" и составляет 62 837 603 рубля, 6882731 рубль, 82 614 249 рублей соответственно.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... , равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 8 798 000 рублей, 776 000 рублей, 10715 000 рублей соответственно.
В судебном заседании представитель административного истца В.С. Касатов административное исковое заявление поддержал.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Альметьевск" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителя Исполнительного комитета муниципального образования "город Альметьевск" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены подготовленные по инициативе ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" индивидуальным предпринимателем А.А. Спиридоновым отчеты N 04/16/К, N 05/16/К, N 03/16/К от 28 сентября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, получившие положительные экспертные заключения эксперта Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N ЭП-051016-1-РТ, N ЭП-051016-2-РТ, N ЭП-051016-РТ от 5 октября 2016 года, согласно которым по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость участков: с кадастровым номером ... , составила 8 798 000 рублей, с кадастровым номером ... - 776 000 рублей, с кадастровым номером ... - 10715 000 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 21-Э/2017 от 15 февраля 2017 года эксперта ООО "Центр экспертизы недвижимости" О.С. Белай отчеты N 04/16/К, N 05/16/К, N 03/16/К от 28 сентября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные индивидуальным предпринимателем А.А. Спиридоновым, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... определена в них не правильно.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость спорных объектов недвижимости, которая по состоянию на 1 января 2015 года согласно заключению составила:
земельного участка с кадастровым номером ... - 17267518 рублей;
земельного участка с кадастровым номером ... 1 927474 рубля;
земельного участка с кадастровым номером ... - 23369115 рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Представитель административного истца возражал выводам судебного эксперта, изложенным в заключении, настаивал на определении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной в соответствии с отчетами N 04/16/К, N 05/16/К, N 03/16/К от 28 сентября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленными индивидуальным предпринимателем А.А. Спиридоновым.
По мнению суда, данное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования оцениваемых объектов недвижимости, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Доводы представителя ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" суд находит несостоятельными. Ссылка на завышение судебным экспертом итоговой стоимости объектов оценки не может быть принята судом во внимание при вынесении решения.
Судом не усматривается нарушения экспертом положений статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при изложении заключения по его форме и содержанию.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан доказательств об ином размере рыночной стоимости указанных объектов недвижимости не представлено.
В пункте 24 Постановления от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной заключением N 21-Э/2017 от 15 февраля 2017 года эксперта ООО "Центр экспертизы недвижимости" О.С. Белай.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости 5 октября 2016 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты автомобильного транспорта - автобазу) общей площадью 28 300 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 21 января 2008 года, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 17267518 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административное здание) общей площадью 1 900 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 25 октября 2006 года, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1927 474 рубля;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) общей площадью 38 300 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес" поставленного на кадастровый учет 25 октября 2006 года, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 23369 115 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором открытым акционерным обществом "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 5 октября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 17 марта 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.