• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Верховного Суда Республики Крым от 28 марта 2017 г. по делу N 12-492/2017

 

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием помощника прокурора Симферопольского района Республики Крым Шипинской М.Г.,

лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чалбаша Э.Э. и его

защитника Бобровского Э.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

28 марта 2017 года

протест и.о. прокурора Симферопольского района Республики Крым на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2017 года о прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО13

установил:

постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Чалбаша Э.Э., прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора Симферопольского района Республики Крым подал в Верховный Суд Республики Крым протест, в котором просил постановление судьи отменить, а дело направить на новое рассмотрение. В обоснование протеста указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Выслушав прокурора Шипинскую М.Г., поддержавшую протест, Чалбаша Э.Э. и его защитника Бобровского Э.Э., возражавших против удовлетворения протеста, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Симферопольского района Республики Крым проведена проверка по адресу: "адрес" в ходе которой установлено, что специалистом-экспертом, государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Чалбашом Э.Э. в нарушение требований законодательства без согласования с органами прокуратуры проведена внеплановая выездная проверка органа местного самоуправления, по результатам которой администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района привлечена к административной ответственности по статье 10.1 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Симферопольского района РК вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении специалиста-эксперта, государственного инспектора Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Чалбаша Э.Э.

Диспозицией части 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.

Проверяя обоснованность возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица контрольного органа Челбаша Э.Э., судья районного суда исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 16.10.2015 г. N 475 "Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформлений результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований" предметом плановых (рейдовых) осмотров является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе карантинных для Российской Федерации объектов, согласно Перечню карантинных объектов, утвержденному приказом Минсельхоза России от 15.12.2014 N 501.

Плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора и фитосанитарного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и (или) ее территориальных органов (далее - Россельхознадзор и территориальные органы) (п. 3) Проведение плановых (рейдовых) осмотров обследований осуществляется в соответствии с заданием по утвержденным маршрутам (и. 4)

Приказом Крымсельхознадзора от 25.08.2016 N 780/П утверждено плановое (рейдовое) задание от 25.08.2016 г.

Согласно п. 6 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 16.10.2015 г. N 475 плановые (рейдовые) задания утверждаются приказом руководителя (заместителя руководителя) Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора.

26 августа 2016 года специалистами-экспертами государственными инспекторами Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Артемьевой И.В. и Чалбашом Э.Э. в рамках проведения плановых (рейдовых) осмотров, осуществлен осмотр по "адрес", отобраны образцы для проведения экспертизы для выявления карантинных вредителей, болезней и сорных растений.

Согласно пункта 8 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 16.10.2015 г. N 475 по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований должностными лицами, проводящими плановые (рейдовые) осмотры, обследования, составляется акт планового (рейдового) осмотра, обследования (далее - Акт) в двух экземплярах на бумажном носителе.

Согласно п. 10 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 16.10.2015 г. N 475 в случае, если для составления акта необходимо провести исследование, испытания, то акт составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения соответствующих исследований, испытаний.

26 августа 2016 года специалистами-экспертами государственными инспекторами Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Артемьевой И.В. и Чалбашом Э.Э. отобраны образцы для проведения экспертизы или лабораторного анализа для выявления карантинных вредителей, болезней и сорных растений, о чем составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ N.

Заключение карантинной экспертизы Филиала ФГБУ "Всероссийский центр карантина растений" от 31.08.2016 года N1963-о подтвердило наличие амброзии полынистой на участке, находящемся по адерсу: "адрес" Указанное заключение экспертизы поступило в Крымсельхознадзор 20 сентября 2016 года.

Правила осуществления мероприятий по установлению и упразднению карантинной фитосанитарной зоны, установлению и отмене карантинного фитосанитарного режима, наложению и снятию карантина установлены Порядком установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 13 февраля 2008 г. N 43 (далее - Порядок).

В целях своевременного выявления очагов карантинных объектов, установления карантинных фитосанитарных зон и их границ, карантинных фитосанитарных режимов и предотвращения дальнейшего распространения выявленных карантинных объектов подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию (п. 3).

Согласно п. 5 указанного Порядка в случае выявления при карантинном фитосанитарном обследовании заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами должностное лицо территориального управления Россельхознадзора отбирает образцы выявленных насекомых, растений с симптомами заболеваний, растений- сорняков или семян сорных растений.

Отобранные образцы и информация, содержащая сведения об образце, оформленные согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, направляются территориальным управлением Россельхознадзора в федеральное государственное учреждение "Всероссийский центр карантина растений" или иные организации и органы Государственной службы карантина растений Российской Федерации (далее - организации по проведению экспертизы) для проведения экспертизы или лабораторного анализа отобранных образцов.

Энтомологическая, гербологическая и фитогельминтологическая экспертиза или лабораторный анализ образцов проводится в течение 3 дней. Бактериологическая, микологическая, вирусологическая экспертиза или лабораторный анализ образцов проводится в течение 21 дня.

Положения п. 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что по результатам экспертизы или лабораторного анализа образцов организация по проведению экспертизы в течение 3 дней со дня получения результатов экспертизы или лабораторного анализа выдает территориальному управлению Россельхознадзора заключение карантинной экспертизы.

Указанное заключение является основанием для составления территориальным управлением Россельхознадзора акта государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта, (далее - Акт), констатирующего фитосанитарное состояние подкарантинного объекта.

