Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 1996 г. N С2-7/09-130 "Об организации работы в Арбитражном суде Вологодской области"

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ
от 1 марта 1996 г. N С2-7/09-130
"Об организации работы в Арбитражном суде Вологодской области"


Ознакомление с работой Арбитражного суда Вологодской области показало, что постоянное внимание со стороны руководства арбитражного суда вопросам совершенствования организации работы позволяет коллективу суда постоянно улучшать свою деятельность.

Арбитражный суд Вологодской области по численности относится к категории средних арбитражных судов. В Российской Федерации их большинство. В прошлом году в суде разрешено 2996 дел по первой инстанции и проверена законность 184 решений второй инстанции. По сравнению с 1994 годом количество рассмотренных дел увеличилось на 36 процентов. В прошлом году несколько возросло количество споров, вытекающих из кредитных договоров и договоров на расчетно-кассовое обслуживание. Продолжается рост споров, вытекающих из налоговых правоотношений. Нагрузка на судью в 1994 году составила 14 дел, а в прошлом году - 18,7 дела.

В арбитражном суде области трудится 38 человек. в том числе 18 судей (по штату - 23). Среди судей 6 мужчин. Семь судей работают со второй половины 1993 года. Руководством арбитражного суда подобран резерв из числа работников юридической службы области.

Председателем Арбитражного суда Вологодской области с марта 1992 года является Матеров Николай Владимирович. Ему 48 лет. На юридической работе с 1969 года. В системе арбитража - с 1990 года, до этого 8 лет работал судьей. Первый заместитель председателя арбитражного суда Левичева Светлана Анатольевна. С 1981 года работала государственным арбитром. В апреле 1992 года выдвинута на должность заместителя председателя. Хвостов Евгений Александрович 1960 года рождения, заместителем председателя арбитражного суда назначен в июне 1992 года. До этого два года был юрисконсультом и год работал государственным арбитром.

Продуманный подбор судей, сочетание опытных и молодых юристов (от 33 до 48 лет), в том числе и бывших государственных арбитров, позволили за последние несколько лет создать в арбитражном суде квалифицированный, слаженный коллектив судей. Большинство из них отличает целеустремленность, желание овладеть профессией судьи, практикой судопроизводства, новым законодательством.

Руководители арбитражного суда, как показало ознакомление, систематически совершенствуют организацию работы аппарата, вносят в деятельность суда новые, интересные формы и методы организации работы, привлекают к этому весь коллектив. Это создает благоприятные условия для творческого и ответственного выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей. Хорошо просматривается слаженность в работе судей с аппаратом суда.

Практика показывает, что состояние дел в арбитражном суде, особенно организация работы, во многом определяется председателем суда. Председатель суда - это не только квалифицированный юрист, он и организатор, руководитель коллектива, который несет ответственность за все происходящее в суде. Он организует работу аппарата суда, создает условия для плодотворной деятельности судей. Тактично, в рамках закона председатель помогает судьям быть примером для других работников суда в поведении, дисциплине, организованности. Именно такими качествами обладает председатель Арбитражного суда Вологодской области Матеров Н.В.

Из бесед с руководством арбитражного суда видно, что у него сложилось правильное понимание сути организационной работы в арбитражном суде. Это прежде всего четкое распределение обязанностей между председателем, его заместителями, всеми работниками. Разработаны положения о коллегиях, судебных составах, подразделениях и службах суда, должностные инструкции для специалистов. Причем эти документы хорошо продуманы, сверены с законодательством, согласованы с исполнителями. При необходимости в них своевременно вносятся изменения и дополнения.

На основе обобщения статистических данных, характеризующих состояние работы суда и предложений работников, намечаются мероприятия для включения в план деятельности суда. При подготовке плана учитываются выявленные недостатки, принимается во внимание содержание жалоб и заявлений, поступивших от организаций и граждан.

