Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XII. Претензии
Параграф 42.
1. Претензии должны предъявляться в письменной форме.
2. К претензии прилагаются подтверждающие ее документы.
3. Датой заявления претензии считается дата штемпеля почтового ведомства страны заявителя претензии или дата сообщения по телеграфу или телетайпу, или дата вручения претензии стороне, которой она предъявляется.
4. В случае, если последний день для предъявления претензии в стране заявителя приходится на нерабочий день, срок предъявления претензии продлевается до ближайшего рабочего дня.
5. Претензии на сумму до 50 швейцарских франков сторонами не заявляются. Однако положения настоящего пункта не распространяются на требования по расчетам в связи с выявленными арифметическими ошибками и на претензии, без удовлетворения которых товар не может быть использован покупателем.
Параграф 43.
1. Претензии по качеству и количеству могут быть заявлены покупателем продавцу, если из обстоятельств дела не усматривается ответственность перевозчика.
2. При предъявлении претензий по качеству и количеству рекламационный акт рассматривается в качестве одного из подтверждающих претензию документов.
3. Претензии по качеству, в том числе по товарам, на которые предоставлена гарантия, а также по количеству могут заявляться по телеграфу или телетайпу. Датой заявления такой претензии считается дата телеграммы или телекса, если они подтверждены письмом в течение 7 дней с даты телеграммы или телекса. Если покупатель направит подтверждение с опозданием, то датой предъявления претензии считается дата такого письма.
4. Положения настоящей главы, относящиеся к претензиям по качеству, применяются также к претензиям за нарушение комплектности или ассортимента, повреждение, бой или порчу товара.
Параграф 44.
Претензии могут быть заявлены в следующие сроки:
1. В отношении количества и качества товара в виде общего правила - в течение 6 месяцев, считая с даты поставки.
2. По товарам, на которые предоставлена гарантия:
1) в отношении количества товара - в течение 6 месяцев, считая с даты поставки;
2) в отношении качества товара - в течение 30 дней после истечения гарантийного срока при условии обнаружения недостатка в течение срока гарантии.
3. Претензии по качеству и количеству скоропортящихся товаров должны заявляться в более короткие сроки, чем установленные в пункте 1 настоящего параграфа. Конкретные сроки предъявления претензий по этим товарам устанавливаются в контракте.
4. В отношении штрафов - не позднее чем в течение 3 месяцев, при этом:
1) по штрафам, начисляемым по дням, течение этого срока начинается со дня выполнения обязательства, а если обязательство не выполнено до того, как штраф по данному основанию достиг максимального размера, - со дня, когда он достиг такого размера;
2) по штрафам, которые могут начисляться только однократно, - течение этого срока начинается со дня возникновения права на их требование.
5. Непредъявление претензии в сроки, предусмотренные в настоящем параграфе, лишает покупателя права обращаться в арбитраж.
Параграф 45.
1. В случае, когда из обстоятельств дела неясно, кто должен нести ответственность за количественные или качественные недостатки товаров (перевозчик или грузоотправитель) или возможна смешанная ответственность и заявляется претензия к перевозчику, покупатель, чтобы не потерять права на предъявление претензии к продавцу вследствие пропуска срока, должен в пределах сроков на предъявление к нему претензии сообщить о заявлении претензии перевозчику.
2. Если из объяснений перевозчика или решения соответствующего компетентного органа, который рассматривал иск к перевозчику, вытекает, что ответственность по данной претензии должен нести грузоотправитель, покупатель обязан не позднее чем в течение 30 дней, если иной срок не предусмотрен контрактом, после получения отказа от перевозчика или решения соответствующего компетентного органа направить продавцу подтверждающие его претензию документы с приложением копии письма перевозчика или решения соответствующего компетентного органа. В этом случае претензия считается заявленной своевременно.
Параграф 46.
1. В заявлении о претензии по качеству и количеству должны быть указаны:
1) наименование товара, соответствующее контракту;
2) количество, по которому заявляется претензия;
3) номер контракта;
4) данные, позволяющие определить, по какой конкретно партии товара заявлена претензия;
5) существо претензии (недостача, несоответствие качеству, некомплектность и т.д.);
6) требование покупателя (допоставка, возврат уплаченной суммы, исправление дефектов, замена дефектного товара или дефектных частей товара, уценка, возмещение расходов и т.п.).