Акт составляется в течение 3 дней со дня получения Заключения в присутствии владельца подкарантинного объекта (полномочного представителя) в двух экземплярах. Один экземпляр акта хранится в территориальном, управлении. Россельхознадзора, второй экземпляр акта передается владельцу подкарантинного объекта (уполномоченному представителю).

ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела Чалбашом Э.Э. в присутствии председателя Родниковского сельского совета - главы администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района ФИО10 вынесен акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта N

ДД.ММ.ГГГГ специалистами-экспертами государственными инспекторами Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Артемьевой И.В. и Чалбашом Э.Э. составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ N.

ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела Артемьевой И.В. был составлен протокол об административном правонарушении N по признакам ст. 10.1 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником управления по защите и карантину растений Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым А.В. Носик вынесено постановление N о назначении административного наказания администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым. Указанное постановление вступило в законную силу, не было обжаловано, наказание добровольно исполнено администрацией Родниковского сельского поселения путем уплаты административного штрафа.

В соответствии с частью 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В статье 1 Закона N 294-ФЗ определено, что данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Законом N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (статья 2 Закона N 294- ФЗ).

Статьей 4 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) в полномочиях Российской Федерации на обеспечение карантина растений отдельно от фитосанитарного надзора выделено проведение контрольных обследований подкарантинных объектов.

Согласно статье 14 Закона N 99-ФЗ должностными лицами органа государственного надзора проводятся мероприятия по контролю в отношении подкарантинной продукции, при необходимости включающие в себя досмотр, обследование такой подкарантинной продукции, отбор образцов и проведение их исследования и экспертизы.

Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ. составлен на бланке Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), заверен печатью "Фитосанитарный контроль (надзор) 116" и подписан государственным инспектором в области карантина растений Чалбашом Э.Э.

Данный акт подтверждает, что факт наличия карантинного объекта выявлен не в порядке проведения внеплановой выездной проверки деятельности администрации (карантинного фитосанитарного надзора), а в порядке проведения контрольного обследования подкарантинной продукции во исполнение требований Порядка установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 13 февраля 2008 г. N 43, что исключает возможность применения Закона N 294-ФЗ.

Исходя из положений преамбулы, статей 1, 2, 4 и 14 Закона N 99-ФЗ целями проведения контрольного обследования подкарантинной продукции является не проверка деятельности предпринимателя или юридического лица, а обеспечение карантина растений на территории Российской Федерации, такое обследование направлено на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. Именно в этих целях законодатель в статье 16 Закона N 99-ФЗ наделил должностных лиц, осуществляющих карантинный фитосанитарный контроль исключительными полномочиями.

На основании вышеизложенного судья районного суда пришел к выводу о том, что, проведение обследования территории в целях охраны окружающей среды, здоровья человека, предотвращение вредного воздействия на человека, а также создания благоприятных и безопасных условий для человека, не является проверкой деятельности администрации и осуществлено в рамках предоставленных государственному инспектору Крымсельхознадзора полномочий.

Пунктом 3 статьи 1 Закон N 294-ФЗ установлено, что его положения не применяются к мероприятиям контроля, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на указанных лиц не возлагается обязанность предоставлять информацию и исполнять требования органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Положения указанного закона не применяются также к действиям должностных лиц государственных органов, связанным с проведением административного расследования.

Поскольку Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, он не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ.

Учитывая положения статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении возбуждается при наличии поводов и данных, указывающих на наличие события правонарушения, к числу которых относятся сообщения и заявления физических и юридических лиц, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо отсылочных норм к законам, устанавливающим порядок получения информации о событии правонарушения. Из анализа статьи 28.1 КоАП РФ следует, что данная информация может поступить в виде сообщений и заявлений физических и юридических лиц и т.д. При этом закон не устанавливает каких-либо требований к ее форме, и она не подлежит оценке с точки зрения законности ее получения.

Нормы КоАП РФ, регулирующие порядок возбуждения производства по делу об административном правонарушении, создают условия для немедленного возбуждения дела при наличии данных о его совершении и направлены на оперативное пресечение и предотвращение его вредных последствий.

Следовательно, возбуждение производства по делу об административном правонарушении при наличии законных к тому оснований прежде всего преследует цель защиты, а не ущемления прав лица, в отношении которого оно возбуждено. Поэтому данная стадия административного процесса наименее формализована.

Соблюдение процедур, установленных законом и требований к их документальному оформлению, имеет значение в ходе производства по делу об административном правонарушении, когда сведения приобретают статус доказательств при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу о прекращении производства по делу в отношении специалиста-эксперта, государственного инспектора Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Чалбаша Э.Э., поскольку виновность последнего в совершении административного правонарушения не доказана.

Доводы указанные в протесте не нашли своего подтверждения, так как основаны на неверном толковании закона и опровергаются сведениями, содержащимися в материалах дела. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.

Основаниями к отмене или изменению принятого по делу судебного акта в силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ являются существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Полагаю выводы судьи районного суда основанными на законе.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

протест и.о. прокуратуры Симферопольского района Республики Крым оставить без удовлетворения,

постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста-эксперта, государственного инспектора Симферопольского межрайонного отдела службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1, - без изменения.

 

Судья В.В. Агин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.