Методические указания о порядке проведения документальной проверки бухгалтерской отчетности и расчетов предприятий по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество предприятий за 1992 год и 1 квартал 1993 года (утв. письмом Госналогслужбы России от 24 июня 1993 г. N НИ-6-04/210)

Методические указания
о порядке проведения документальной проверки бухгалтерской отчетности и расчетов предприятий по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество предприятий за 1992 год и 1 квартал 1993 года
(утв. письмом Государственной налоговой службы РФ от 24 июня 1993 г. N НИ-6-04/210)


В соответствии со статьей 11 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков - предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей.

Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы государственной налоговой инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В график проверок по налогу на имущество в первую очередь включаются предприятия со значительной стоимостью имущества независимо от размеров прибыли (убытков), а также предприятия, допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства.

Документальной проверке предшествует камеральная проверка по материалам, находящимся в налоговом органе.

Перед началом проверки следует:

а) иметь решения Верховного Совета республики в составе Российской Федерации и соответствующего Совета народных депутатов:

- об установлении конкретной ставки налога на имущество в 1992 году в зависимости от видов деятельности предприятий;

- о пересмотре ставки в связи с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий";

- о предоставлении льгот по налогу на имущество;

б) проверить по материалам плательщика полноту бухгалтерской отчетности, в том числе наличие в ее составе расчета налога на имущество и его среднегодовой стоимости за отчетные периоды, своевременность их представления.

Одновременно с бухгалтерской отчетностью предприятия - налогоплательщики представляют в налоговый орган расчет налога на имущество, а начиная с 1 января 1993 г. и расчет среднегодовой стоимости имущества в сроки, предусмотренные для представления отчетности. Предприятия с иностранными инвестициями, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций в течение года в налоговый орган представляют только расчеты 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

в) проверить по лицевому счету плательщика своевременность уплаты налога, уточнив сроки фактической уплаты и сумму налога. При несвоевременности уплаты начислить пеню в размере 0,2 процента от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки начиная с установленного срока уплаты по день уплаты включительно (с 1 января 1993 г. в размере 0,3 процента);

г) проверить по платежным документам правильность перечисления сумм налога в соответствующие бюджеты (равными долями 50% зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа) и в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

При проведении документальной проверки предприятий по налогу на имущество необходимо проверить следующие вопросы:

соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими положениями;

достоверность бухгалтерского учета, правильность отражения в учете хозяйственных операций, достоверность учета основных средств, товарно-материальных ценностей, издержек производства и обращения, реализации, расчетов, денежных средств, результатов финансово-хозяйственной деятельности, своевременность, полноту и порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий, а также правильность отражения на счетах бухгалтерского учета результатов этих инвентаризаций;

достоверность отчетности, соблюдение порядка заполнения форм бухгалтерской отчетности;

правильность определения среднегодовой стоимости имущества и составления расчета налога на имущество.


1. Соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими положениями


В течение 1992 года предприятия всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков) осуществляли переход к применению нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (формы годовой отчетности за 1992 год составлены на основании этого Плана счетов).

Сберегательные банки ведут бухгалтерский учет по плану счетов и составляют отчетность в порядке, утвержденном Сберегательным банком Российской Федерации, а коммерческие банки и иные кредитные учреждения - Центральным банком Российской Федерации.

Страховые организации должны осуществить переход к новому плану счетов в течение первого полугодия 1993 года в соответствии с приказом Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью от 27.11.92 N 02-02/5, которым утверждены по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкция по его применению.


2. Проверка достоверности бухгалтерского учета, правильности отражения в учете хозяйственных операций, достоверности учета основных средств, товарно-материальных ценностей, издержек производства и обращения, реализации, расчетов, денежных средств, результатов финансово-хозяйственной деятельности


Достоверность данных бухгалтерского учета осуществляется (достигается) путем непосредственной проверки первичных документов и записей в учетных регистрах бухгалтерского учета. Она проводится сплошным или выборочным методом в зависимости от целей проверки.

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за проверяемый период. Сплошной проверке подвергаются операции по постановке на учет (снятия с учета) приобретенных (реализованных, списанных и т.д.) основных средств, товарно-материальных ценностей, в том числе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, кассовые, банковские операции, расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, бюджетом, а также и другие участки деятельности предприятия в случаях, указанных в программе проверки.

При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.

Если выборочной проверкой установлены серьезные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета или злоупотребления, то проверка проводится сплошным способом с обязательным изъятием необходимых документов, свидетельствующих о сокрытии объектов от налогообложения или злоупотреблениях, в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина РСФСР от 26.07.91 N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан".

Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается формальной или арифметической проверками документов.

При формальной проверке устанавливается:

правильность заполнения всех реквизитов документов;

наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр;

подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника в форме объяснений по данному факту хозяйственной операции или направить документы в установленном порядке в органы внутренних дел для проведения графологической экспертизы. Порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел определен письмом Минфина СССР и МВД СССР от 21.07.90 N 82/13 "Об организации взаимодействия государственных налоговых инспекций и органов внутренних дел".

При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах.

