Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу представителя Акционерного общества "Алмазы Анабара" на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2017 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО "Алмазы Анабара",
постановлено:
постановление Государственной инспекции труда в РС(Я) от 10.03.2017 N ... по делу об административном правонарушении в отношении АО "Алмазы Анабара" оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд
установил:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РС(Я) Бородиной Е.В. от 10.03.2017 АО "Алмазы Анабара" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Судом принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением, представитель заявителя обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит решение суда и постановление по административному делу отменить. Указывает на то, что в ходе проверки было вынесено 8 постановлений о привлечении заявителя к административной ответственности и все в пределах одной статьи - ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так как указанные постановления являются следствием одной проверки и нарушение государственных нормативных требований охраны труда в пределах одной статьи КоАП РФ, они должны были быть объединены и рассмотрены в одном производстве, с назначением наказания в порядке ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Составление нескольких протоколов об административном правонарушении по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) законом не предусмотрено.
Представитель АО "Алмазы Анабара" Кряучюнас А.В. в судебном заседании жалобу поддержал, просит удовлетворить ее.
Представитель ГИТ РС(Я) Бородина Е.В. просит отказать в жалобе, постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) Государственной инспекции труда в РС(Я) от 02.02.2017 проведена внеплановая выездная документарная проверка АО "Алмазы Анабара".
В результате проверки установлено, что АО "Алмазы Анабара" в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не проведена специальная оценка условий труда, а именно на рабочем месте машиниста крана на гусеничном ходу, электросварщика ручной сварки, слесаря по ремонту автомобилей.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 27.02.2017, протоколе об административном правонарушении от 01.03.2017, подтверждается другими собранными по делу доказательствами, оценка которым была дана по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, допущенные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Подлежат отклонению ссылки в жалобе на то, что в связи с наличием иных постановлений государственного инспектора труда, вынесенных в марте 2017 года по результатам одной проверки и нарушением государственных нормативных требований охраны труда в пределах одной статьи КоАП РФ, АО "Алмазы Анабара" следовало назначить административное наказание по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Упоминаемыми в жалобе постановлениями общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний..
По ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ общество привлечено к ответственности за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Оснований полагать, что бездействие общества, выразившееся в непроведении специальной оценки труда и действия по допуску к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных психиатрических освидетельствований образуют один состав административного правонарушения, не имеется, поскольку вышеозначенные нарушения, хотя и выявлены в результате одной проверки, существенно различны и стали следствием разных действия и бездействия общества.
Выявленный в результате проведенной проверки факт нарушения законодательства о специальной оценке труда образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО "Алмазы Анабара" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.