Постановление Правительства РФ от 13 марта 1996 г. N 277 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1995 году и задачах на 1996 год"

Постановление Правительства РФ от 13 марта 1996 г. N 277
"Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1995 году и задачах на 1996 год"


Правительство Российской Федерации отмечает, что в 1995 году продолжалось осуществление экономических преобразований в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" и Программой Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах".

Результаты этих преобразований проявились в последовательном снижении темпов инфляции, значительном уменьшении дефицита федерального бюджета, существенном замедлении темпов сокращения валового внутреннего продукта, стабилизации и увеличении объектов производства в отдельных отраслях промышленности, формировании новых финансово-промышленных групп, развитии малого предпринимательства и рынка ценных бумаг, росте объемов жилищного строительства, укреплении российского рубля, увеличении внешнеторгового оборота и валютных резервов страны. Проведена значительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы экономических реформ.

Основной результат деятельности Правительства Российской Федерации в минувшем году - создание предпосылок для перехода к этапу стимулирования производства и инвестиций, масштабной структурной перестройки российской экономики и повышения ее эффективности.

Вместе с тем ситуация в российской экономике остается сложной.

В 1995 году не удалось обеспечить должного поступления в федеральный бюджет отдельных налоговых и неналоговых доходов, неудовлетворительной оставалась платежная дисциплина хозяйствующих субъектов. Возросло число банков, допустивших понижение ликвидности своих активов.

Не преодолена тенденция снижения инвестиционной активности, затрудняющая осуществление структурных преобразований в экономике, прежде всего в наукоемких отраслях промышленности. Не отлажена система управления государственной собственностью. Недостаточно жестким оставался контроль за деятельность естественных монополий.

Медленно осуществлялись преобразования в сельском хозяйстве, не получила развития производственная и социальная инфраструктура сельских районов.

Снижение объемов производства в пищевой и легкой промышленности не позволило укрепить позиции отечественных товаропроизводителей на российском рынке товаров народного потребления.

Не удалось предотвратить снижение реальных денежных доходов населения, сохранилась их высокая дифференциация по различным социальным группам. Продолжал оставаться низким уровень бюджетного финансирования социальной сферы, обострилась ситуация с задержками выплат заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат. В ряде регионов ухудшилась обстановка на рынке труда.

По-прежнему серьезную опасность для продвижения по пути социально-экономических преобразований представляют рост организованной преступности, коррупция и криминализация предпринимательской деятельности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" сформулированы основные задачи органов исполнительной власти по проведению социально-экономических преобразований в 1996-1997 годах, важнейшими из которых определены снижение социальной цены проводимых реформ, обеспечение экономических и социальных прав граждан, инвестиции в человека, в его физическое и нравственное здоровье.

В целях создания необходимых условий для дальнейшего осуществления реформ, преодоления отмеченных недостатков и улучшения на этой основе социально-экономической ситуации в Российской Федерации в 1996 году Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", сконцентрировать усилия на разработке и реализации мероприятий, направленных на:

улучшение ситуации в социальной сфере и повышение жизненного уровня населения, обеспечение текущих выплат и погашение задолженности по заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и иным социальным выплатам, компенсацию сбережений граждан, утраченных вследствие инфляции, создание системы страхования вкладов граждан в коммерческих банках, решение жилищной проблемы;

дальнейшее снижение инфляции, совершенствование системы платежей и расчетов, обеспечение бесперебойного и полного исполнения федерального бюджета по доходам и расходам, прежде всего по защищенным статьям;

повышение инвестиционной активности и ускорение структурных преобразований, сохранение и создание новых рабочих мест;

усиление контроля за деятельностью естественных монополий, развитие конкуренции на рынках товаров и услуг, поддержку малого предпринимательства;

преодоление необоснованной дифференциации в уровнях развития отдельных регионов, развитие экономических основ федеративных отношений и сохранение единого экономического пространства;

ускорение рыночных преобразований в аграрном секторе и повышение эффективности государственной поддержки агропромышленного производства;

развитие экономического сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств и укрепление позиций Российской Федерации в мировом сообществе.

2. Принять в основном Комплексный план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 1996 году Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах".

3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации представить до 1 августа 1996 г. в Правительство Российской Федерации проект федерального бюджета на 1997 год, разработанный с учетом увеличения доли расходов на социальные цели, рационализации бюджетных расходов, обеспечения полноты и своевременности поступлений в бюджет налоговых и других обязательных платежей, повышения инвестиционной активности и развития бюджетного федерализма.

4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Государственному комитету Российской Федерации по статистике, Центру экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить до 1 августа 1996 г. в Правительство Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1997 год.

5. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения структурных преобразований в экономике и улучшения ситуации в социальной сфере представить до 1 августа 1996 г. в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 1997 год.

6. Министерству финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о реструктуризации задолженности коммерческих банков по централизованным кредитам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации в 1992 - 1994 годах в соответствии с решениями Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики.

7. Считать первоочередной задачей Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом проведение с участием Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации работы по компенсации сбережений граждан, утраченных вследствие инфляции.

8. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации и представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения по:

организации в 1996 году процесса приватизации, предусматривающие переход к приватизации государственных и муниципальных предприятий по индивидуальным проектам, учитывающим возможности привлечения инвестиций для развития таких предприятий;

повышению эффективности управления федеральной собственностью.

9. Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Российским фондом федерального имущества представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства в деятельности акционерных обществ, имеющих в установленных капиталах долю государства.

10. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть с участием Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства вопрос о создании специализированных органов по вопросам государственной поддержки малого предпринимательства.

11. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать и представить в установленном порядке до 1 мая 1996 г. в Правительство Российской Федерации проекты федеральных целевых программ "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика детской безнадзорности, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи".

12. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по делам молодежи, Министерству финансов Российской Федерации и Комитету Российской Федерации по торговле представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о мерах дифференцированной социальной поддержки учащихся общеобразовательных и специальных образовательных учреждений.

13. Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о мерах по обеспечению больных диабетом лекарственными средствами и диетическим питанием.

14. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить своевременное перечисление Пенсионному фонду Российской Федерации средств на выплату пенсий, финансирование которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" осуществляется из федерального бюджета.

15. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

осуществлять в первоочередном порядке в полном объеме финансирование выплат ежемесячного пособия на ребенка;

усилить контроль за целевым использованием средств, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

16. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, другим федеральным органам исполнительной власти при выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. N 135 "О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году" обратить особое внимание на подготовку и реализацию мер:

гарантирующих поставку сельским товаропроизводителям необходимого количества минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, сельскохозяйственных машин и запасных частей к ним для обеспечения своевременного проведения весенних полевых работ, заготовки кормов и уборки урожая 1996 года;

направленных на совершенствование механизма бюджетного финансирования агропромышленного производства и усиление контроля за своевременным и целевым использованием выделенных бюджетных средств.


Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Черномырдин


Анализируется социально-экономическое положение в стране за 1995 год. 1995 год характеризовался последовательным снижением темпов инфляции, значительным уменьшением дефицита федерального бюджета, стабилизацией производства, развитием малого предпринимательства, укреплением рубля, увеличением внешнеторгового оборота и валютных резервов страны.

Оставались низкими налоговые поступления в бюджет, не получило развития сельское хозяйство. Продолжали снижаться реальные денежные доходы населения. Оставалось на низком уровне бюджетное финансирования социальной сферы, обострилась ситуация с задержками выплат заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат.

На 1996 год ставится задача решения программ социальной направленности. Основными направлениями социально экономической политики определяются повышение инвестиционной активности и ускорение структурных преобразований, сохранение и создание новых рабочих мест, поддержка малого предпринимательства, сохранение единого экономического пространства, ускорение рыночных преобразований в аграрном секторе при государственной поддержке агропромышленного производства.

Принимается Комплексный план действий Правительства РФ по реализации в 1996 году Послания Президента РФ Федеральному Собранию "Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах".

На 1997 год планируется подготовить бюджет, разработанный с учетом увеличения доли расходов на социальные цели, рационализации бюджетных расходов, обеспечения полноты и своевременности поступлений в бюджет налоговых и других обязательных платежей, повышения инвестиционной активности и развития бюджетного федерализма.

Первоочередной задачей Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ и Государственного комитета по управлению государственным имуществом ставится проведение с участием Центрального банка РФ и Сберегательного банка РФ работы по компенсации сбережений граждан, утраченных вследствие инфляции.


Постановление Правительства РФ от 13 марта 1996 г. N 277 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1995 году и задачах на 1996 год"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 марта 1996 г., N 13, ст. 1348


Актуальный текст документа