• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Постановление Московского городского суда от 27 февраля 2017 г. N 4а-7433/16

 

 

 

Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" (далее - ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ", Общество) Никитина А.К. на вступившие в законную силу постановление N *** государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве от 27 марта 2015 года и решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 25 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением N *** государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве от 27 марта 2015 года генеральный директор ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитин А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Решением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 25 декабря 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитина А.К. - без удовлетворения.

В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.2 КоАП РФ, решение судьи районного суда не обжаловалось и вступило в законную силу.

В настоящей жалобе генеральный директор ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитин А.К. просит об отмене постановления должностного лица и судебного решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку решением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2015 года, вступившим в законную силу, предписание Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве N *** от 10 марта 2015 года признанно незаконным и отменено.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение.

В силу положений ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе: проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно материалам дела, на основании распоряжения N *** от 03 февраля 2015 года, вынесенного заместителем руководителя Государственной инспекции труда в городе Москве, должностным лицом инспекции в период с 09 февраля 2015 года по 10 марта 2015 года была проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований трудового законодательства в отношении ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ", находящегося по адресу: г. Москва, 1-ый Дорожный проезд, д. ***, по результатам которой составлен Акт проверки от 10 марта 2015 года N ***. В ходе проверки установлено, что ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" был заключен договор N *** от 16 февраля 2015 года с ООО НПП "***" на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда на 10 (десяти) рабочих местах, однако документов, подтверждающих проведение работ по специальной оценке условий труда, работодателем не представлено. Таким образом, Никитин А.К., являясь генеральным директором ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ", в нарушение ст. 212 ТК РФ не обеспечил проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Факт совершения генеральным директором ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитиным А.К. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: протоколом об административном правонарушении; предписанием Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве N*** от 10 марта 2015 года; актом проверки N *** и другими материалами дела.

При разрешении настоящего дела должностное лицо Государственной инспекции труда в г. Москве и судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установили все юридически значимые обстоятельства совершения генеральным директором ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитиным А.К. описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, правильно применили положения действующего законодательства, дали надлежащую юридическую оценку действиям (бездействию) заявителя.

Довод генерального директора ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитина А.К. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, проверялся судьёй районного суда при рассмотрении жалобы и обоснованно был признан несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании норм права.

На основании абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014 г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Таким образом, на генерального директора ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитина А.К. законом возложена обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда, чего последним сделано не было.

По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом в ходе проверки ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" не было предоставлено документов о проведении ранее аттестации рабочих мест. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в данном случае применению не подлежит.

Таким образом, действия генерального директора ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитина А.К., выразившиеся в нарушение требований ст. 212 ТК РФ - не обеспечении проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2016 года решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2015 года в части признания незаконным пункта 6 предписания государственного инспектора труда в г. Москве N *** от 10 марта 2015 года, вынесенного в отношении ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено генеральному директору ООО "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитину А.К. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление N *** государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве от 27 марта 2015 года и решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 25 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитина А.К. оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СКТБ АВТОГЕНТЕХМАШ" Никитина А.К. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Московского городского суда Е.М. Базькова

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.