Письмо Президента РФ Государственной Думе Федерального Собрания РФ от 27 ноября 1995 г. "О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате"

Письмо Президента РФ
Государственной Думе Федерального Собрания РФ от 27 ноября 1995 г. "О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате"


"В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации возвращаю для повторного рассмотрения Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".

Отдельные положения данного Федерального закона противоречат Конституции Российской Федерации.

1. В соответствии с пунктом "л" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Часть 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Такой формы нормативного правового акта как "Основы законодательства Российской Федерации" Конституция Российской Федерации не предусматривает. Следовательно, при внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате название этого акта необходимо было привести в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации.

2. Представляется, что предусмотренный Федеральным законом порядок создания нотариальных палат как общественных объединений, выражающих профессиональные интересы, а также порядок осуществления нотариальными палатами своих полномочий не в полной мере соответствует статье 30 Конституции Российской Федерации.

3. В новой редакции статьи 7 Основ провозглашается осуществление государственного контроля за деятельностью нотариата со стороны Министерства юстиции Российской Федерации и органов юстиции субъектов Российской Федерации.

Такая формулировка является практически голословной, поскольку никакого действенного контроля за деятельностью нотариата со стороны органов юстиции в действительности не установлено, в Основах отсутствуют упомянутые "случаи" и "пределы".

4. Введенная в части третьей статьи 17 Основ дисциплинарная ответственность нотариуса не применима, поскольку дисциплинарная ответственность может быть установлена только для лиц, состоящих с юридическим или физическим лицом в трудовых правоотношениях. Правоотношения, в которых состоит частный нотариус и орган юстиции, а также частный нотариус и нотариальная палата, вряд ли могут быть отнесены к трудовым.

5. В статье 34 новой редакции Основ установлено, что контроль за деятельностью нотариусов осуществляет орган юстиции совместно с нотариальной палатой. Из такой редакции не совсем понятно, что из себя может представлять совместный контроль. Как представляется, государственный контроль должен осуществлять соответствующий государственный орган, а не некоммерческая организация, выражающая профессиональные интересы, которая по своей сути представляет собой ничто иное как профессиональное объединение (статья 29 новой редакции Основ).

6. Вызывает вопрос предлагаемая редакция части второй статьи 2 Федерального закона, касающаяся выдачи лицензии нотариусам, работающим в государственных нотариальных конторах и не имеющим высшего юридического образования. В подпункте "а" пункта 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" установлено, что органы юстиции имеют право продлевать трудовой договор с такими лицами на срок не более одного года с момента вступления в силу Основ. Учитывая, что с момента вступления в силу Основ прошел гораздо больший срок, такая категория лиц просто не может работать нотариусами в настоящий момент, поскольку в соответствии с частью первой статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в должности нотариуса может работать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование.

7. В Федеральном законе совершенно не проработан вопрос о том, как обеспечивается охрана наследственного имущества при ликвидации системы государственного нотариата. Статья 2 Федерального закона определила только порядок передачи документов государственных нотариальных контор, но не дает никаких правовых механизмов по защите наследственных прав граждан, которые обеспечивались нотариусами, работавшими в государственных нотариальных конторах, в случае неполучения последними лицензии на право нотариальной деятельности.

Учитывая изложенное, считаю, что представленный Федеральный закон и сами Основы нуждаются в кардинальной переработке".


Президент Российской Федерации

Б. Ельцин


Москва, Кремль

27 ноября 1995 года



Письмо Президента России Государственной Думе Федерального Собрания от 27 ноября 1995 г. "О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате"


Текст письма опубликован в журнале "Российская юстиция", 1996 г., N 3, стр. 31






Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.