Письмо ГТК РФ от 8 ноября 1995 г. N 01-17/15806 "По вопросу создания свободной таможенной зоны в районе аэропорта "Домодедово" (поручение Правительства РФ от 20.09.95 N ОД-П2-28967)"

Письмо ГТК РФ от 8 ноября 1995 г. N 01-17/15806
"По вопросу создания свободной таможенной зоны в районе аэропорта "Домодедово"
(поручение Правительства РФ от 20.09.95 N ОД-П2-28967)"


Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 20.09.95 N ОД-П2-28967 Государственный таможенный комитет Российской Федерации рассмотрел обращение администрации Московской области о создании в районе аэропорта "Домодедово" свободной таможенной зоны и сообщает следующее.

ГТК России, разделяя беспокойство администрации Московской области и Домодедовского производственного объединения гражданской авиации о состоянии Домодедовского аэропорта и стремление решить вопросы его реконструкции с минимальными издержками для государства, полагает, что вопрос создания свободной таможенной зоны в районе аэропорта Домодедово может быть решен на основании соответствующего технико-экономического обоснования необходимости создания такой зоны после введения в действие закона "О свободных экономических зонах".

Представленный к рассмотрению проект создания Домодедовской зоны предполагает фактически создание на территории аэропорта и прилегающих к нему землях нескольких свободных экономических зон "с отменой таможенных пошлин, как на ввозимые, так и на вывозимые с территории зоны сырье, товары и продукцию предприятий СЭЗ".

Такая посылка противоречит действующему таможенному законодательству и проекту закона "О свободных экономических зонах", находящемуся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и не может быть принята за основу.

В соответствии с проектом закона "О свободных экономических зонах" к свободным экономическим зонам относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны, которые, в свою очередь могут быть производственного и торгового типа.

Таможенное оформление и обложение товаров таможенными пошлинами и налогами, ввозимых в зону и вывозимых из нее, должно осуществляться в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, регламентированным главой 12 Таможенного кодекса Российской Федерации. В частности, в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны при ввозе иностранных и российских товаров в свободные таможенные зоны таможенные пошлины и налоги не взимаются. При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон за пределы Российской Федерации таможенные пошлины и налоги взимаются в зависимости от происхождения товаров.

Исходя из действующего таможенного законодательства и принимая во внимание, что до принятия закона "О свободных экономических зонах", правовые основания для создания любого типа зон отсутствуют, ГТК России поддерживает предложение Домодедовского производственного объединения гражданской авиации о предварительной проработке вопроса по Домодедовской зоне в соответствующих ведомствах.

Таможенным кодексом Российской Федерации (глава 76) определено, что обращение о создании свободной таможенной зоны должно включать технико-экономическое обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития.

Поэтому полагаем, что работу по созданию Домодедовской зоны необходимо начать с определения типа создаваемой зоны или субзон, если есть такая необходимость, и подготовки соответствующих ТЭО, планов и программ развития зон.

ГТК России готов оказать необходимую помощь в пределах своей компетенции в подготовке указанных документов.

По мнению Минэкономики России территория Домодедовского аэропорта и прилегающих земель, учитывая намечаемую поэтапную реконструкцию Домодедовского авиационного узла и превращение его в аэропорт международного класса, может рассматриваться в качестве перспективной базы для создания свободных экономических зон различного назначения. Это соответствует положениям проекта закона "О свободных экономических зонах", согласно которым СЭЗ создаются в районах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру. В частности, в аэропортах, через которые осуществляются регулярные поставки экспортно-импортных грузов, могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, а также зоны экспортного производства. В этой связи Минэкономики России готово рассматривать предложения по созданию СЭЗ, в том числе СТЗ, на территории Домодедовского аэропорта и прилегающих землях.

Однако Минэкономики России отмечает, что представленный проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании свободной таможенной зоны в районе аэропорта "Домодедово" по целому ряду причин не может быть принят за основу.

Анализ представленных материалов показывает, что авторы проекта еще не определились в своих намерениях: в обращении и.о. главы администрации Московской области речь идет о создании "специализированной СТЗ" с превращением ее в дальнейшем в "международную финансово-промышленную зону"; Домодедовское производственное объединение гражданской авиации предлагает создание "свободной таможенно-экспортной зоны", а в прилагаемом обосновании говорится о создании в районе Домодедовского аэропорта "свободной экономической зоны".

Намечаемые таможенные и налоговые льготы для Домодедовской свободной экономической зоны противоречат действующему российскому таможенному и налоговому законодательству.

Минэкономики России полагает целесообразным рекомендовать администрации Московской области и Домодедовского производственного объединения гражданской авиации определить участки территории аэропорта и прилегающих земель, где могут быть созданы локальные СТЗ, и начать проработку необходимых документов (ТЭО, планов и программ развития зоны) в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации. Необходимо, по мнению Минэкономики России, представление и проекта положения о зоне. При этом Минэкономики России полагает, что к формированию СТЗ можно будет приступить после комплексной проработки заинтересованными министерствами и ведомствами представленных документов и принятия федерального закона "О свободных экономических зонах".

МВЭС России полагает, что представленные документы подлежат доработке, поскольку представляется необходимым уточнить, о каком хозяйственном образовании идет речь, так как в проекте постановления Правительства Российской Федерации говорится о создании свободной таможенной зоны, а в прилагаемом к проекту обосновании - о создании свободной экономической зоны.

Минфин России сообщил, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.04.95 N 454-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона "О свободных экономических зонах" совместно с заключением Правительства Российской по обоснованию вводимых законом налоговых и таможенных льгот, а также расходов на создание зон, покрываемых за счет федерального бюджета, который согласован с МВЭС России, Минэкономики России, ГТК России, Минюстом России, ГНС России, Банком России и Минфином России. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации направила в связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с целью определения его соответствия статье 74 Конституции Российской Федерации, согласно которой "на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств".

В связи с этим Минфин России считает необходимым вернуться к рассмотрению вопроса о создании на территории Домодедовского аэропорта свободной таможенной зоны после принятия закона "О свободных экономических зонах".

По мнению Минтранса России создание зоны с льготным режимом налогообложения позволит сформировать дополнительные финансовые источники, создает условия для консолидации ресурсов заинтересованных организаций в развитии аэропортов, привлечь инвесторов для их реконструкции, в том числе и для аэропорта Домодедово, как одного из важнейших и перспективных объектов воздушно-транспортной системы России.

Согласование вопроса о создании свободной таможенной зоны конкретно в районе аэропорта Домодедово может быть произведено Минтрансом России после представления развернутого технико-экономического обоснования необходимости создания такой зоны, планов и программ ее развития.

Таким образом, в целом поддерживая идею создания свободной таможенной зоны в районе аэропорта Домодедово, заинтересованные министерства полагают, что практическое решение вопроса станет возможным только после принятия закона "О свободных экономических зонах".


Заместитель Председателя

С.М. Беков



Письмо ГТК РФ от 8 ноября 1995 г. N 01-17/15806 "По вопросу создания свободной таможенной зоны в районе аэропорта "Домодедово" (поручение Правительства РФ от 20.09.95 N ОД-П2-28967)"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение