Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, ФИО19 Симонова к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Ф.М. Арсланова, И.С. Масгутова, С.Г. Симонов являются собственниками земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов придорожного сервиса (кафе, магазин, СТО)) общей площадью 3158 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... ,
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов придорожного сервиса (кафе, магазин, СТО)) общей площадью 2 867 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... определена по состоянию на 1 января 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани)" и составляет соответственно 13012 696 рублей 90 копеек и 11820 870 рублей 36 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Ф.М. Арсланова, И.С. Масгутова, С.Г. Симонов обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят установить кадастровую стоимость этих земельных участков соответственно в размере 8075000 рублей и 7417000 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
Одновременно Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, С.Г. Симоновым заявлено требование о возложении обязанности на административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представитель административных истцов Х.Р. Бегишев, действующий в соответствии с предоставленными ему доверенностью от 30 ноября 2016 года полномочиями, заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... 206, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7945 528 рублей и 7368190 рублей соответственно согласно заключению судебной экспертизы.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административными истцами суду представлен отчет N 2685/1 от 8 августа 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Независимая оценка" по инициативе С.Г. Симонова, получивший положительное экспертное заключение N 2850/2016/3 от 1 сентября 2016 года эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", согласно которому рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составила 8075 000 рублей.
Также Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, С.Г. Симоновым представлен отчет N 2685/2 от 8 августа 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный ООО "Независимая оценка" по инициативе С.Г. Симонова, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2015 года составила 7417 000 рублей.
Данный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка получил положительное экспертное заключение N 2850/2016/1 от 1 сентября 2016 года эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
На основании ходатайства представителя административных истцов судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 03/АМ-17 от 20 января 2017 года эксперта ООО "Региональный Центр оценки и Экспертиз" А.Ю. Мамочкина отчеты N 2685/1 и N 2585/2 от 8 августа 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленные ООО "Независимая оценка", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... определена в них не правильно.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость спорных объектов недвижимости, которая по состоянию на 1 января 2015 года согласно заключению составила: земельного участка с кадастровым номером ... - 7 945 528 рублей, земельного участка с кадастровым номером ... - 7368190 рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
По мнению суда, данное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Представитель административных истцов согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащих Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, С.Г. Симонову земельных участков.
Административными ответчиками доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков, и сведения об их рыночной стоимости в ином размере не представлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной заключением N 03/АМ-17 от 20 января 2017 года эксперта ООО "Региональный Центр оценки и Экспертиз" А.Ю. Мамочкина.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что Ф.М. Арсланова, И.С. Масгутова, С.Г. Симонов обратились в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков 12 октября 2016 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Принимая во внимание, что Кабинет Министров Республики Татарстан не является государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, или государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в удовлетворении административного искового заявления к данному административному ответчику об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков должно быть отказано.
В то же время, не подлежат удовлетворению требования Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, С.Г. Симонова о возложении обязанности на административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков, поскольку согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ соответствующая обязанность у органа государственной регистрации прав возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом и в порядке, предусмотренном указанной нормой.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, ФИО19 Симонова удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов придорожного сервиса (кафе, магазин, СТО)) общей площадью 3158 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", вдоль автодороги N 1, имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7 945528 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов придорожного сервиса (кафе, магазин, СТО)) общей площадью 2 867 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7368190 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, ФИО19 Симоновым подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 12 октября 2016 года.
В удовлетворении административного искового заявления Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, ФИО19 Симонова к Кабинету Министров Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Ф.М. Арслановой, И.С. Масгутовой, ФИО19 Симонова к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 15 марта 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.