Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-1401/2017

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Воробьевой С.А.,

судей Терентьевой Н.А., Хожаиновой О.В.,

при секретаре Лямине Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Давыдова И.Ф. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты, в котором просит признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 30.08.2016 года N01.1-187430 в выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 600,00 кв. м., категория "Земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под индивидуальное жилищное строительства", расположенном по адресу: "адрес"; обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты устранить допущенное нарушение прав путем выдачи градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 600,00 кв. м., категория "Земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под индивидуальное жилищное строительства", расположенном по адресу: "адрес".

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия отказано.

Не согласившись с решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года Давыдова И.Ф. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года, принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на то, что судом сделаны выводы несоответствующие обстоятельствам дела. Указывает, что принадлежащий ей земельный участок был предоставлен прежнему собственнику в установленном законодательством Украины порядке и никогда не относился к землям сельскохозяйственного назначения. Полагает, что поскольку у Шмиляка А.Ю. возникло право собственности на земельный участок с соответствующими характеристиками, включая категорию и разрешенное использование, то к ней указанное право перешло в соответствующем виде. Полагает, что судом не была дана оценка ее доводам по нарушению п.2.4 Порядка N 7-П при отказе в выдаче градостроительных условий, доводы о несоответствии оспариваемого отказа правовым нормам. Оспариваемый отказ в выдаче градостроительных условий является препятствием к выдаче разрешения на строительство жилого дома на спорном земельном участке и соответственно нарушает ее права собственника земельного участка.

В судебное заседание Давыдова И.Ф., представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу положений ст. ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание, утвержденного Постановлением главы Администрации г. Ялты N 7-п от 11 ноября 2014 года, указанный Порядок определяет процедуру предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка в городском округе Ялта на переходный период, как альтернативу градостроительному плану земельного участка, предусмотренному Российским законодательством.

Суд первой инстанции, правомерно руководствовался указанным Постановлением главы Администрации г. Ялты N 7-п от 11 ноября 2014 года, п.2.4., предусматривающим, что основанием к отказу в выдаче градостроительных условий и ограничений является несоответствие намерений застройки земельного участка положениям соответствующей градостроительной документации на местном уровне.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым принята в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а именно - с 18.03.2014.

Согласно статье 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, статье 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Следовательно, по общему правилу законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым с 18.03.2014.

Согласно пункту 5 статьи 20 ЗК Украины виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" требования градостроительной документации являются обязательными для исполнения всеми субъектами градостроительства.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" генеральный план населённого пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планировки и застройки территории населённого пункта. Неотъемлемой частью генерального плана населённого пункта является план земельнохозяйственного устройства этого населённого пункта. В составе генерального плана населённого пункта может разрабатываться план зонирования территории этого населённого пункта. План зонирования территории может разрабатываться и как отдельная градостроительная документация после утверждения генерального плана.

В соответствии с п. п. 2,3 ч. 1 ст. 1 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", генеральный план населённого пункта - градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планировки, застройки и иного использования территории населённого пункта; детальный план территории - градостроительная документация, которая определяет планировочную организацию и развитие территории.

Как усматривается из материалов дела, Постановлением Совета Министров Крыма от 15.06.1993 года N 136 был утвержден Генеральный план Большой Ялты.

В соответствии с указанным Генеральным планом курортного района Большая Ялта, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" расположен в границах лесопарковой зоны (земель сельскохозяйственного назначения с/з "Ливадия".

Постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым N 618 от 09.10.2007 года был утвержден проект корректировки генерального плана Большой Ялты.

В период действия Постановления Совета Министров Автономной Республики Крым N 618 от 09.10.2007 года были приняты решение Симеизского поселкового совета 45 сессии 5 созыва от 07.08.2009 года N 55, о разрешении Шмиляк А.Ю. составления проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,60 га, расположенного по адресу: "адрес", решение Симеизского поселкового совета 54 сессии 5 созыва от 09.06.2010 года N 86 "Об установлении категории отводимых земельных участков "земли жилой и общественной застройки", решение Симеизского поселкового совета 60 сессии 5 созыва от 28.10.2010 года N 44, об утверждении проекта отвода земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и передаче в собственность Шмиляк А.Ю., Управлением Главного Архитектора Ялтинского городского Совета АРК даны заключения о возможности использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Таким образом, право собственности на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 600,00 кв.м., категория "Земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под индивидуальное жилищное строительство", расположенного по адресу: "адрес" было получено Шмиляк А.Ю. в соответствии с вышеуказанными решениями.

Решением Хозяйственного Суда Автономной Республики Крым от 21 мая 2009 года признаны незаконными пункты 1,2 постановления Совета Министров Автономной Республики Крым N 618 от 09.10.2007 года "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты", признано незаконным решение Совета Министров АР Крым N 206 от 18.04.2008 года "О внесении изменений в постановление Совета Министров Автономной Республики Крым N 618 от 09.10.2007 года".

Определением Севастопольского Апелляционного Административного Суда от 28.10.2013 года решение Хозяйственного Суда Автономной Республики Крым от 21 мая 2009 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Совета Министров АРК, Ялтинского городского совета без удовлетворения.

Право собственности Давыдовой И.Ф. на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.04.2016 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.04.2016 года сделана запись регистрации N.

С целью осуществления на указанном земельном участке строительства индивидуального жилого дома Довыдова И.Ф. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты с заявлением от 11.08.2016 года о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка.

Из письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты от 30.08.2016 года следует, что Департамент отказывает в выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" для строительства индивидуального жилого дома, указав, что в соответствии с Генеральным планом курортного района Большая Ялта расположен в границах лесопарковой зоны (земель сельскохозяйственного назначения с/з "Ливадия".

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, учитывая, что на момент обращения Довыдовой И.Ф., Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты руководствовался Постановлением Совета Министров АР Крым от 15.06.1993 года.

Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок был предоставлен прежнему собственнику в установленном законодательством Украины порядке и никогда не относился к землям сельскохозяйственного назначения, является необоснованным, поскольку решением Хозяйственного Суда Автономной Республики Крым от 21 мая 2009 года признаны незаконными пункты 1,2 постановления Совета Министров Автономной Республики Крым N 618 от 09.10.2007 года "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты", признано незаконным решение Совета Министров АР Крым N 206 от 18.04.2008 года "О внесении изменений в постановление Совета Министров Автономной Республики Крым N 618 от 09.10.2007 года", на основании которых была определена категория земельного участка - под индивидуальное жилищное строительство.

Не нашел своего подтверждения в судебном заседании довод заявителя о нарушению п.2.4 Порядка N 7-П при отказе в выдаче градостроительных условий.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ответчиком не нарушены права административного истца.

С учетом изложенного, судебная коллегия с доводами апелляционной жалобы согласиться не может, а оснований для отмены решения суда не находит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия - оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

 

Председательствующий судья: Воробьева С.А.

 

Судья: Терентьева Н.А.

 

Судья: Хожаинова О.В.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.