• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Московского городского суда от 14 марта 2017 г. N 7-3059/17

 

 

 

Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ЖСК "***" ФИО на решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 23 января 2017 года, которым

постановление N *** заместителя начальника инспекции Государственной жилищной инспекции г. Москвы ФИО от 8 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Жилищно-строительного кооператива "***", оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,

установил:

постановлением N*** заместителя начальника инспекции Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 8 сентября 2015 года ЖСК "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица административного органа, защитник подал жалобу в суд, судьёй Люблинского районного суда г. Москвы от 23 января 2017 года вынесено указанное выше постановление, об отмене которого просит защитник.

В поданной на решение судьи жалобе, защитник ЖСК "***" ФИО указывает о нарушении порядка привлечения ЖСК "***" к административной ответственности, поскольку не были извещены о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.

Защитник ЖСК "***" ФИО в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнив, что из материалов дела следует, что ЖСК "***" о дате и месте составления протокола об административном правонарушении было извещено по электронной почте - ***, однако электронный адрес ЖСК "***" иной - ***, о чем указано на официальном сайте.

Законный представитель ЖСК "***" ФИО в судебном заседании по обстоятельствам дела пояснила, что на составление протокола об административном правонарушении не вызывалась, 11 августа 2015 года ей было сообщено о необходимости прибыть в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы для предоставления документов, в связи с чем, она этого же дня приехала в административный орган, где ей выдали предписание N*** от 30 июля 2015 года, которое она подписала, указав дату получения - 11 августа 2015 года. В её присутствии протокол об административном правонарушении от 5 августа 2015 года и предписание от 30 июля 2015 не составлялось, от подписи в указанных документах она не отказывалась. Протокол об административном правонарушении по почте ЖСК "***" не получало.

Ранее, 2 марта 2017 года, в судебном заседании представитель Мосжилинспекции г. Москвы ФИО по обстоятельствам дела пояснила, что на составление протокола об административном правонарушении ЖСК "***" было извещено по электронной почте - ***. Протокол об административном правонарушении был составлен 5 августа 2015 года, в присутствие ФИО, которая от подписи в указанном процессуальном документе отказалась, о чем было указано в соответствующей графе "отказ от подписи". Данный протокол был направлен ЖСК "***" по почте. Также пояснила, что журнал учета посетителей Мосжилинспекции в 2015 году не велся.

Ранее, 2 марта 2017 года, в судебном заседании представитель Мосжилинспекции г. Москвы ФИО по обстоятельствам дела пояснил, что с доводами жалобы ЖСК "***" не согласен, указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к его отмене. Требования ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Мосжилинспекцией г. Москвы были выполнены, на составление протокола об административном правонарушении Общество было извещено по электронной почте (email).

Выслушав защитника ЖСК "***" ФИО, законного представителя ЖСК "***" ФИО, оценив показания свидетелей - представителей Мосжилинспекции г. Москвы ФИО и ФИО, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления должностного лица административного органа и судебного решения, ввиду следующего.

Основанием для привлечения ЖСК "***" к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.1 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" послужили обстоятельства, изложенные в протоколе N *** об административном правонарушении от 5 августа 2015 года, согласно которому ЖСК "***" вменяется нарушение нормативов города Москвы по эксплуатации жилищного фонда: п. 5.1 ЖНМ-98-01/10 "Содержание подвальных помещений и технических подполий жилых домов" (утв. распоряжением Правительства Москвы от 12.06.1998 N 640-РП); п. 3 ЖНМ-96-01/7 "Работы по уборке лестничных клеток жилых домов, помещений дежурного по подъезду (консьержки, охраны и т.п.) и обслуживанию мусоропроводов" (утв. постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465); п. 2.2 ЖНМ-96-01/4 "Подготовка к сезонной эксплуатации жилых зданий" (утв. постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465); ЖНМ-96-01/2 "Накладка инженерного оборудования жилых зданий" (утв. постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465 в ред. постановления Правительства Москвы от 02.02.2010 N 83-ПП), выявленное 30 июля 2015 года при обследовании технического состояния жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Красноярская, д. 1, корп. 1.

Вывод должностного лица Мосжилинспекции по г. Москве и судьи районного суда, как усматривается из обжалуемых актов, основан на совокупности исследованных доказательств, в числе которых протокол N *** об административном правонарушении от 5 августа 2015 года, составленный в отношении ЖСК "***".

Однако с таким выводом нижестоящих инстанций согласиться нельзя, поскольку указанный протокол не может являться допустимым доказательством по делу.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что указанный протокол об административном правонарушении в отношении ЖСК "***" составлен в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, ЖСК "***", надлежащим образом не извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 77).

Как следует из материалов дела, уведомление о его составлении направлено в адрес ЖСК "***" путем электронного сообщения от 03 августа 2015 года N*** по электронному адресу: *** (л.д.85, 86).

Административный орган не отрицает, что указанное извещение было направлено заявителю посредством электронной почты.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении удостоверяет факт совершения административного правонарушения и составляется с учетом определенных требований.

Составление протокола производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается запись; законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствии (части 2 - 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Таким образом, закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о составлении протокола об административном правонарушении, допускает при надлежащем извещении осуществление административным органом указанных процессуальных действий в отношении юридического лица в отсутствие его законного представителя.

С учетом изложенного, считаю, что информация о составлении в отношении ЖСК "***" 05 августа 2015 года в 16 час. 30 мин. установленное время протокола об административном правонарушении не была доведена до сведения его законного представителя.

В качестве подтверждения извещения о составлении протокола административный орган ссылается на направление заявителю электронного сообщения от 03 августа 2015 года N***.

Надлежащей оценки судьи районного суда, приведенные доводы в решении не получили. С выводом судьи первой инстанции о надлежащем извещении по электронной почте согласиться нельзя, так как данный вид извещения не позволяет контролировать получение информации лицом, которому оно направлено, и не может свидетельствовать о соблюдении условий, предусмотренных п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Таким образом, данное уведомление не могу признать надлежащим доказательством, подтверждающим, что административный орган принял необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола, поскольку административный орган документально не подтвердил, кому и когда передано данное сообщение, кто его принял, а также отсутствует информация о содержании указанного сообщения.

В связи с этим ЖСК "***" фактически было лишено возможности давать объяснения, квалифицировано и аргументировано возражать, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение порядка привлечения к административной ответственности является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и решения при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранения этих недостатков при рассмотрении дела отсутствует.

Указанные обстоятельства являются безусловным основанием для признания постановления незаконным.

На основании изложенного, решение судьи районного суда и постановление должностного лица Мосжилинспекции г. Москвы подлежат отмене, производство по делу в отношении ЖСК "***" прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу защитника ЖСК "***" ФИО удовлетворить.

постановление N *** заместителя начальника инспекции Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 8 сентября 2015 года, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 23 января 2017 года и по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении ЖСК "***" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 

Судья

Московского городского суда Ю.В. Притула

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.