Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 906 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 906
"О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации"


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 210 "О продлении действия президентской программы "Дети России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст.799) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить включенные в состав президентской программы "Дети России" федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев".

2. Утвердить и направить Президенту Российской Федерации для включения в президентскую программу "Дети России" прилагаемые федеральные целевые программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997 - 1998 годы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:

обеспечить финансирование федеральных целевых программ, указанных в пункте 1 настоящего постановления, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1996 год;

предусматривать при подготовке проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы выделение средств на финансирование мероприятий федеральных целевых программ, утвержденных настоящим постановлением.


Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Черномырдин


Федеральная целевая программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 906)

ГАРАНТ:

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ

См. План мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности на 1999-2000 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10 мая 1999 г. N 736-р


Паспорт
федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы


Наименование Программы      - федеральная целевая программа "Профилактика
                              безнадзорности и правонарушений несовершен-
                              нолетних" на 1997-1998 годы

Наименование, дата и номер  - Указ Президента Российской Федерации от  19
решения о разработке Про-     19 февраля 1996 г. N 210 "О продлении дейс-
граммы                        твия президентской программы "Дети России"

Государственный заказчик    - Министерство социальной защиты населения
Программы                     Российской Федерации

Основные разработчики Про-  - Министерство социальной защиты населения
граммы                        Российской Федерации
                              Министерство образования Российской Федера-
                              ции
                              Министерство внутренних дел Российской  Фе-
                              дерации

Цель и задачи Программы,    - создание условий для функционирования госу-
важнейшие целевые             дарственной системы профилактики безнадзор-
показатели                    ности и правонарушений детей и  подростков,
                              совершенствование ее нормативно-правовой
                              базы

                              оснащение учреждений, осуществляющих профи-
                              лактику безнадзорности и социально-реабили-
                              тационную работу с детьми  и подростками  с
                              девиантным поведением, необходимым оборудо-
                              ванием и автотранспортом

                              разработка научно-методических основ профи-
                              лактики безнадзорности  и  право  нарушений
                              детей и подростков в современных условиях

                              кадровое обеспечение системы профилактики
                              безнадзорности и правонарушений детей и
                              подростков

Сроки реализации Программы  - 1997-1998 годы

Исполнители основных меро-  - Министерство социальной защиты населения
приятий Программы             Российской Федерации
                              Министерство образования Российской Федера-
                              ции
                              Министерство внутренних дел Российской  Фе-
                              дерации
                              Министерство здравоохранения и медицинской
                              промышленности Российской Федерации
                              Министерство труда Российской Федерации
                              Министерство культуры Российской Федерации
                              Государственный комитет санитарно-эпидемио-
                              логического надзора Российской Федерации
                              Государственный комитет Российской Федера-
                              ции по физической культуре и туризму
                              Комитет Российской Федерации по делам моло-
                              дежи
                              Федеральная служба занятости России
                              Российская академия образования

Объемы и источники финан-   - 87,915 млрд.рублей из средств  федерального
сирования Программы           бюджета на 1997 и 1998 годы, в том числе на
                              1997 год - 41,2 млрд. рублей (в ценах  1996
                              года)

                              средства,  предусмотренные министерствам  и
                              ведомствам на текущее финансирование

Ожидаемые конечные резуль-  - создание  условий для снижения числа право-
таты реализации Программы     нарушений, совершаемых детьми и подростками

Контроль за исполнением     - Министерство  социальной  защиты  населения
Программы                     Российской Федерации совместно с Министерс-
                              твом экономики Российской Федерации, Минис-
                              терством финансов  Российской  Федерации  и
                              другими заинтересованными министерствами  и
                              ведомствами

Содержание проблемы


В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков.

Безнадзорные дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.

Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками.

Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образованные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав", ввиду слабой материальной базы не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развивается сеть социальнореабилитационных учреждений для дезадаптированных детей.

Решение этих проблем на федеральном уровне требует программноцелевого подхода.


Цель и задачи Программы


Программа ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе.