Подготовка планов ведется с учетом Приказа Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.95 г. N 16 и Методических рекомендаций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Проект плана обсуждается на оперативном совещании, а со второго полугодия 1995 года - на президиуме с участием судей и специалистов, после чего утверждается председателем. Контроль за исполнением запланированных мероприятий осуществляется специалистом по контролю и председателем. Ход и итоги выполнения плана обсуждаются на оперативных совещаниях.

В организации работы арбитражного суда важное место отводится регулярному проведению оперативных совещаний. На совещания выносились спорные вопросы судебной практики, анализировались допущенные судьями ошибки в процессе подготовки и рассмотрения дел, причины отмены и изменения решений суда. Изучались также постановления Пленума и письма Высшего Арбитражного Суда РФ об отклонении заявлений о принесении протестов, анализировались причины нарушения сроков разрешения дел, основания возврата исковых материалов и отказа в их принятии. Теперь многие из этих вопросов обсуждаются на заседаниях президиума суда.

Укреплению исполнительской дисциплины в аппарате суда способствует организация регулярных проверок деятельности специалистов. Так, в 1994-1995 годах проверена работа специалистов двух коллегий. В ходе обсуждения результатов на оперативных совещаниях вскрываются недостатки, происходит обмен мнениями, все это имеет большое воспитательное значение, способствует улучшению работы специалистов. Аналогичная проверка с рассмотрением результатов на президиуме запланирована на второе полугодие 1996 года.

Под контролем председателя суда находятся количественные и качественные показатели работы судей.

Оперативные данные о своей работе судьи передают председателю по окончании месяца. После обобщения эти сведения рассматриваются на очередном оперативном совещании. По мнению большинства судей, оперативные совещания проходят активно, в деловой обстановке, являясь важным фактором совершенствования работы суда и укрепления исполнительской дисциплины.

В арбитражном суде традиционно большое внимание уделяется вопросам делопроизводства, осуществляемого в соответствии с разработанной инструкцией по делопроизводству. На этот участок работы подобраны квалифицированные сотрудники. В суде имеется 5 компьютеров, два из них обеспечены базой данных (бухгалтерский учет и кодификация законодательства). Руководство суда проявляет заботу об овладении специалистами оргтехникой, необходимым объемом знаний действующего законодательства. Хорошо налаженное делопроизводство во многом способствует порядку и организованности в работе суда.

Личным поведением и отношением к порученному делу, постоянным совершенствованием знаний законодательства и судебной практики председатель суда и его заместители оказывают положительное влияние на обстановку и микроклимат в коллективе. Здесь наряду с требовательностью к каждому судье и специалисту проявляется забота о создании им соответствующих условий работы.

Судьи трудятся в кабинетах по одному, редко по два человека. Все кабинеты хорошо оборудованы, оснащены телефонами и внутренней связью с председателем суда. Судьи и специалисты, имеющие классные чины, обеспечены служебным обмундированием. Залы заседаний оборудованы изготовленной по специальному заказу мебелью, имеются изображение Государственного герба и Государственный флаг Российской Федерации. В суде используются четыре аппарата для ксерокопирования, два телевизора, видеомагнитофон, видеокамера. За последние три года улучшены жилищные условия девяти судей и двух специалистов.

Путем определения функциональных обязанностей каждого работника, организации контроля за их исполнением, спроса с нарушителей, руководство добилось в аппарате суда четкого, продуманного, строго поддерживаемого порядка. Приказом по суду в целях обеспечения надлежащей организации работы установлена взаимозаменяемость как судей, так и специалистов.

Арбитражный суд Вологодской области ежегодно и последовательно повышает уровень судебной деятельности. Количество дел, рассмотренных в 1995 году с нарушением сроков, составило 0,4 процента от общего числа рассмотренных дел. Это значительно ниже чем в среднем по Российской Федерации. В то же время возросло число решений, разосланных с нарушением сроков. Их удельный вес составил 5,9 процента. Показатели за прошедшие три года по отмененным и измененным судебным актам в кассационном, а после 01.07.95 г. в апелляционном и надзорном порядке также ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Положительные тенденции в деятельности арбитражного суда отмечаются и в первом полугодии текущего года.

В суде серьезное внимание уделяется содержанию и качеству судебного решения. Существенные нарушения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (отсутствие мотивировки, четкости, ясности изложения резолютивной части, неоднозначные формулировки) становятся предметом обсуждения на совещаниях с судьями. В целях предупреждения грамматических и стилистических ошибок в документах, организованы занятия с участием специалиста-филолога, который проанализировал у каждого судьи по 2-3 решения, после чего провел их разбор с судьями. Практика показывает, что такие занятия полезны и периодически их следует проводить.

Интересен опыт арбитражного суда по вопросам соблюдения сроков направления судебных актов сторонам. Например, специалисты ведут картотеку по срокам вступления решений в законную силу, а судьи осуществляют контроль за своевременной выдачей исполнительных листов, обязательно визируют в справочном листе дела при сдаче его в архив после вступления решения в законную силу. Это практически исключает случаи несвоевременной выдачи исполнительных листов и передачи дел на архивное хранение.

Все изложенное в совокупности обеспечивает необходимые условия для осуществления правосудия, позволяет судьям и специалистам работать в деловой и спокойной обстановке, совершенствовать работу арбитражного суда. Они уверены в том, что смогут получить конкретную помощь и поддержку со стороны руководства суда.

Новое законодательство об арбитражных судах воспринято в коллективе Арбитражного суда Вологодской области как дальнейший этап на пути создания в России стройной и эффективной системы арбитражных судов. В суде был разработан специальный план изучения судьями и специалистами новых законов, изданы соответствующие приказы, в документы, регламентирующие организацию работы в арбитражном суде, внесены изменения и дополнения.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в РФ" в арбитражном суде создан президиум арбитражного суда из пяти человек. Образованы две коллегии, два судебных состава, утверждены их председатели, которые с июля 1995 года приступили к выполнению своих обязанностей.

Планы работы суда на 1995-1996 годы в основном посвящены вопросам изучения и организации исполнения нового законодательства об арбитражных судах.

Создание согласно Закону президиума значительно расширило возможности суда по совершенствованию организации работы. Так, на одном из заседаний президиума обсуждены итоги работы суда в 1995 году. Намечено рассмотреть результаты обобщения практики коллегий по рассмотрению дел в апелляционном порядке, работу специалистов аппарата суда.

Положительно воспринимая организацию работы в арбитражном суде Вологодской области в целом, необходимо отметить, что в его деятельности есть упущения и неиспользованные резервы.

На протяжении последних трех лет судьями отказано в принятии и возвращено 24-29 процентов поступивших на рассмотрение исковых заявлений. Это несколько ниже, чем в среднем по РФ. Необходимо было провести глубокий и квалифицированный анализ причин возврата столь большого количества материалов, тем более что жалобы и заявления по этому вопросу продолжают поступать.

За последнее время в арбитражном суде не обобщалась практика рассмотрения споров по отдельным категориям дел (за исключением справок, направляемых в Высший Арбитражный Суд РФ по его запросу).

В информациях (отчетах) Высшему Арбитражному Суду РФ не всегда содержится анализ недостатков и упущений. Редко ставятся вопросы, направленные на совершенствование деятельности системы арбитражных судов РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

С резервом кандидатов в судьи руководством арбитражного суда не ведется соответствующая работа по подготовке их к осуществлению правосудия, хотя необходимость в этом имеете.

Компьютерная техника используется неполностью, обучение судей и специалистов работе на компьютерах организовано слабо. Рекомендации Высшего Арбитражного Суда РФ о применении компьютерной техники в практику работы не внедряются.

Слабо используется такая форма стимулирования работы сотрудников аппарата арбитражного суда как поощрение за добросовестный труд (объявление благодарности, выдача денежной премии и т.п.).

Несмотря на отдельные недостатки, практика организации работы этого суда может быть использована в той или иной мере другими арбитражными судами.


Организационно-контрольное

управление





Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 1996 г. N С2-7/09-130 "Об организации работы в Арбитражном суде Вологодской области"


Текст письма официально опубликован не был




Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.