Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22 мая 2017 г. по делу N 33а-3788/2017

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего С.В.Яковлева,

судей В.В. Агина и О.В. Хожаиновой,

при секретаре А.О. Ёна

при участии представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо ФИО2 об отмене решения, признании действий неправомерными, понуждении совершить определенные действия признании незаконным отказа, признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 20.02.2017 г. по делу N 2а-523/17, которым иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, пояснения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 ( далее истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее ответчик), заинтересованное лицо ФИО2, в котором просила признать необоснованными действия ответчика относительно отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", признать необоснованным и отменить решения ответчика N90/007/656/2016-9668 от 21.11.2016 г. и N90/007/656/2016-9677 от 21.11.2016 г. об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", обязать ответчика провести государственную регистрацию права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес" согласно представленного нотариально удостоверенного договора дарения N8-4310 от 13.10.2016 г.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 20.02.2017 г. по делу N 2а-523/2017 (судья Шкулипа В.И.), иск удовлетворен, признаны необоснованными действия ответчика относительно отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", признаны необоснованными и отменены решения ответчика N90/007/656/2016-9668 от 21.11.2016 г. и N90/007/656/2016-9677 от 21.11.2016 г. об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", на ответчика возложена обязанность провести государственную регистрацию права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", согласно представленного нотариально удостоверенного договора дарения N8-4310 от 13.10.2016 г., разрешен вопрос о распределении судебных расходов.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании, которое состоялось 22.05.2017 г., представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, указав, что судом первой инстанции решение постановленопри неправильном применении норм процессуального и материального права, остальные участники процесса явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не представили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, выслушав мнение представителя ответчика, руководствуясь указанными положениями ст.226КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам, с участием представителей сторон, которые явились в судебное заседание.

Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Ст.8.1 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457, полномочия по государственному кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р утверждено "Соглашение о передачи части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по государственному кадастровому учету" уполномоченному органу Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставления услуг в данной сфере.

При таких обстоятельствах становится очевидным, что вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.

На момент подачи истцом заявлений и их рассмотрения ответчиком порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество был определен в Федеральном законе от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон N122-ФЗ), в ст.2 которого было установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация прав) представляла собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Материалы дела свидетельствуют о том, что между истцом и ФИО2 13.10.2016 г. заключен договор дарения доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, который заверен нотариально, зарегистрирован в реестре за N8-4310. Копия этого договора приобщена к материалам дела (л.д.11-12).

Согласно п.1.1 указанного договора ФИО2 подарила истцу принадлежащие ей 9/50 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 907 кв.м с кадастровым номером 90:19:010116:873 и 9/50 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом со всеми хозяйственно-бытовыми строениями и сооружениями, находящихся по адресу : "адрес" (далее объекты недвижимости).

В п.1.2 этого договора указано, что 9/50 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок принадлежат ФИО2 на основании Постановления Администрации "адрес" Республики Крым N 1892/1-п от 15.07.2016 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.08.2016 г. сделана запись регистрации N 90-90,016-90/007/656/2016-4424/2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, выданной ответчиком 26.08.2016.г.

Согласно п.1.4 этого договора указанные 9/50 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом принадлежат ФИО2 на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданное Управлением городского хозяйства г. Керчи 12.05.2013 г. на основании решения Исполнительного комитета г.Керчи от 14.02.2003 г. N137, зарегистрированного Керченским арендным предприятием бюро технической инвентаризации 06.06.2003 г. за регистрационным номером N1385357.

Нотариусом Керченского городского округа ФИО7 направлены в адрес ответчика заявления 14.10.2016 г. для регистрации ранее возникшего права собственности, перехода права собственности, перехода права собственности по договора в отношении указанных выше объектов недвижимости, с приложением всех необходимых документов.

При рассмотрении указанных заявлений государственным регистратором ответчика 21.11.2016 г. приняты решения об отказе в государственной регистрации, которые оформлены в виде сообщений об отказе в государственной регистрации N 90/007/656/2016-9668 и N90/007/656/2016-9677. В сообщении N90/007/656/2016-9677 указано о том, что отказано в государственной регистрации прав общей долевой собственности, перехода права собственности, права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", согласно аб.10 п.1 ст.20 Закон N122-ФЗ по причине не предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав. В сообщении N90/007/656/2016-9668 указано о том, что отказано в государственной регистрации прав общей долевой собственности, перехода права собственности, права общей долевой собственности на жилой дом расположенный по адресу: "адрес",на основании абз. 8,10 п.1 ст.20 Закон N122-ФЗ по причине того, что правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества свидетельствуют об отсутствии у ФИО2 права на него.

