Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 29 марта 2017 г. по делу N 33а-1728/2017

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Кураповой З.И.,

судей Мостовенко Н.Р., Тимошенко Е.Г.,

при секретаре Слабун О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 декабря 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления Амирова Р.М. отказано

по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Симферопольского городского совета,

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., объяснения представителя административного истца Твердюкова Е.Н., судебная коллегия

установила:

Амиров Р.М. обратился в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В обоснование административный истец указал, что решением 54-й сессии V созыва Симферопольского городского совета АРК от 26 ноября 2009 г. N870 ему было дано разрешение на выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома по "адрес" в районе "адрес" (позиция по ГП-11), ориентировочной площадью 0,0749 га.

Пунктом 14 указанного решения установлен срок для выполнения проектов землеустройства для юридических лиц и граждан, указанных в пунктах 1 и 6 указанного решения, в течение 1 года с момента его принятия. Аналогичное положение было включено в п. 19 решения.

Данные пункты, по мнению административного истца, являются незаконными и подлежат отмене ввиду их противоречия действующему на момент принятия решения законодательству, поскольку Законом Украины от 5 ноября 2009 г. N1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю", вступившим в силу 10 декабря 2009 г., норма ст. 151 Земельного кодекса Украины, в части установления (ограничения) срока действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований его отвода, была исключена.

Принимая вышеуказанное решение, Симферопольский городской совет АРК не мог не знать, что законодательство Украины снимает (отменяет) какие-либо ограничения по сроку выполнения выданных разрешений на разработку проекта отвода земельного участка.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 декабря 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления Амирова Р.М. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Амирова Р.М. - Твердюков Е.Н. ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм процессуального права и неполным установлением всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое решение не было обоснованно, не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для принятия решения, а именно то, что 5 ноября 2009 г. Верховной Радой Украины был принят и подписан Президентом Украины Закон Украины от 5 ноября 2009 г. N1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю", который хотя и не вступил в законную силу 26 ноября 2009 г., но заранее упрощал процедуру оформления прав на землю, в том числе, путем отмены ограничения сроков выполнения документации для отвода (выделения) земельных участков.

Также, при вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции не учел, что административным истцом был своевременно заключен договор на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка и выполнены работы по нему, им получено заключение о возможности целевого использования земельного участка в 2010 году в пределах срока действия решения, наличие согласования границ участка и формирование схемы его места расположения, наличие согласованного необходимыми службами проекта землеустройства по отводу земельного участка с присвоением кадастрового номера 25 сентября 2012 г. Кроме того, административным истцом уплачивался земельный налог.

Амиров Р.М. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился. Его представитель доверенности от 19 августа 2016 г., Твердюков Е.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя административного истца Твердюкова Е.Н., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 295 КАС РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 КАС РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 2 ст. 19 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ) установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ, до 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).

В силу п. 4. Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.

Согласно разъяснениям от 23 сентября 2014 г. N01/194 Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к п. 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21 марта 2014 г.), в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Таким образом, действующими решения соответствующих органов местного самоуправления о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка являются те, которые приняты в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия).

По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ к спорным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 г., подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений.

Согласно статьи 12 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент принятия оспариваемого распоряжения, к полномочиям городских советов в области земельных отношений на городов относится: распоряжение землями территориальных громад, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Как усматривается из материалов дела, решением 54-й сессии V созыва Симферопольского городского совета АРК от 26 ноября 2009 г. N870 Амирову Р.М. дано разрешение на выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома по "адрес" в районе "адрес" (позиция по ГП-11), ориентировочной площадью 0,0749 га.

В п. 14 данного решения указано, что юридическим и физическим лицам-предпринимателям, гражданам, которым в пунктах 1, 6 данного решения разрешено выполнение проектов землеустройства: в течение 1 года с момента принятия данного решения разработать и согласовать проект землеустройства по отводу земельного участка и представить его в городской совет на утверждение.

Согласно п. 19 указанного решения, в случае неисполнения пункта 14 настоящего решения, подпункты пунктов 1, 6 настоящего решения считать утратившими силу.

Законом Украины от 5 ноября 2009 г. N1702 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю" (вступившим в силу 10 декабря 2009 г.) статья 151 Земельного кодекса Украины была изложена в новой редакции, в которой норма о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований ее отвода была исключена.

Таким образом, решение 54-й сессии V созыва Симферопольского городского совета АРК от 26 ноября 2009 г. N870 (включая его пункты 14 и 19) было принято до внесения соответствующих изменений в ст. 151 Земельного кодекса Украины.

В нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ административным истцом не доказаны обстоятельства нарушения его прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда.

При таком положении, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований является законным и обоснованным, отвечающим требованиям статьи 176 КАС РФ.

Мотивы, по которым суд пришёл к выводу о необоснованности требований административного истца, исчерпывающим образом изложены в решении суда и дана правильная правовая оценка.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 декабря 2016 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий З.И. Курапова

 

Судьи Н.Р. Мостовенко

Е.Г. Тимошенко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.