Апелляционное определение Московского городского суда от 02 марта 2017 г. N 33-7750/17

 

 

 

02 марта 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.

и судей Рачиной К.А., Мызниковой Н.В.,

при секретаре Манджиевой О.Д.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.

дело по апелляционной жалобе Верхова М.А. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 16 сентября 2016 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Верхова М.А. к Ликвидационной комиссии УФСКН России по г. Москве о включении в выслугу срока службы льготных периодов службы, обязании внести изменения в приказ об увольнении - отказать,

установила:

Верхов М.А. 11.07.2016 обратился в суд с иском к Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве (далее - Управление ФСКН России по г. Москве), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 72) просил о включении в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периодов его службы по призыву в Вооруженных Силах РФ с 26.06.1995 по 31.06.1997, периодов прохождения службы в Управлении физической защиты УФСНП России по г. Москве в должности *** в период с 06.03.1998 по 30.06.2003 и в дежурной части службы по ЮВАО УФСКН России по г. Москве в должностях *** в период с 01.07.2003 по 31.05.2016, а также о внесении соответствующих изменений в приказ от *** N *** об увольнении, основывая свои требования на положениях Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 N 4991-1, и Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 254, мотивируя обращение тем, что в соответствии с требованиями законодательства спорные периоды службы подлежали льготному исчислению, в связи с чем общая выслуга лет истца составила более 30 лет, а ее неправильное исчисление влияет на размер назначенной истцу пенсии по выслуге лет и нарушает право истца на полное пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал; представитель ответчика иск не признала, представив письменные возражения (л.д. 44-48).

16.09.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Верхов М.А. по доводам своей апелляционной жалобы.

Выслушав в судебном заседании истца Верхова М.А., поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив ее доводы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Верхов М.А., *** года рождения, в период с 26.06.1995 по 21.06.1997 проходил военную службу по призыву в войсковой части N 42754, о чем в военный билет внесены соответствующие сведения (л.д. 55-59).

Из послужного списка Верхова М.А. следует, что с 06.03.1998 он проходил службу в органах налоговой полиции в должностях ***, *** УФСНП России по г. Москве, откуда 30.06.2003 приказом УФСНП России по г. Москве от *** N *** уволен по п. "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (по сокращению штатов) в звании *** налоговой полиции; в приказе об увольнении указана календарная выслуга лет истца на 30.06.2003 - 7 лет 03 месяца 19 дней, льготная выслуга отсутствует (л.д. 84).

Также согласно послужному списку с 01.07.2003 Верхов М.А. принят на службу в органы Госнаркоконтроля РФ в Управление по г. Москве на должность *** с присвоением специального звания *** полиции, с 17.09.2004 истец переведен на должность *** этой же службы, с 24.06.2010 - на должность *** Управления ФСКН России по г. Москве, откуда 14.06.2016 уволен по подп. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) в звании *** полиции на основании приказа Управления ФСКН России по г. Москве от *** N ***, согласно которому календарная и общая выслуга лет Верхова М.А. для назначения пенсии на 14.06.2016 составляет 20 лет 03 месяца 02 дня, льготная выслуга отсутствует (л.д. 50).

При этом в раздел 9 послужного списка, предусматривающего внесение сведений о службе, дающей право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, сведения о такой службе Верхова М.А. не внесены (л.д. 65-71).

Согласно расчету, составленному при увольнении истца со службы в органах наркоконтроля, в выслугу лет для назначения пенсии включены периоды службы Верхова М.А. в календарном исчислении: с 26.06.1995 по 21.06.1997 (01 год 11 месяцев 25 дней) - по призыву, с 06.03.1998 по 30.06.2003 (05 лет 03 месяца 24 дня) - в должностях ***, *** УФСНП России по г. Москве, с 01.07.2003 по 14.06.2016 (12 лет 11 месяцев 13 дней) - в должностях ***, *** Управления ФСКН России по г. Москве; с указанным расчетом истец ознакомлен 31.05.2016, указав на несогласие с ним (л.д. 51-52).

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1), положения ст. 18 которого устанавливают, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным в законе лицам определяется Правительством РФ.

Такой порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.

Льготные условия для исчисления выслуги лет для назначения пенсий на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 предусмотрены в п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, абз. 6 подп. "в" которого предусматривает, что в исчислении один месяц службы за два месяца засчитывается время службы сотрудников налоговой полиции, имеющих специальные звания, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты - по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции РФ, а положения п. 5 указанного постановления предусматривают, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных), засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" на лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания полиции, и их семьи распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (п. 1); также указанным Постановлением утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 2).

Положения подп. "б" п. 3 указанного Постановления от 28.05.2004 N 254 предусматривают, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются на следующих льготных условиях: один месяц службы за полтора месяца время службы в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров.

Разрешая заявленные Верховым М.А. требования с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, поскольку законных условий для включения спорных периодов службы истца в льготном исчислении в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 не имеется.

Так, ссылка Верхова М.А. на ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обоснованно отклонена судом, поскольку положения указанной нормы предусматривают льготное включение времени нахождения граждан на военной службе по призыву (как один день военной службы за два дня работы) только в общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности, в то время как пенсионное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля регулируется специальным законодательством, не предусматривающим такое исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом не учтены положения ст. 13 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", устанавливающие, что сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях оперативного состава, в следственных подразделениях, подразделениях физической защиты, а также участвующим в оперативно - розыскной деятельности, для назначения пенсий и надбавок за выслугу лет засчитывается в выслугу лет один месяц службы за полтора месяца, а также ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1, предусматривающие, что время прохождения службы в оперативных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции засчитывается в выслугу лет сотрудников указанных подразделений из расчета один месяц службы за полтора месяца, не влияют на выводы, изложенные в судебном решении, поскольку положения указанных норм предусматривают, что перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет, устанавливается директором Департамента налоговой полиции, а каких-либо доказательств включения в такой перечень занимаемых истцом должностей ***, *** УФСНП России по г. Москве не представлено.

Также судом обоснованно учтено, что при увольнении Верхова М.А. из органов налоговой полиции 30.06.2003 период его службы в этих органах исчислен в календарном исчислении, приказ УФСНП России по г. Москве от *** N *** об увольнении истцом в установленном законом порядке не оспорен, а в силу ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы истца о том, что в период прохождения службы в органах наркоконтроля в должностях *** и *** ФСКН России по г. Москве им фактически исполнялись обязанности по должностям, указанным в перечне, утвержденном приказом ФСКН России от 29.11.2013 N 519дсп, как в подразделениях специального назначения, поскольку доказательств непосредственного участия истца в мероприятиях с применением сил и средств по спискам, утверждаемым приказом соответствующего органа наркоконтроля, как условия для льготного исчисления периода такой службы не представлено, а имеющаяся в деле должностная инструкция *** ФСКН России по г. Москве таких обстоятельств не подтверждает.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зюзинского районного суда города Москвы от 16 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Верхова М.А. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.