Ст.13 Закона N122-ФЗ устанавливает порядок проведения государственной регистрации прав, согласно ч.1 которой государственная регистрация прав проводится путем приема документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; проведения их правовой экспертизы ; последующего внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершения надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В ст.17 Закона N122-ФЗ определены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым относятся, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Требования, предъявляемые к документам на государственную регистрацию прав, определены в ст.18 Закона N122-ФЗ.

В п.1 ст.20 Закона N122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;

в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ответчику для проведения регистрации ранее возникшего права собственности, перехода права собственности, перехода права собственности по договора в отношении указанных выше объектов недвижимости были представлены следующие документы: нотариально заверенный договор дарения доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с долей в праве общей долевой собственности на жилой дом от 13.10.2016 г., свидетельство о праве собственности от 12.05.2003 г. (л.д.13), извлечение о регистрации права собственности на недвижимое имущество N725452 от 06.06.2003 г. ( л.д. 14), решение исполнительного комитета Керченского городского совета АРК N137 от 14.02.2003 г. (л.д16), постановление Администрации г.Керчи N 1892/1-п от 15.07.2016 (л.д.17).

Ни в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения апелляционной жалобы ответчиком не представлены доказательства того, что указанные выше документы, представленные для регистрации для регистрации ранее возникшего права собственности, перехода права собственности, перехода права собственности по договору дарения, в отношении указанных выше объектов недвижимости не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не отражают информацию, необходимую для государственной регистрации ранее возникшего права собственности, перехода права собственности, перехода права собственности в Едином государственном реестре прав либо не соответствуют иным требованиям к документам, представляемым для осуществления государственной регистрации прав, установленным ст. 18 Закона N 122-ФЗ.

Судом первой инстанции установлено, что в сообщении N90/007/656/2016-9668 указано о том, что отказано в государственной регистрации прав общей долевой собственности, перехода права собственности, права общей долевой собственности на жилой дом расположенный по адресу: "адрес", по причине того, что правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества свидетельствуют об отсутствии у ФИО4 прав на него. Такие выводы государственным регистратором ответчика сделаны после получения им справки филиала ГУП РК "КрымБТИ" в г.Керчь N8287 от 15.09.2016 г. (л.д 15) о том, что в архив бюро технической инвентаризации г.Керчи инвентарное дело на объект недвижимости - дом, расположенный по адресу "адрес" не передано КРП "КГ БРТИ".

Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17.12. 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03. 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ).

Ст. 12 Закона N6-ФКЗ установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В ч.1 ст.12-1 Закона N6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым N 38-ЗРК от 30.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-ЗРК).

Ст.1 Закона N38-ЗРК предусматривает, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Ч. 1 ст.8 Закона N38-ЗРК устанавливает, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6 -ФКЗ (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом N122-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (ч.4 ст.8 Закона N38-ЗРК).

Постановлением Совета министров Республики Крым N 264 от 11.08.2014г. утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, к которым относятся, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации; регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества; решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.

Таким образом, принимая во внимание то, что ответчику для проведения регистрации ранее возникшего права собственности, перехода права собственности, перехода права собственности по договору дарения в отношении указанных выше объектов недвижимости были также представлены документы, оформленные до принятия Республика Крым в состав Российской Федерации, становится очевидным также необходимость применения к этим правоотношениям законодательства Украины.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Украины ( далее ГК Украины) гражданские права и обязанности возникают из действий лица, предусмотренным актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии, порождающих гражданские права и обязанности.

В ст.328 ГК Украины указано, что право собственности приобретается на основаниях, не запрещенных законом, в частности из сделок.

Ч.4 ст. 334 ГК Украины предусмотрено, что право на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает со дня такой регистрации в соответствии с законом.

Правовые, экономические, организационные основы создания в составе государственного земельного кадастра единой системы государственной регистрации вещных прав на земельные участки и другое недвижимое имущество, обременение этих прав определены в Законе Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", который в том числе направлен на обеспечение признания и защиту государством вещных прав на недвижимость.

