Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2016 г. N 33а-35816/16

 

 

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Ставича, рассмотрела в порядке упрощённого производства в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва материалы дело по частной жалобе А.С. Прошиной на определение Савёловского районного суда г. Москвы от 3 ноября 2016 года об отказе в принятии административного иска А.С. Прошиной к ФГОБУ "Финансовый университет при Правительстве РФ", ФГОБУ "Колледж информатики и программирования" при Финансовом университете при Правительстве РФ, управлению Роспотребнадзора о признании действий незаконными, восстановлении нарушенного права

установила:

А.С. Прошина обратилась в суд с указанным выше административным иском, полагая, среди прочего, нарушенным право на получение информации.

Определением Савёловского районного суда г. Москвы от 3 ноября 2016 года в принятии административного иска отказано, так как заявленные требования, по мнению суда, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В частной жалобе А.С. Прошиной ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены судебного акта.

Отказывая в принятии административного иска, суд исходил из положений п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

Между тем мотивов, по которым данная норма права подлежала применению, определение суда в нарушение ст. 199 КАС РФ не содержит.

Из определения суда также не ясно, какой спор о праве возник с административными ответчиками, среди которых имеется и орган государственной власти - управление Роспотребнадзора.

При этом суд не учёл, что А.С. Прошина, в частности, поставила вопрос о нарушении права на получение информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются участниками образовательных отношений.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования (ст. 3 того же Закона).

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приём на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приёме на обучение.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приёма на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.

Таким образом, указанная информация, право на получение которой возникает у заинтересованного лица ещё до предоставления образовательных услуг, является объектом публичных отношений, а обязанность по её предоставлению законом возложена на образовательное учреждение.

Таким образом, подлежали применению положения п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, в соответствии с которыми суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

При таком положении определение суда подлежит отмене с направлением материалов в тот же суд для решения вопроса о рассмотрении административного иска по существу.

Руководствуясь ст. 316, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

определила:

определение Савёловского районного суда г. Москвы от 3 ноября 2016 года отменить, а материал направить в тот же суд для решения вопроса о рассмотрении по существу административного иска А.С. Прошиной к ФГОБУ "Финансовый университет при Правительстве РФ", ФГОБУ "Колледж информатики и программирования" при Финансовом университете при Правительстве РФ, управлению Роспотребнадзора о признании действий незаконными, восстановлении нарушенного права.

 

Председательствующий

Судьи

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.