Решение Всероссийского совещания руководителей архитектурных и строительных учебных заведений высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессионального образования от 14 ноября 1996 г. "О состоянии и задачах подготовки специалистов для строительного комплекса России"

Решение Всероссийского совещания руководителей архитектурных и строительных учебных заведений высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессионального образования от 14 ноября 1996 г.
"О состоянии и задачах подготовки специалистов для строительного комплекса России"


(Басин, Карелин, Кудрявцев, Ивахнюк, Курябов, Латкин, Бартоломей, Хайт, Забелин, Гусев, Кинелев, Баженов, Лобов)


Заслушав и обсудив доклады Министра строительства Российской Федерации Е.В.Басина и Президента Ассоциации строительных высших учебных заведений В.Я.Карелина, совещание отмечает, что происходящие в стране перемены существенным образом затронули систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для строительного комплекса. Увеличилась потребность в подготовке современных менеджеров и экономистов, специалистов в области регионального планирования, экологии и инженерной безопасности строительных систем, реконструкции и реставрации.

Исходя из складывающейся в экономике страны ситуации, строительные и архитектурные высшие и средние профессиональные учебные заведения в последние годы в значительной степени переориентировались на выпуск специалистов с учетом новых требований. Это вызвало необходимость внесения изменений в содержание обучения, приближая его к практическим нуждам сегодняшнего и завтрашнего дня.

Вводятся новые формы и методы вузовской подготовки, ориентированные на работающих в отрасли (экстернат, магистратура, система дистанционного образования, ускоренное обучение для выпускников техникумов и др.), принимаются меры по международной аккредитации вузов.

Численность студентов в высших профессиональных учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов по архитектурным и строительным специальностям, в 1995/96 учебном году увеличилась по сравнению с предшествующим учебным годом на 1,1 %. Как положительный факт, следует отметить уже ставший стабильным высокий конкурс по приему на эти специальности, что создает хорошие предпосылки для повышения качества подготовки специалистов.

Высшие и средние профессиональные учебные заведения архитектурного и строительного профиля, пройдя через кратковременное сокращение контингента студентов, отток части преподавателей, сохранили свой потенциал и продолжают вносить существенный вклад в комплектование строек и предприятий молодыми специалистами.

Необходимое пополнение научно-исследовательских и учебных институтов, проектных организаций, органов архитектуры и строительства научными кадрами осуществляется за счет выпускников аспирантуры и докторантуры. В настоящее время в аспирантуре вузов по архитектурным и строительным специальностям обучаются более 1200 человек, около 300 человек обучаются в аспирантуре при 28 научно-исследовательских институтах Министерства.

Вместе с тем, высшие и средние учебные заведения, подразделения послевузовского образования работают в условиях недостаточного финансирования их деятельности. Имеют место трудности в организации практического обучения студентов на производстве и распределении выпускников. Допускается высокий отсев студентов в процессе обучения.

Изменения в экономике потребовали кардинального пересмотра системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов строительных организаций и предприятий. Ушли в прошлое многомесячные курсы обучения в институтах и на факультетах переподготовки и повышения квалификации. Современные руководители и специалисты строительных организаций могут позволить себе оторваться от производства максимум на одну-две недели, что явно недостаточно для приобретения принципиально новых знаний, необходимых для работы в условиях рыночной экономики.

Сделаны попытки увязать повышение квалификации с активно развивающимся процессом лицензирования организаций и сертификации физических лиц, занятых в строительной отрасли. На основе прохождения добровольной предлицензионной подготовки около 5 тыс. специалистов в строительстве получили квалификационные сертификаты (аттестаты).

В целом необходима разработка концепции непрерывного строительного образования, включающей профориентационную подготовку, начальное, среднее, высшее, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

Совещание решило:

1. Считать целесообразным разработать концепцию непрерывного строительного образования и предложения по ее реализации. Для этого создать координационный совет из представителей Министерства строительства Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Ассоциации строительных высших учебных заведений, Учебно-методического объединения по архитектурным специальностям, Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Министерства с привлечением других заинтересованных лиц и организаций.

2. Заключить договор о сотрудничестве между Министерством строительства Российской Федерации и Ассоциацией строительных высших учебных заведений.

3. Предложить Ассоциации строительных высших учебных заведений и Учебно-методическому объединению по архитектурным специальностям усилить архитектурную подготовку специалистов-строителей, а также инженерную подготовку специалистов-архитекторов. Рекомендовать Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос открытия специальности "инженер-архитектор".

4. Рекомендовать Министерству строительства Российской Федерации, руководителям отраслевых акционерных обществ (ассоциаций, корпораций, компаний) оказывать содействие высшим и средним профессиональным учебным заведениям, подготавливающим специалистов для строительного комплекса, в решении вопросов организации производственной и преддипломной практик студентов в строительных организациях и на предприятиях строительной индустрии, материальной поддержки в развитии учебно-материальной базы этих учебных заведений.

5. Министерству строительства Российской Федерации (Маршеву, Полтавцеву, Фролову):

- решить вопрос обеспечения Ассоциации строительных высших учебных заведений на безвозмездной основе строительной нормативной документацией и информационными материалами по актуальным проблемам строительной техники и технологии;

- рассмотреть возможность увеличения финансирования аспирантуры и докторантуры при научно-исследовательских институтах Министерства, более широкого привлечения научно-технического потенциала архитектурных и строительных вузов к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, финансируемых Министерством;

6. Российскому союзу строителей (Забелину) рассмотреть вопрос возможности учреждения стипендий Российского союза строителей лучшим студентам строительных и архитектурных вузов, средних специальных учебных заведений и создания фонда помощи Ассоциации строительных вузов.

7. Ассоциации строительных высших учебных заведений (Карелину, Хечумову):

- при подготовке учебно-методической документации полнее учитывать запросы строительных организаций и промышленных предприятий строительного комплекса по содержанию и тематике курсовых и дипломных проектов;

- организовать размножение и распространение по строительным вузам и факультетам выделяемых Министерством строительства Российской Федерации новых строительных норм и правил, других нормативных материалов;

- развивать сотрудничество с Российским союзом строителей, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Рекомендовать Ассоциации строительных высших учебных заведений, Совету директоров средних профессиональных учебных заведений Министерства:

- продолжить работу по обеспечению более тесного взаимодействия вузов и техникумов (колледжей) в выполнении задач по кадровому обеспечению строительного комплекса;

- активно развивать интеграционные процессы между институтами и техникумами, включающие продолжение обучения выпускников техникумов (колледжей) в вузах, использование кадрового потенциала кафедр вузов в проведении учебного процесса, повышении квалификации педагогического состава техникумов (колледжей);

- считать возможным включение техникумов (колледжей) Минстроя России в состав учебных комплексов (вуз-техникум) при сохранении ими статуса юридического лица.

9. Рекомендовать Министерству строительства Российской Федерации и Ассоциации строительных высших учебных заведений создавать совместные специализированные комиссии для разработки квалификационных требований к специалистам, предложений по новым направлениям подготовки и переподготовки кадров.


Министр строительства

Российской Федерации

Е.В.Басин


Президент Ассоциации

строительных высших

учебных заведений

В.Я.Карелин





Решение Всероссийского совещания руководителей архитектурных и строительных учебных заведений высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессионального образования от 14 ноября 1996 г. "О состоянии и задачах подготовки специалистов для строительного комплекса России"


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.