Ст.4 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" устанавливает обязательную государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество.

орядок проведения государственной регистрации вещных прав установлен в ст.17 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", в которой указано, что процедура регистрации завершается выдачей документа, подтверждающего зарегистрированное право.

Материалы дела свидетельствуют о том, что исполнительным комитетом Керченского городского совета АРК 14.02.2003 г. принято решение N 137, согласно которому оформлено право собственности на 9/50 части дома с надворными постройками за ФИО4 и на 41/50 части за истцом (п.1), БТИ было поручено внести изменения в техническую документацию.

На момент принятия указанного решения порядок проведения государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество был определен Временным положением о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, которое было утверждено приказом Министерства юстиции Украины N 7/5 от 07.02.2002 г. ( далее Положение N7/5).

В п.1.3 Положения N7/5 было установлено, что государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество осуществляли предприятия бюро технической инвентаризации ( далее БТИ) в пределах определенных административно-территориальных единиц.

Государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество представляла собой внесение записи в Реестр прав собственности на недвижимое имущество в связи с возникновением, существованием или прекращением права собственности на недвижимое имущество, которая осуществлялась БТИ по месту нахождения объектов недвижимости на основании заявления лица, обратившегося в БТИ (п.1.4).

В п.3.1 Положения N7/5 было определено, что оформление прав собственности на объекты недвижимости проводилось с выдачей свидетельства о праве собственности.

Как указано выше, судом первой инстанции установлено, что при подаче заявлений о проведении регистрации ранее возникшего права собственности, перехода права собственности, перехода права собственности по договору дарения в отношении указанных выше объектов недвижимости были представлены, в том числе, свидетельство о праве собственности от 12.05.2003 г. (л.д.13), извлечение о регистрации права собственности на недвижимое имущество N725452 от 06.06.2003 г. ( л.д. 14).

При изучении этих документов становится очевидным, что нашел подтверждения факт оформления согласно законодательству, действовавшему на территории Республики Крым до 21.03.2014 г., права собственности за ФИО4 на 9/50 части дома с надворными постройками, расположенного по адресу: "адрес".

Отсутствие инвентарного дела на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", в архивах бюро технической инвентаризации г.Керчи не является надлежащим доказательством отсутствия у ФИО4 права собственности на объект недвижимости.

В силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчику были предоставлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав общей долевой собственности, перехода права собственности, права общей долевой собственности на объекты недвижимости, а материалами дела опровергаются его утверждения о том, что существовали основания, предусмотренные п1 ст.20 Закона N122-ФЗ, для отказа в проведении такой государственной регистрации прав.

По мнению судебной коллегии такие выводы суда первой инстанции соответствуют положениям законодательства Российской Федерации, в частности, Закона N122-ФЗ.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции в части признания необоснованными действий ответчика по отказу в государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", а также признания необоснованными и отмене решений ответчика N90/007/656/2016-9668 от 21.11.2016 г. и N90/007/656/2016-9677 от 21.11.2016 г. об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес".

Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).

По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18.01.1996 г. N2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Таким образом, суд не может обязать ответчика, являющего, как указано выше, органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять действия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым, принять конкретное решение о проведении регистрации права собственности на какой - либо объект.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части понуждения ответчика провести государственную регистрацию права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", согласно представленного нотариально удостоверенного договора дарения N8-4310 от 13.10.2016 г.

В этой части подлежит постановлению новое решение о понуждении ответчика повторно рассмотреть заявление истца о государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", согласно представленного нотариально удостоверенного договора дарения.

В остальной части решение суда первой инстанции постановленос соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 307- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 20.02.2017 г. по делу N 2а-523/2017, в части удовлетворения требований о понуждении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым провести регистрацию права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу : "адрес", согласно представленного нотариально удостоверенного договора дарения N8-4310 от 13.10.2016 г., отменить, в этой части принять по делу новое решение, которым обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО3 о государственной регистрации права общей долевой собственности, перехода права, права общей долевой собственности на объекты - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", согласно представленного нотариально удостоверенного договора дарения N8-4310 от 13.10.2016 г.

В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 20.02.2017 г. по делу N 2а-523/2017 оставить без изменений.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

 

Председательствующий подпись С.В. Яковлев

 

Судьи подпись В.В. Агин

подпись О.В.Хожаинова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.