Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 марта 2017 г. по делу N 33-2233/2017

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Лозового С.В.

судей: Авериной Е.Г. и Чистякова Т.И.,

при секретаре: Калиниченко В.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 28 декабря 2016 года по гражданскому делу по иску Тюриной ФИО9 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное), третье лицо - Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым о признании неправомерным отказа о назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности засчитать в стаж работы периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛА:

Тюрина ФИО9 обратилась в суд иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) (далее ГУ - УПФ по Красноперекопскому району) о признании неправомерным отказа о назначении досрочной страховой пенсии, обязании совершить определенные действия указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ. Решением от 02.11.2016 года N1 ГУ- УПФ в Красноперекопском районе ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, с указанием причин отказа со ссылкой на п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ. Указали, что место работы истца МБОУ УВК не указано в списке Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N, поэтому засчитать в стаж работы период работы в МБОУ "УВК" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 28 декабря 2016 года исковые требования Тюриной ФИО9 удовлетворены.

Решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в Красноперекопском районе Республики Крым от 02.11.2016 года об отказе Тюриной ФИО9 в назначении досрочной пенсии по старости признано незаконным. Суд, обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) включить Тюриной ФИО9 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя младших классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Орловский учебно-воспитательный комплекс" Красноперекопского района Республики Крым в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.

В качестве доводов апеллянт указал, что ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) приняло законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии. В льготный стаж работы не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку работа в учебно-воспитательных комплексах района МБОУ "УВК" согласно Списку и Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N не дает право на досрочное пенсионное обеспечение.

На указанную апелляционную жалобу представителем истца Пендюриной ФИО16 поданы возражения, в которых она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноперекопске, представитель третьего лица - Управление образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представили, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, Тюрину ФИО9, возражавшую против доводов апелляционной жалобы пенсионного органа, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что ДД.ММ.ГГГГ Тюрина ФИО9 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ и предоставила документы.

ДД.ММ.ГГГГ решением N Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) Тюриной ФИО9 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ. в связи с отсутствием требуемого льготного стажа.

Согласно письменным разъяснениям Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) страховой стаж Тюриной ФИО9 для определения права на пенсию на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ льготный стаж составляет 24 года 3 месяца 7 дней, при необходимых 25 лет (л.д. 9).

Работа в МБОУ "УВК" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, поскольку по списку утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 не указана работа в "УВК".

Разрешая спор, суд первой инстанции исходя из положений Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пришел к выводу о неправомерности решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) об отказе Тюриной ФИО9 в назначении досрочной страховой пенсии и наличии у последней правовых оснований, для удовлетворения иска.

Данный вывод суда судебная коллегия находит законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно частьи 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.

П.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ устанавливает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пп. "м" п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Данным постановлением установлено, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16, 17 и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации: а именно список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Судом первой инстанции установлено, что Тюрина ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность воспитателя группы продленного дня Орловской средней школы, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя начальных классов. Данное подтверждается записями в трудовой книжке(л.д. 9).

Согласно справке МБОУ "Орловский УВК" N от 05.12.2016 года Орловская общеобразовательная школа 1-3 ступней Красноперекопского района совета АР Крым с 15.12.2014года переименована в МБОУ "Орловский УВК" МО Красноперекопский район Республики Крым на основании распоряжения управления образования и молодежи от ДД.ММ.ГГГГ N(л.д. 8).

Согласно Справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, Тюриной ФИО9, выданной МБОУ "Орловской УВК", последняя работает с 15.08.1988г. учителем в МБОУ "Орловский УВК(л.д.7).

Учитывая представленные суду первой инстанции доказательства, суд правильно пришел к выводу, что, период работы истца в должности директора с совмещением должности учителя начальных классов в Муниципальном бюджетном общеобразовательного учреждения "Орловский учебно-воспитательный комплекс" муниципального образования Красноперекопского района Республики Крым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2- П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в данном Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения, права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Таким образом, при решении вопроса о включении спорных периодов работы в стаж, необходимый для назначения пенсии, следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления такого стажа в каждом конкретном периоде.

Согласно п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как предусмотрено ч.2 ст.30 ФЗ N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Право на досрочную трудовую пенсию педагогическим работникам определяется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, вступивших в силу с 12.11.2002 года.

В силу ч. 1 ст.22 ФЗ N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Как предусмотрено пунктом 8 указанных Правил, в стаж работы засчитывается, в том числе, выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.09.2015 года N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях", по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей, в том числе с проживанием в интернате, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (школы всех наименований; лицеи; гимназии), предусмотренных пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в подсчет педагогического стажа, поскольку работа в учебно-воспитательных комплексах района МБОУ "УВК" согласно Списку и Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N781 не дает право на досрочное пенсионное обеспечение не могут быть приняты судом во внимание, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждают работу истицы в должности педагога, и занятие ею общеобразовательной деятельностью с детьми.

Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, последняя должна была быть назначена Тюриной ФИО9 в связи с наличием необходимого льготного стажа, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о назначении пенсии Тюриной ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ законным и соответствующим нормам материального права.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.