Программа предусматривает решение следующих задач:

реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;

создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;

совершенствование нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;

обеспечение исследований проблем (теории и методики) процесса профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, обобщения и внедрения эффективного опыта этой деятельности;

совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Основные направления реализации Программы


Основными направлениями реализации Программы предусматриваются:

проведение мероприятий, направленных на создание условий для снижения безнадзорности несовершеннолетних, сокращения числа совершаемых ими противоправных действий;

создание в регионах необходимой сети учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснащение таких учреждений необходимым автотранспортом, медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой;

проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

разработка концептуальных моделей новых видов учреждений, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями, экспериментальная апробация современных форм и методов профилактической и социально-реабилитационной работы;

проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подросткамиправонарушителями, введение в учреждениях высшего профессионального образования новых специализаций по подготовке таких специалистов, повышению их квалификации, разработке соответствующих программ.

Это позволит удовлетворить имеющиеся потребности в помещении безнадзорных детей и подростков-правонарушителей в государственные социальнореабилитационные учреждения, привести их площади в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, улучшить условия содержания, воспитания и реабилитации.

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 1996 году предусмотрена в ходе реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 28 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы" и от 17 мая 1996 г. N 600 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы".


Ресурсное обеспечение Программы


Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Могут привлекаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники.

Общие затраты из федерального бюджета на реализацию Программы в 1997-1998 годах оцениваются в 87,915 млрд.рублей, в том числе на 1997 год - 41,62 млрд.рублей (в ценах 1996 года).

Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможности федерального бюджета.


Механизм реализации Программы


Министерство социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы.

Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых Министерством социальной защиты населения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.

Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

создать комплексную государственную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, включающую правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение;

сформировать предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками;

повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, совершающими противоправные действия.


Перечень
мероприятий федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы


-------------------------------------------------------------------------
     Мероприятия     |    Срок    | Исполнители  |  Стоимость исполнения
                     |            |              |     (млрд. рублей)
                     |            |              |-----------------------
                     |            |              | всего  |  в том числе
                     |            |              |        |--------------
                     |            |              |        |  1997 | 1998
                     |            |              |        |  год  |  год
-------------------------------------------------------------------------

I. Совершенствование нормативно-правовой базы


Федеральным   органам  1996-1997    Минюст России   средства,  предусмот-
исполнительной  влас-  годы         МВД России      ренные   на   текущее
ти, научным  учрежде-               Минфин России   финансирование
ниям принять активное               Минсоцзащиты
участие  в  доработке               России
проекта  федерального               Минобразование
закона "О  государст-               России
венной системе профи-               Минздравмедпром
лактики безнадзорнос-               России
ти  и  правонарушений               Минэкономики
несовершеннолетних,                 России
защиты их прав",  на-               Минсотрудни-
ходящегося  на  расс-               чество
мотрении в Государст-               России
венной Думе Федераль-               Институт
ного Собрания Россий-               законодатель-
ской Федерации                      ства и
                                    сравнительно-
                                    го правоведе-
                                    ния при  Пра-
                                    вительстве
                                    Российской
                                    Федерации

Внести  уточнения   и  1997-1998    Минсоцзащиты    средства,  предусмот-
дополнения в ведомст-  годы         России          ренные   на   текущее
венные    нормативные               МВД России      финансирование
документы по вопросам               Роскоммолодежи
профилактики и право-
нарушений несовершен-
нолетних в соответст-
вии с Конвенцией  ООН
о   правах   ребенка,
Всемирной Декларацией
об обеспечении  выжи-
вания, защиты и  раз-
вития  детей  в  90-е
годы

Издать сборник  зако-  1998 год      Минсоцзащиты    0,01      -     0,01
нодательных и  норма-                России
тивных документов  по                Минобразование
вопросам профилактики                России
безнадзорности и пра-                МВД России
вонарушений  несовер-                Роскоммолодежи
шеннолетних,   защиты
их прав

Итого                                                0,01      -     0,01

  II. Предупреждение безнадзорности и правонарушений детей и подростков

Разработать   методи-  1997 год     Минсоцзащиты    средства,  предусмот-
ческие рекомендации и               России          ренные   на   текущее
пособия по  координа-               МВД России      финансирование
ции и  взаимодействию               России
учреждений государст-               Минобразование
венной системы профи-               России
лактики безнадзорнос-               Роскоммолодежи
ти и правонаруше  ний
несовершеннолетних,
защите их прав

