• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Верховного Суда Республики Крым от 27 марта 2017 г. по делу N 12-418/2017

 

Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу представителя ГУ МЧС России по Республике Крым Киседоброго С.В. на постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22.12.2016 года по делу N 5-2630/2016, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО "Фирма Салтов" в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22.12.2016 года по делу N 5-2630/2016 (судья Гулевич Ю.Г.) прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО "Фирма Салтов" в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанными постановлением, представитель ГУ МЧС России по Республике Крым Киседобрый С.В. обратилась с жалобой, в которой просит его отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании, которое состоялось 27.03.2017 года, представители ГУ МЧС России по Республике Крым настаивали на удовлетворении жалобы.

ООО "Фирма Салтов" явку своего представителя в судебное заседание, которое состоялось 27.03.2017 года, не обеспечило, овремени, месте и дне его проведения извещено надлежащим образом.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 или 4настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Согласно ст. 1 Закона N69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 37 Закона N69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

 

Судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым, прекращая 22.12.2016 года производство по делу N 5-2630/2016, исходил из того, что в действиях ООО "Фирма Салтов" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 204 КоАП РФ.

При этом, материалы дела свидетельствуют о том, что должностными лицами МЧС России по Республике Крым 25.10.2016 года была проведена проверка соблюдения ООО "Фирма Салтов" законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены следующие нарушения: не выдержано противопожарное расстояние от ООО "Фирма Салтов" до соседних зданий и сооружений, не обеспечено наличие на дверях помещений складского и производственного назначения обозначения их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, допускается эксплуатация по территории предприятия электропровода с видимыми нарушениями изоляции, не обеспечена ширина эвакуационных выходов с торговых магазинов не менее 0,8 метров.

Предписанием главного специалиста ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым капитана внутренней службы Алексеева Г.М. N 227/1/1 от 25.10.2016 года на директора ООО "Фирма Салтов" возложена обязанность в срок до 03.11.2016 года устранить выявленные нарушения действующего законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, а именно предписано выдержать противопожарное расстояние от ООО "Фирма Салтов" до соседних зданий и сооружений, обеспечить наличие на дверях помещений складского и производственного назначения обозначения их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, выполнить электроразведку по территории рынка без видимых нарушений изоляции, обеспечить ширину эвакуационных выходов с торговых магазинов не менее 0,8 метров, территорию предприятия оборудовать пожарным щитом, обеспечить световыми оповещателями "Выход" над эвакуационными выходами с торговых магазинов.

Постановлением главного специалиста ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым капитана внутренней службы Алексеева Г.М. N 23/2016/244 от 31.10.2016 года директор ООО "Фирма Салтов" Ткачук О.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15100 рублей.

Доказательств отмены или признания незаконным постановления главного специалиста ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым капитана внутренней службы Алексеева Г.М. N 23/2016/244 от 31.10.2016 года материалы дела не содержат.

На основании распоряжения начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, подполковника внутренней службы Киседоброго С.В. 18.11.2016 года проведена проверка по контролю за исполнением предписания главного специалиста ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым капитана внутренней службы Алексеева Г.М. N 227/1/1 от 25.10.2016 года, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, а именно не выдержано противопожарное расстояние от ООО "Фирма Салтов" до соседних зданий и сооружений, не обеспечено наличие на дверях помещений складского и производственного назначения обозначения их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, допускается эксплуатация по территории предприятия электропровода с видимыми нарушениями изоляции, не обеспечена ширина эвакуационных выходов с торговых магазинов не менее 0,8 метров.

По результатам проведенной проверки 18.11.2016 года государственным инспектором по пожарному надзору г. Симферополя УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, капитаном внутренней службы Алексеевым Е.М. составлен протокол N 23/2016/265 в отношении ООО "Фирма Салтов" по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, предполагает наличие вины лица, в повторном совершении административного правонарушения, установленного частью 3 или 4 указанной статьи.

При этом объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, состоит в нарушении требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Из содержания приведенной нормы следует, что если после вынесения постановления о назначении административного наказания и вступления его в законную силу нарушение, послужившее основанием для назначения данного наказания, не устранено, имеет место новое правонарушение, о совершении которого должностным лицом, уполномоченным в силу статьи 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушении, или прокурором должен быть составлен новый протокол или вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответственно.

Как усматривается из материалов дела, 18.11.2016 года контролирующим органом проведена проверка после истечения срока исполнения выданного ранее предписания главного специалиста ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым капитана внутренней службы Алексеева Г.М. N 227/1/1 от 25.10.2016 года и после вступления в законную силу постановления главного специалиста ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым капитана внутренней службы Алексеева Г.М. N 23/2016/244 от 31.10.2016 года.

Однако, на момент проверки изложенные в предписании N 227/1/1 от 25.10.2016 года нарушения ООО "Фирма Салтов" устранены не были.

Учитывая изложенное, принимая во внимание не устранение ООО "Фирма Салтов" выявленных в ходе проверок нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, становится очевидным, что в действиях последнего имеется состав административного правонарушения предусмотренного ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Данным обстоятельства вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ Центральным районным судом г. Симферополя Республики Крым не была дана оценка в совокупности с иными обстоятельствами, имеющими значение для разрешения дела, что является существенным процессуальным нарушением.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В силу изложенного, принимая во внимание то, что срок привлечения в административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, установленный ст.4.5 КоАП РФ не истек, постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22.12.2016 года по делу N 5-2630/2016 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье, правомочному его рассматривать.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22.12.2016 года по делу N 5-2630/2016 в отношении ООО "Фирма Салтов" отменить.

Дело о привлечении ООО "Фирма Салтов" к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ направить на новое рассмотрение судье, правомочному его рассматривать.

Жалобу представителя ГУ МЧС России по Республике Крым Киседоброго С.В. удовлетворить.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

 

Судья подпись С.В. Яковлев

"данные изъяты"

"данные изъяты"

"данные изъяты"

"данные изъяты"

"данные изъяты"

"данные изъяты"

"данные изъяты"

"данные изъяты"

"данные изъяты"

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.