Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Доломанжи П. на вступившие в законную силу постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 18 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 18 мая 2016 года гражданин Республики Молдова Доломанжи П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Решением судьи Московского городского суда от 18 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Доломанжи П. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Доломанжи П. указывает на незаконность вынесенных судебных актов, поскольку требования миграционного законодательства он не нарушал, на момент задержания миграционная карта находилась в УФМС России по г.Москве в связи с необходимостью продления срока его пребывания.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17 мая 2016 года в 17 часов 37 минут по адресу: г. Москва, ул. Ореховый бульвар, д.14, корп.3 в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району Орехово-Борисово Южное в г. Москве был выявлен гражданин Республики Молдова Доломанжи П., который в нарушение ст. ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов (паспорта и миграционной карты), подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Доломанжи П. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
18 июля 2016 года судья Московского городского суда согласился с выводами судьи районного суда.
С состоявшимися по делу судебными актами нельзя согласиться.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 названного Федерального закона, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 года N 413 "О миграционной карте", миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в России.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В настоящее время действует Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 29.06.2015 N 321 (далее - Порядок).
Так, согласно п.3 Порядка для продления срока временного пребывания в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.
В случае принятия решения о продлении срока временного пребывания в миграционной карте иностранного гражданина уполномоченным должностным лицом проставляется отметка (п. 11 Порядка).
Как следует из имеющихся в материалах дела копий паспорта иностранного гражданина, миграционной карты Доломанжи П., уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также выписки из АС ЦБДУИГ ФМС России, Доломанжи П. въехал на территорию Российской Федерации 17 апреля 2015 года и получил миграционную карту сроком до 17 июля 2015 года. Доломанжи П. 17 сентября 2015 года был поставлен на учет по месту пребывания на срок, с учетом продления в установленном законом порядке, до 24 августа 2016 года.
Кроме того, согласно материалам дела Доломанжи П. 17 мая 2016 года получил патент, предоставляющего право осуществлять трудовую деятельность и произвел оплату авансового платежа по налогу на доходы физических лиц в порядке, установленном ст.227.1 НК РФ (л.д.15).
Следовательно, на момент проверки и привлечения к административной ответственности у Доломанжи П. имелись паспорт и действительная миграционная карта, удостоверяющие его личность и подтверждающие его право на временное пребывание на территории Российской Федерации. Оснований для вывода о нарушении Доломанжи П. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации не имелось.
Суждение судебных инстанций о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, сделано без учета приведенных выше положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и не основано на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 18 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 июля 2016 года, вынесенные в отношении Доломанжи П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Доломанжи П. удовлетворить.
Постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 18 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 июля 2016 года вынесенные в отношении Доломанжи П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.