Разработать и  реали-  1997-1998    органы испол-   средства,  предусмот-
зовать мероприятия по  годы         нительной       ренные   на   текущее
выявлению   семей   и               власти  субъ-   финансирование
детей группы социаль-               ектов   Рос-
ного риска, родителей               сийской Феде-
и лиц, их заменяющих,               рации
допускающих  жестокое               Минсоцзащиты
обращение  с  детьми,               России
не     обеспечивающих               Минобразование
надлежащего  ухода  и               России
воспитания. Принимать               МВД России
к  таким  родителям и               Минздравмедпром
лицам, их заменяющим,               России
меры,   установленные
законодатель    ством
Российской Федерации

Реализовать  комплекс
мер  по  профилактике
среди   несовершенно-
летних   алкоголизма,
наркомании и токсико-
мании:
а) организовать  спе-  1997-1998    органы испол-   средства,  предусмот-
циализированную  нар-  годы         нительной       ренные   на   текущее
кологическую   помощь               власти  субъ-   финансирование
несовершеннолетним;                 ектов    Рос-
                                    сийской Феде-
                                    рации
                                    Минздравмедпром
                                    России

б) открыть при психи-  1997-1998    органы испол-   средства,  предусмот-
атрических и нарколо-  годы         нительной       ренные   на   текущее
гических    больницах               власти   суб-   финансирование
стационары,  кабинеты               ъектов   Рос-
для     обследования,               сийской Феде-
добровольного лечения               рации
и реабилитации  несо-               Минздравмедпром
вершеннолетних, упот-               России
ребляющих  наркотики,
спиртные напитки  или
другие средства, вле-
кущие одурманивание;

в) разработать  мето-  1997-1998   Минздравмедпром  средства,  предусмот-
дические рекомендации  годы        России           ренные   на   текущее
и   пособия  для  ра-              МВД России       финансирование
ботников   социальных              Минсоцзащиты
служб,   правоохрани-              России
тельных органов, вра-
чей, педагогов и  ро-
дителей по  выявлению
несовершеннолетних,
допускающих  употреб-
ление наркотиков

Разработать и  реали-
зовать  комплекс  мер
по  решению  проблемы
занятости несовершен-
нолетних, в том  чис-
ле:

а) подготовить  пред-  1997 год   Минтруд  России   средства,  предусмот-
ложения   о   порядке             ФСЗ России  ор-   ренные   на   текущее
обеспечения  несовер-             ганы   исполни-   финансирование
шеннолетних  рабочими             тельной  власти
местами;                          субъектов  Рос-
                                  сийской Федера-
                                  ции

б) ввести в выпускных  1998 год   Минобразование    средства,  предусмот-
классах средних обще-             России            ренные   на   текущее
образовательных  школ                               финансирование
курс "Твоя  професси-
ональная карьера"

Разработать и  реали-
зовать  комплекс  мер
по организации интел-
лектуального развития
и досуга детей и под-
ростков:

а) расширить сеть уч-  1997-1998    органы испол-   средства,  предусмот-
реждений дополнитель-  годы         нительной       ренные   на   текущее
ного     образования,               власти  субъ-   финансирование
культуры   и   спорта               ектов    Рос-
(домов     творчества               сийской Феде-
школьников,  туристс-               рации
ких  клубов,  детских               Минобразование
парков,    библиотек,               России
детскоюношеских спор-               Минкультуры
тивных школ,  стадио-               России
нов и других);                      ГКФТ России

б) обеспечить поддер-  1997-1998   органы испол-    средства,  предусмот-
жку деятельности под-  годы        нительной        ренные   на   текущее
ростковых  клубов  по              власти  субъ-    финансирование
месту жительства;                  ектов    Рос-
                                   сийской Феде-
                                   рации
                                   Минобразование
                                   России
                                   Роскоммолодежи

в) организовать  обо-  1997-1998   органы испол-    средства,  предусмот-
ронноспортивные,       годы        нительной        ренные   на   текущее
спортивно-трудовые  и              власти  субъ-    финансирование
спортивно-оздорови-                ектов    Рос-
тельные  лагеря   для              сийской Феде-
несовершеннолетних  с              рации
девиантным поведением              Минобразование
                                   России
                                   ГКФТ России

Разработать и  реали-  1997-1998   органы испол-    средства,  предусмот-
зовать   региональные  годы        нительной        ренные   на   текущее
программы профилакти-              власти  субъ-    финансирование
ки  безнадзорности  и              ектов    Рос-
правонарушений  детей              сийской Феде-
и подростков                       рации

         III. Государственная поддержка создания и укрепления
 материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности
          и правонарушений детей, их социальной реабилитации

Обеспечить базовые  и
опорно-эксперимен-
тальные   учреждения,
занимающиеся   профи-
лактикой   безнадзор-
ности и  правонаруше-
ний детей и  подрост-
ков,  медицинским   и
бытовым  оборудовани-
ем,  аудио-  и видео-
техникой, в том  чис-
ле:

а) социально-реабили-  1997-1998    Минсоцзащиты    44,5     21,5   23
тационные центры  для  годы         России
несовершеннолетних,
со  циальные   приюты
для детей и  подрост-
ков,  центры   помощи
детям, оставшимся без
попечения  родителей,
в   системе   органов
социальной     защиты
населения;

б) специальные  учеб-  1997-1998   Минобразование   8,43      7,2    4,23
но-воспитательные уч-  годы        России
реждения для детей  и
подростков с девиант-
ным поведением, цент-
ры психологопедагоги-
ческой и медико-соци-
альной помощи детям и
подросткам в  системе
органов образования;

в) учреждения, испол-  1997-1998    МВД России      1,5       0,7    0,8
няющие  наказание   в  годы
виде лишения  свободы
в отношении  несовер-
шеннолетних, приемни-
ки-распределители
милиции  общественной
безопасности;

г) психиатрические  и  1997-1998   Минздравмедпром  средства,  предусмот-
наркологические        годы        России           ренные   на   текущее
больницы,     имеющие                               финансирование
стационары или  каби-
неты для обследования
и лечения несовершен-
нолетних,  употребля-
ющих   наркотики    и
спиртные  напитки,  в
системе органов здра-
воохранения

Принять меры по  час-
тичному   обеспечению
автотранспортом     и
сельскохозяйственными
машинами  учреждений,
занимающихся   профи-
лактикой   безнадзор-
ности и  правонаруше-
ний детей и  подрост-
ков, а также учрежде-
ний, исполняющих  на-
казания в виде  лише-
ния свободы, и прием-
никовраспределителей
милиции общест венной
безопасности,  в  том
числе:

а) социально-реабили-  1997-1998   Минсоцзащиты     23,1     10,1     13
тационных центров для  годы        России
несовершеннолетних,
социальных    приютов
для детей и  подрост-
ков,  центров  помощи
детям, оставшимся без
попечения родителей;

б) специальных  учеб-  1997-1998   Минобразование    4,4      2,2    2,2
новоспитательных  уч-  годы        России
реждений для детей  и
подростков с девиант-
ным поведением, цент-
ров  психологопедаго-
гической и  медикосо-
циальной помощи детям
и подросткам;

в) учреждений, испол-  1997-1998   МВД России       4,47      2,1    3,37
няющих  наказание   в  годы
виде лишения  свободы
в отношении  несовер-
шеннолетних, приемни-
ков-распределителей
милиции  общественной
безопасности;

г)  принять  меры  по  1997-1998    органы испол-   средства,  предусмот-
дальнейшему  развитию  годы         нительной       ренные   на   текущее
сети учреждений,  за-               власти  субъ-   финансирование
нимающихся  профилак-               ектов    Рос-
тикой  безнадзорности               сийской Феде-
и      правонарушений               рации     (по
детей  и  подростков,               согласованию)
их социальной  реаби-               Минсоцзащиты
литацией и коррекцией               России
                                    Минобразование
                                    России
                                    МВД России
                                    Минздравмедпром
                                    России

Итого                                               86,4     40,8   45,6

         IV. Разработка научно-методических основ профилактики
                 безнадзорности и правонарушений детей

Провести научные исс-  1997-1998    Минсоцзащиты    1,48     0,805  0,675
ледования по актуаль-  годы         России
ным проблемам  профи-               Минобразование
лактики безнадзорнос-               России
ти  и  правонарушений               Минздравмедпром
детей  и  подростков,               России
их социальной  реаби-               МВД России
литации в современных               Российская
условиях                            академия обра-
                                    зования

Разработать концепту-  1997-1998    Минсоцзащиты    средства,  предусмот-
альные модели различ-  годы         России          ренные   на   текущее
ных видов  учреждений               Минобразование  финансирование
профилактики  безнад-               России
зорности и правонару-               Минздравмедпром
шений   несовершенно-               России
летних                              МВД России
                                    Российская
                                    академия обра-
                                    зования

Апробировать    новые  1997-1998    Минсоцзащиты    средства,  предусмот-
формы и методы профи-  годы         России          ренные   на   текущее
лактики безнадзорнос-               Минобразование  финансирование
ти  и  правонарушений               России
детей и подростков                  Минздравмедпром
                                    России
                                    МВД России
                                    ГКФТ России
                                    Роскоммолодежи

Подготовить и  выпус-  1997-1998    Минсоцзащиты    0,025    0,015  0,01
тить   научно-методи-  годы         России
ческие и информацион-               Минобразование
ные   материалы    по               России
проблемам профилакти-               Минздравмедпром
ки без надзорности  и               России
правонарушений  детей               МВД России
и подростков                        Роскоммолодежи

Провести  научные   и  1997-1998    Минсоцзащиты    средства,  предусмот-
научно-практические    годы         России          ренные   на   текущее
конференции по  проб-               Минобразование  финансирование
лемам  профи  лактики               России
безнадзорности и пра-               МВД России
вонарушений  несовер-               Минздравмедпром
шеннолетних                         России

Разработать   типовые  1997-1998    МВД России      средства,  предусмот-
проектные     решения  годы                         ренные   на   текущее
воспитательно-трудо-                                финансирование
вой колонии, учитыва-
ющие  изменения  уго-
ловно-исполнительного
законодательства,  на
350 мест

Итого                                               1,505    0,82   0,685

       V. Организация подготовки и повышения квалификации кадров,
               занимающихся профилактикой безнадзорности
                  и правонарушений детей и подростков

Организовать   подго-  1997-1998    Минобразование  средства,  предусмот-
товку в высших  учеб-  годы         России          ренные   на   текущее
ных заведениях специ-               Минсоцзащиты    финансирование
алистов для работы  в               России
учреждениях, осущест-               Минкультуры
вляю щих профилактику               России
безнадзорности и пра-               МВД России
вонарушений  детей  и               Госкомвуз
подростков, их  соци-               России
альную   реабилитацию               Роскоммолодежи
(специалистов по  со-               Российская
циальной      работе,               академия обра-
практических психоло-               зования
гов, социальных педа-
гогов)

Провести   переподго-  1997-1998    Минсоцзащиты    средства,  предусмот-
товку на базе  высших  годы         России          ренные   на   текущее
учебных     заведений               МВД России      финансирование
специалистов по рабо-               Минздравмедпром
те  с   безнадзорными               России
детьми  и  детьми   с               Минобразование
девиантным поведением               России

Организовать  повыше-  1997-1998    Минсоцзащиты    средства,  предусмот-
ние квалификации  ра-  годы         России          ренные   на   текущее
ботников  учреждений,                               финансирование
осуществляющих профи-
лактику безнадзорнос-
ти  и  правонарушений
детей  и  подростков,
на базе опорно-экспе-
риментальных учрежде-
ний

Разработать и  издать  1997-1998    Минсоцзащиты    средства,  предусмот-
программы  подготовки  годы         России          ренные   на   текущее
и повышения  квалифи-               Минобразование  финансирование
кации работников  уч-               России
реждений, осуществля-               МВД России
ющих     профилактику               Минкультуры
безнадзорности и пра-               России
вонарушений  детей  и               ГКФТ России
подростков                          Роскоммолодежи

Всего по Программе                                  87,915  41,62  46,295


Федеральная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997 - 1998 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 906)


Паспорт
Федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997 - 1998 годы


 Наименование Программы             -  федеральная   целевая   программа   "Развитие    социального
                                       обслуживания семьи и детей" на 1997 - 1998 годы
 Наименование, дата и номер         -  Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N
 решения о разработке Программы        210 "О  продлении  действия  президентской  программы  "Дети
                                       России"
 Государственный заказчик и         -  Министерство   социальной   защиты   населения    Российской
 основной разработчик Программы        Федерации
 Цель и задачи Программы,           -  создание в Российской Федерации оптимальной сети учреждений,
 важнейшие целевые показатели          предоставляющих разнообразные  социальные  услуги   семьям и
                                       детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации
                                       формирование        современной         нормативно-правовой,
                                       научно-методической, кадровой и материально-технической базы
                                       деятельности учреждений  социального  обслуживания   семьи и
                                       детей
                                       разработка   и    внедрение    государственных    стандартов
                                       социального обслуживания семьи и детей
 Сроки реализации Программы            1997 - 1998 годы
 Исполнители основных мероприятий   -  Министерство   социальной   защиты   населения    Российской
 Программы                             Федерации Министерство образования Российской Федерации
                                       Комитет Российской Федерации по делам молодежи
 Объемы и источники финансирования  -  19,22 млрд. рублей из средств федерального бюджета на 1997 и
 Программы                             1998 годы, в том числе на 1997 год - 9,435 млрд.  рублей  (в
                                       ценах  1996  года)  средства,  выделяемые  из   федерального
                                       бюджета федеральным органам исполнительной власти на текущее
                                       финансирование
 Ожидаемые конечные результаты      -  развитие в регионах  Российской  Федерации  сети  учреждений
 реализации Программы                  социального  обслуживания  семьи  и  детей,    укрепление их
                                       материально-технической базы
                                       создание    предпосылок    для    повышения    эффективности
                                       деятельности социальных служб, усиление их  роли  в  решении
                                       актуальных проблем семьи и детства, укрепление  стабильности
                                       и здоровья семьи
 Организация контроля за            -  -  Министерство  социальной  защиты   населения   Российской
 исполнением Программы                 Федерации совместно  с  Министерством  экономики  Российской
                                       Федерации и Министерством финансов Российской Федерации

Содержание проблемы


Осуществление радикальных экономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В особо сложных условиях оказались многодетные, неполные и молодые семьи, среди которых подавляющее большинство - малообеспеченные. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет насилие в семье по отношению к женщинам и детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллионов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье.

После принятия Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в регионах страны растет инфраструктура социальных служб, создаются учреждения нового типа, оказывающие социальные услуги семье, женщинам и детям: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и другие. Однако объективная потребность в таких учреждениях значительно выше, чем их количество (созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 процентов нуждающихся в социальных услугах).

Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно-методическим и кадровым обеспечением, дефицитом средств в субъектах Российской Федерации на их оснащение, приобретение автотранспорта.

Острая необходимость стимулировать и оптимизировать процесс развития учреждений социального обслуживания семья и детей, придать ему должную динамику требует программно-целевого подхода к решению накопившихся проблем на федеральном уровне.


Цель и задачи Программы


Целью Программы является становление и развитие оптимальной системы учреждений социального обслуживания семья и детей, создание условий для их эффективного функционирования.

Программа предусматривает решение следующих задач:

разработка современной нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей;

реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей;

научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;

организация системы подготовки и повышения квалификации кадров работников учреждений социального обслуживания семьи и детей.


Основные направления реализации Программы


Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания семьи и детей


Предусматривается подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленных на создание правовых условий для оказания качественных социальных услуг семье и детям.

Будут разработаны примерные положения об учреждениях разных видов социального обслуживания семьи и детей, нормативно-правовые документы, регламентирующие права, обязанности, социальные гарантии специалистов этих учреждений.


Организация учреждений социального обслуживания семьи и детей и укрепление их материально-технической базы


Рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать в регионах оптимальную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Предполагается осуществить меры по оказанию государственной поддержки учреждениям социального обслуживания семьи и детей в оснащении и обеспечении медицинским оборудованием, компьютерной техникой, средствами связи, автотранспортом.


Разработка научно-методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей


Предусматривается провести научно-исследовательские работы по формированию теоретико-методических основ социального обслуживания семьи и детей. Планируется разработать концептуальные модели различных видов учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям, апробировать формы и методы их деятельности.