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи.

При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех предприятиях, от которых получены или которым выданы денежные средства или материальные ценности, причем данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть обязательно подтверждены подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, в котором проводится встречная проверка.

Непосредственно на предприятии подлежат обязательной проверке:

- материалы инвентаризации имущества и финансовых обязательств, соответствие ее результатов данным бухгалтерского учета. В случае расхождений выяснить причины и принятые меры;

- результаты переоценки сырья, материалов, топлива и других материальных ценностей по состоянию на 01.01.92, основных фондов (средств) и валютных средств, полнота охвата переоценкой этих фондов и средств и своевременное отражение результатов переоценки по бухгалтерскому учету и в отчетности;

- соответствие данных аналитического учета (инвентарные карточки учета основных средств, оборотные ведомости по движению материальных ценностей и другие учетные регистры) данным синтетического учета (Главной книги, журналов-ордеров и ведомостей к ним и др.);

- соответствие данных баланса данным Главной книги и журналов-ордеров;

- расчеты по начислению износа основных средств, правильность применения норм амортизации;

- правильность начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам и списание их по учету;

- перевод основных средств в состав средств в обороте в соответствии с п.1.2 Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности предприятий (письмо Минфина России от 16.03.92 N 6). В состав средств в обороте переводятся основные средства со стоимостью ниже 3000 руб., приобретенные после 01.01.92;

- законность отражения по учету нематериальных активов и обоснованность списания износа по ним.


3. Проверка соблюдения порядка заполнения форм бухгалтерской отчетности, достоверности отчетности


В связи с изменением в новом Плане счетов по сравнению с ранее действующим, наименований, экономического содержания и кодов отдельных бухгалтерских счетов, а также аннулирования одних счетов и введения новых счетов предприятиям необходимо привести применяемый План счетов в соответствие с вновь введенным.

При этом номенклатура статей утвержденного баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них, установленных для баланса на конец года в соответствии с порядком, изложенным в письме Минфина России от 16.03.92 N 6 "О порядке составления квартальной бухгалтерской отчетности предприятий в 1992 году".

Основными вопросами проверки является установление правильности:

- отражения в балансе остатков по счетам бухгалтерского учета;

- отражения в учете и отчетности результатов переоценки основных и валютных средств.

Для проведения проверки правильности отражения в отчетности остатков по счетам бухгалтерского учета следует проверить первичные документы, учетные регистры и отчетность:

а) соответствие остатков по счетам бухгалтерского учета в балансе (ф. N 1) - Главной книге или оборотному балансу на каждое 1-ое число в отчетном периоде;

б) соответствие оборотов и остатков в Главной книге (оборотном балансе) учетным регистрам (ордерам аналитического учета, накопительным ведомостям);

в) соответствие отражения движения в учетных регистрах (ордерах аналитического учета, накопительных ведомостях) данных первичного учета (инвентарных карточек учета основных средств (фондов), ведомостей учета движения сырья и материалов, кассовых отчетов кассира "Кассовая книга", журнала-ордера N 1 "Касса", банковских приходно-расходных документов, выписок банка из лицевого счета, журнала-ордера N 2 "Расчетный счет").

Перечень нормативных документов, используемых при заполнении форм бухгалтерской отчетности, приведен в приложении к настоящим Методическим указаниям.

По результатам проверки составить расчет фактической среднегодовой стоимости имущества предприятия и определить сумму налога, подлежащую взносу в бюджет.


4. Правильность определения среднегодовой стоимости имущества и составления расчета налога на имущество


Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия.

При исчислении стоимости имущества из итога актива баланса на первое число каждого месяца 1992 года исключаются остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:

- износ основных средств (02);

- износ нематериальных активов (05);

- износ МБП (13).

Исключение суммы износа из налогообложения установлено в связи с отражением в учете и отчетности основных средств, нематериальных активов и МБП по первоначальной стоимости;

- торговая наценка (42), если учет товаров ведется по продажным ценам;

- использование прибыли (81).

Остатки по счету 81 "Использование прибыли" следует исключать из стоимости имущества предприятия, определяемой на каждое 1 число месяца в течение года. В связи с тем, что по окончании отчетного года данный счет закрывается, определяемая стоимость имущества на начало года на данные этого счета не корректируется. Начиная с отчетности на 1 января 1993 г. данные по счету 81 в валюту баланса не входят:

- использование заемных средств (82).

Предприятия, перешедшие на новый План счетов, уменьшение налогооблагаемой базы на остаток по счету 82 не производят;

- расчеты с бюджетом (68) - дебетовый остаток, отражаемый в активе баланса;

- кредиты банков для работников (93);

- валютный счет (52) - в части средств предприятия в свободно конвертируемых валютах, "замороженных" на счетах предприятий во Внешэкономбанке СССР и уполномоченных банках Российской Федерации в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13.01.92 N 2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР" (с учетом переоценки, включая средства, зачисленные на эти счета в течение 1992 года).