2. Заявление о претензии об уплате штрафа должно содержать такие данные, которые позволяют стороне, к которой предъявлена претензия, рассмотреть ее по существу.
Если иное не предусмотрено контрактом, в таком заявлении должны быть указаны:
1) номер контракта, а в соответствующих случаях и позиции по контракту (по приложению к контракту), к которым относится претензия;
2) наименование товара, соответствующее контракту;
3) основание заявления претензии (соответствующая ссылка на настоящие Общие условия поставок или на условия контракта);
4) нарушение, вызвавшее предъявление претензии (просрочка поставки, возврат уплаченной суммы по необоснованному требованию и т.д.);
5) сумма требования;
6) расчет штрафа.
Если претензия касается двух или более позиций контракта, расчет штрафа должен приводиться по каждой позиции отдельно.
3. Если в заявлении о претензии отсутствуют какие-либо из указанных в пунктах 1 и 2 настоящего параграфа данные, продавец обязан без промедления сообщить покупателю, какими данными необходимо восполнить заявление о претензии. В случае неисполнения продавцом этой обязанности, претензия считается принятой продавцом к рассмотрению.
4. Покупатель обязан восполнить заявление о претензии в течение 7 рабочих дней по получении упомянутого в пункте 3 настоящего параграфа сообщения продавца. В этом случае срок рассмотрения претензии продавцом исчисляется с даты восполнения покупателем заявления о претензии.
5. Если покупатель не восполнит заявление данными в соответствии с требованием продавца, то продавец не несет ответственности за связанную с этим невозможность рассмотрения претензии; в этом случае независимо от исхода дела в арбитраже расходы по арбитражному сбору несет покупатель.
Параграф 47.
1. Продавец обязан рассмотреть претензию по качеству или количеству товара и ответить покупателю по существу претензии не позднее чем в течение 60 дней, если иной срок не установлен в контракте, а в отношении комплектных заводов и установок - в течение 90 дней, считая с даты получения претензии продавцом.
2. Если продавец не даст ответа по существу претензии в срок согласно пункту 1 настоящего параграфа и в контракте не предусмотрено иное, то покупатель может обратиться в арбитраж. В таком случае независимо от исхода дела расходы по арбитражному сбору относятся на счет продавца.
Параграф 48.
1. Если покупатель требует устранения дефектов товара, продавец обязан исправить дефектный товар либо заменить дефектный товар или дефектные части товара в течение согласованного срока или, если такой срок не согласован, - в течение технически обоснованного срока. Связанные с этим расходы (включая транспортные) несет продавец.
2. Если продавец не устранит по требованию покупателя в указанные в пункте 1 настоящего параграфа сроки заявленных дефектов, покупатель вправе исправить их сам с отнесением за счет продавца связанных с этим разумных фактических расходов либо потребовать от продавца предоставления соразмерной уценки дефектного товара.
3. Мелкие недостатки товара, за которые ответственность несет продавец, если их устранение не терпит отсрочки и не требует участия продавца, исправляются покупателем с отнесением на продавца связанных с этим разумных фактических расходов.
4. Заявление претензии по одной партии товара не дает покупателю права отказаться от приемки последующих партий товара, предусмотренных контрактом.
5. При повторяющихся поставках дефектных партий товара покупатель вправе требовать приостановления дальнейшей поставки товара до тех пор, пока продавцом не будут устранены обстоятельства, порождающие дефекты.
Параграф 49.
Если контрактом предусмотрено, что окончательная приемка товара по качеству производится в стране продавца, то претензии по качеству могут предъявляться лишь по скрытым дефектам (которые не могли быть обнаружены при обычной проверке товара).
Параграф 50.
Сторона, которой предъявлена претензия на уплату штрафа, обязана рассмотреть ее и дать ответ по существу в течение 45 дней с даты ее получения, если иной срок не установлен контрактом.
Параграф 51.
1. Покупатель не имеет права возвращать забракованный товар без согласия продавца, если иное не предусмотрено контрактом.
2. Продавец имеет право потребовать возврата забракованного товара. Расходы по возврату товара несет продавец.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.