Информационно-методическое обеспечение


Будет создан цикл теле- и радиопередач по проблемам социального обслуживания семьи и детей, подготовлен выпуск научно-методических и информационных материалов по этим проблемам, разработана система статистических показателей, характеризующих уровень социального обслуживания семьи и детей.


Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в
системе учреждений социального обслуживания семьи и детей


Предполагается организовать подготовку и переподготовку на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования специалистов в области социальной работы с семьей и детьми, повышение их квалификации, разработать программы подготовки и повышения квалификации работников учреждений, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей.


Ресурсное обеспечение Программы


Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Могут привлекаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники.

Общие затраты из федерального бюджета на реализацию Программы в 1997- 1998 годах оцениваются в 19,22 млрд. рублей, в том числе на 1997 год - 9,435 млрд. рублей (в ценах 1996 года).

Расходуемые средства могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета.


Механизм реализации Программы


Министерство социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством социальной защиты населения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.

Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм ее реализации и исполнителей основных мероприятий Программы.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить создание в субъектах Российской Федерации оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепить их материально-техническую базу; сформировать современную нормативно-правовую, научно-методическую основу деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям; создать предпосылки для усиления роли учреждений социального обслуживания в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе в укреплении стабильности и здоровья семьи.


Перечень
мероприятий федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997 - 1998 годы


----------------------------------------------------------------------------------------------------
              Мероприятия             |   Срок    |    Исполнители     | Стои-  |   В том числе
                                      |исполнения |                    |мость - |-------------------
                                      |           |                    | всего  |1997 год |1998 год
                                      |           |                    | (млрд. |         |
                                      |           |                    |рублей) |         |
--------------------------------------+-----------+--------------------+--------+---------+---------
                   1                  |     2     |         3          |   4    |    5    |   6
----------------------------------------------------------------------------------------------------

I. Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания семьи и детей

 Разработка  примерных     положений о 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства,   предусмотренные
 центрах  социальной  помощи   семье и    годы     Минюст России        на текущее финансирование
 детям *
 Разработка        нормативно-правовых 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства, предусмотренные
 документов,  регламентирующих  права,    годы     Минтруд России       на текущее финансирование
 обязанности,   социальные    гарантии             Роскоммолодежи
 специалистов  учреждений  социального             Минюст России
 обслуживания семьи и детей
 Разработка государственных нормативов 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства, предусмотренные
 финансирования                      и    годы     Минэкономики России  на текущее финансирование
 материально-технического  обеспечения             Минфин России
 учреждений  социального  обслуживания
 семьи и детей

II. Организации учреждений социального обслуживания семьи и детей и укрепление их материально-технической базы

 Рекомендовать органам  исполнительной 1997 - 1998 органы                  -         -        -
 власти субъектов Российской Федерации    годы     исполнительной
 организовать  территориальные  центры             власти субъектов
 социальной  помощи  семье  и   детям,             Российской Федерации
 центры       психолого-педагогической
 помощи,       центры       экстренной
 психологической помощи  по  телефону,
 женские  кризисные  центры  и  другие
 учреждения  социального  обслуживания
 семьи и детей
 Оснащение опорно-экспериментальных
 учреждений, осуществляющих социальное
 обслуживание семьи и детей
 медицинским оборудованием,
 компьютерной и аудиовизуальной
 техникой, средствами связи,
 автотранспортом
 в том числе для:
---------------------------------------
 территориальных  центров   социальной 1997 - 1998 Минсоцзащиты Россни   10,385      5      5,385
 помощи   семье   и   детям,   центров    годы
 психолого-педагогической      помощи,
 центров  экстренной   психологической
 помощи по телефону, женских кризисных
 центров Минсоцзащиты России
 центров      психолого-педагогической 1997 - 1998 Минобразование          5        2,5      2,5
 помощи     детям     и     подросткам    годы     России
 Минобразования России
---------------------------------------
 социально-психологических центров для 1997 - 1998 Роскоммолодежи         2,2       1,1      1,1
 подростков и молодежи                    годы
 Итого                                                                   17,585     8,6     8,985