Кроме того, в 1992 году из налогооблагаемой базы исключаются убытки, а также расходы, не перекрытые средствами фондов и целевого финансирования, отражаемые в квартальной отчетности 1992 года по строкам 080 и 350 баланса формы N 1 (разъяснения Госналогслужбы РФ от 10.01.93 N НИ-6-04/11 и Минфина России от 10.01.93 N 1сг).

В расчете фактической среднегодовой стоимости имущества за 1992 год, начиная с расчетов стоимости имущества на 1 июля 1992 г., отражаются:

основные средства по восстановительной стоимости (с учетом переоценки, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 595);

остатки денежных средств на валютных счетах и других статьях бухгалтерского баланса в иностранной валюте с учетом переоценки, проводимой на последнюю дату отчетного месяца в соответствии с пунктом 64 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.92 N 10. Данный порядок переоценки валюты установлен для предприятий, объединений, организаций и учреждений, включая банки, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями и международные объединения и организации.

Приведенный перечень счетов, остатки по которым исключаются из налогообложения, является исчерпывающим и может быть изменен только в законодательном порядке.

На основании статьи 3 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с учетом внесенных в него изменений и дополнений Законом РФ от 22.12.92 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" с 1 января 1993 года из налогооблагаемой базы следует исключать остатки по следующим счетам бухгалтерского учета, приведенным в пункте 4 Инструкции Госналогслужбы РФ от 16.03.92 N 7 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий":

- счет 68 "Расчеты с бюджетом" - дебетовый остаток, отражаемый в активе баланса;

- счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - дебетовый остаток, отражаемый в активе баланса;

- счет 93 "Кредиты банков для работников";

- счет 52 "Валютный счет" в части средств предприятия в свободно конвертируемых валютах, "замороженных" на счетах предприятий во Внешэкономбанке и уполномоченных банках Российской Федерации в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13.01.92 N 2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР" (с учетом переоценки, включая средства, зачисленные на эти счета в течение 1992 года).

При проверке правильности составления расчета налога на имущество предприятия следует проверить:

- правильность определения среднегодовой стоимости имущества, подлежащей налогообложению, рассчитанной с учетом применения налоговых льгот;

- правильность применения ставки налога.

При условии пересмотра ставки налога в течение года расчет налога и среднегодовой стоимости имущества предприятием должен составляться раздельно за периоды, в которых действовали разные налоговые ставки;

- соответствие начисленной суммы налога данным расчетов за предыдущий отчетный период;

- арифметические расчеты.

По льготируемым объектам должен вестись раздельный учет по всем видам имущества, отраженным в активе баланса. Основными принципами такого учета должно быть тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.


Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ

Н.В.Иванов


Приложение

к Методическим указаниям Госналогслужбы РФ

"О порядке проведения документальной проверки

по налогу на имущество предприятий за 1992

года и 1 квартал 1993 года"


Перечень
нормативных актов, писем и разъяснений Госналогслужбы России по налогу на имущество, направленных по системе государственным налоговым инспекциям Российской Федерации


1. Инструкция Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

2. Изменения и дополнения N 1 от 28 августа 1992 г. к Инструкции Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7.

3. Изменения и дополнения N 2 от 5 Февраля 1993 г. к Инструкции Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7.

4. Изменения и дополнения N 3 от 23 апреля 1993 г. к Инструкции Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7.

5. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 12 августа 1992 г. N ВГ-4-2/47 "О взимании налога на имущество с предприятий лесного хозяйства".

6. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 18 ноября 1992 г. N НИ-4-04/75н, N 107 "О налоге на имущество предприятий".

7. Письмо Госналогслужбы России от 2 ноября 1992 г. N НИ-6-04/373 "О налоге на прибыль предприятий и доходы банков и страховых организаций".

8. Разъяснения Госналогслужбы России по отдельным вопросам, связанным с применением Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с учетом внесенных в него изменений и дополнений Законом РФ от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", от 10 января 1993 г. N НИ-6-04/11, согласованное с Минфином России (N 1сг).

9. Телеграмма Госналогслужбы России о расчете налогооблагаемой базы налога на имущество от 25 января 1993 г. N НИ-6-04/48.

10. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 11 января 1993 г. N НИ-4-04/1н и Минфина России от 10 января 1993 г. N 4-5-01 "О налоге на имущество предприятий".

11. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 22 февраля 1993 г. N НИ-6-04/86/ N 4-5-01 "О налоге на имущество внебюджетных фондов".

12. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 25 февраля 1993 г. N НИ-4-04/18н/ N 4-5-01 "О налоге на имущество банков и предприятий связи".

13. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 6 апреля 1993 г. N НИ-4-04/50н/ N 4-5-01 "О налоге на имущество предприятий".

14. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 27 апреля 1993 г. N НИ-4-04/64н/ N 54 "О налоге на имущество предприятий связи".

15. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 5 мая 1993 г. N НИ-4-04/69н/ N 58 "О налоге на имущество предприятий".



Методические указания о порядке проведения документальной проверки бухгалтерской отчетности и расчетов предприятий по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество предприятий за 1992 год и 1 квартал 1993 года (утв. письмом Государственной налоговой службы РФ от 24 июня 1993 г. N НИ-6-04/210)


Текст Методических указаний официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.