III. Разработка научно-методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей

----------------------------------------------------------------------------------------------------
 Проведение  научных  исследований  по 1997 - 1998 Минсоцзащиты России     1        0,5      0,5
 актуальным   проблемам       теории и    годы     Минобразование
 методики   социального   обслуживания             России
 семьи и детей
 Разработка   концептуальных   моделей 1997 - 1998 Минсоцзащиты России    0,6       0,3      0,3
 различных      видов       учреждений    годы     Минобразование
 социального  обслуживания     семьи и             России
 детей                                             Роскоммолодежи
 Апробация  новых   форм   и   методов 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства,   предусмотренные
 социального  обслуживания     семьи и    годы     Минобразование       на текущее финансирование
 детей                                             России
                                                   Роскоммолодежи
 Проведение                  научных и 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства,   предусмотренные
 научно-практических  конференций   по    годы     Минобразование       на текущее финансирование
 проблемам  социального   обслуживании             России
 семьи и детей                                     Роскоммолодежи
 Итого                                                                    1,6       0,8      0,8

IV. Информационно-методическое обеспечение

 Создание цикла теле-  и  радиопередач 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства,   предусмотренные
 по проблемам социального обслуживания    годы     Минобразование       на текущее финансирование
 семьи и детей                                     России
                                                   Роскоммолодежи
 Выпуск          научно-методических и 1997 - 1998 Минсоцзащиты России   0,035     0,035      -
 информационных          материалов по    годы     Минобразование
 проблемам  социального   обслуживания             России
 семьи и детей                                     Роскоммолодежи
 Разработка   и   внедрение    системы 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства,   предусмотренные
 статистических           показателей,    годы     Минобразование       я" текущее финансирование
 характеризующих  уровень  социального             России
 обслуживания семьи и детей                        Госкомстат России
 Итого                                                                     0,035   0,035      -

V. Организация подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей

 Переподготовка                на базе 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства, предусмотренные
 образовательных  учреждений   высшего    годы                          на текущее финансирование
 профессионального         образования
 специалистов по социальной  работе  с
 семьей и детьми
 Подготовка     в      образовательных 1997 - 1998 Госкомвуз России     средства, предусмотренные
 учреждениях высшего профессионального    годы     Минсоцзащиты России  на текущее финансирование
 образования специалистов для работы в             Минобразование
 учреждениях,           осуществляющих             России
 социальное обслуживание семьи и детей             Роскоммолодежи
 Повышение   квалификации   работников 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства,   предусмотренные
 учреждений, осуществляющих социальное    годы     Минобразование       на текущее финансирование
 обслуживание семьи и детей,  на  базе             России
 опорно-экспериментальных учреждений               Роскоммолодежи
 Повышение                квалификации 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства,   предусмотренные
 профессорско-преподавательского          годы     Госкомвуз России     на текущее финансирование
 состава  образовательных   учреждений
 высшего             профессионального
 образования,           осуществляющих
 подготовку      и      переподготовку
 специалистов  в  области  социального
 обслуживания семьи и детей
 Разработка   и    издание    программ 1997 - 1998 Минсоцзащиты России  средства,   предусмотренные
 подготовки,          переподготовки и    годы                          на текущее финансирование
 повышения   квалификации   работников
 учреждений, осуществляющих социальное
 обслуживание семьи и детей
          Всего по Программе                                             19,22     9,435    9,785

Утверждены федеральные целевые программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997-1998 годы, которые будут включены в президентскую программу "Дети России".

Главная цель программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе.

Программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 1997-1998 годы" направлена на становление и развитие оптимальной системы учреждений социального обслуживания семья и детей, создание условий для их эффективного функционирования.

Основным источником финансирования указанных программ являются средства федерального бюджета, однако могут привлекаться средства бюджетов субъектов РФ и внебюджетные источники.

Функции государственного заказчика программ возложены на Минсоцзащиты России, которое осуществляет организацию, координацию и контроль работ по их реализации.

Определены Перечни основных мероприятий, планируемых к осуществлению в рамках данных целевых программ.

Утверждены федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", включенные в состав президентской программы "Дети России".


Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 906 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 августа 1996 г. N 151 (публикуется с сокращениями), в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 августа 1996 г. N 33 ст. 3991


Актуальный текст документа