Постановление Госкомобразования СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 23 декабря 1988 г. N 544/649/12-7 "Об утверждении Типового положения об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства"

Постановление Госкомобразования СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС
от 23 декабря 1988 г. N 544/649/12-7
"Об утверждении Типового положения об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства"


1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства, разработанное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 и одобренное Координационным советом по производственно-экономическому обучению трудящихся при Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию 11 октября 1988 г. протокол N 5.

2. Установить, что настоящее положение распространяется на учебные заведения (подразделения) системы повышения квалификации и переподготовки кадров независимо от их ведомственной подчиненности.


Председатель
Государственного комитета СССР
по народному образованию

Г.А.Ягодин


Председатель
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам

И.И.Гладкий


Заместитель Председателя
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов

В.Г.Ломоносов


Одобрено

Координационным советом по

производственно-экономическому

обучению трудящихся Бюро Совета

Министров СССР по социальному развитию

11 октября 1988 г. протокол N 5


Типовое положение
об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства


Общие положения


1. Повышение квалификации и переподготовка руководящих работников и специалистов народного хозяйства осуществляются в следующих типах учебных заведений (подразделений).

1.1. В учебных заведениях - отраслевых и межотраслевых (специализированных и региональных) институтах министерств, ведомств, советов Министров союзных республик, при высших учебных заведениях 1), к которым относятся институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, усовершенствования врачей, усовершенствования учителей, повышения квалификации преподавателей общественных наук вузов, управления народным хозяйством, повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологии, повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров, высшие школы управления и другие.

1.2. В учебных подразделениях - филиалах институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства 2); на факультетах при вузах 3), к которым относятся факультеты повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, усовершенствования врачей, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, по подготовке и повышению квалификации организаторов народного образования, повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства, по подготовке организаторов промышленного производства, строительства и планирования, специальные факультеты по переподготовке кадров по новым, перспективным направлениям науки и техники и другие.

1.3. В учебных заведениях (подразделениях) - на курсах при министерствах, ведомствах, объединениях, предприятиях, организациях, учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях, институтах и их филиалах 4), к которым относятся курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, специализации и усовершенствования медицинского персонала, по изучению новой техники и технологии, школы управления сельским хозяйством, повышения квалификации сельскохозяйственных кадров, специальные отделения техникумов, учебные центры, учебные полигоны и другие.

2. Учебные заведения организуются на условиях, предусмотренных Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 г. N 816.

3. Учебные заведения (подразделения) осуществляют свою деятельность под руководством вышестоящего органа управления на основе действующего законодательства, нормативных документов Гособразования СССР, министерств и ведомств.

4. Учебные заведения на основе настоящего типового положения разрабатывают уставы, утверждаемые вышестоящим органом управления.

5. Правила внутреннего распорядка учебного заведения разрабатываются на основе типовых правил, действующих для высших учебных заведений, утверждаются трудовым коллективом по представлению администрации и по согласованию с профсоюзным комитетом.

6. Комплектование слушателями учебных заведений (подразделений) осуществляется преимущественно на основе прямых договоров с министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями, в соответствии с которыми учебное заведение (подразделение) составляет план обучения слушателей.

7. Учебные заведения (подразделения) один раз в пять лет в установленном порядке проходят аттестацию в целях комплексной оценки уровня учебно-воспитательной работы в них, квалификации педагогических кадров, состояния материальной базы.

8. На учебные заведения (подразделения) возлагается:

оперативное удовлетворение потребностей министерств, ведомств, объединений, предприятий, организаций и учреждений в повышении квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов;

обеспечение активного овладения слушателями новейшими методами хозяйствования, глубокого изучения ими вопросов, связанных с перестройкой управления народным хозяйством, переходом отраслей на условия хозяйственного расчета и самофинансирования, реализацией Закона СССР о государственном предприятии (объединении);

выработка у руководящих работников навыков управления трудовыми коллективами в условиях демократизации всех сфер общественной жизни;

обеспечение оперативного овладения руководящими работниками и специалистами новейшими достижениями в соответствующих отраслях науки и техники, технологии и организации труда, передовым отечественным и зарубежным опытом рационального и комплексного природопользования, бережного использования трудовых и материальных ресурсов;

развитие у слушателей навыков использования в работе электронно-вычислительной техники, умений ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно ее использовать для решения практических задач;

постоянное улучшение качества обучения слушателей, усиление его практической направленности на решение конкретных задач совершенствования работы отраслей, объединений, предприятий и организаций, их трудовых коллективов;

совершенствование форм и методов проведения учебных занятий, интенсификация учебно-воспитательного процесса, развитие практики индивидуализации обучения работников, в том числе на основе конкретных заданий, утверждаемых руководителями министерств и ведомств, объединений, предприятий, организаций и учреждений;

обеспечение интеграции образования, науки и производства, выполнение научных исследований по актуальным проблемам повышения квалификации и переподготовки кадров;

участие в выполнении государственных целевых научно-технических программ, а также отраслевых и региональных научно-технических программ и планов;

оказание консультационной помощи предприятиям и организациям;

осуществление по итогам обучения слушателей комплексной оценки их профессиональных и экономических знаний, деловых качеств и выработка на этой основе рекомендаций руководителям министерств, ведомств, объединений, предприятий, организаций и учреждений по дальнейшему использованию работников;

повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, их идейно-политического, педагогического, специального и общекультурного уровня;

совместно с министерствами и ведомствами создание учебно-материальной базы, оснащение новейшим оборудованием, полиграфической, организационной и вычислительной техникой, обеспечение слушателей необходимыми жилищно-бытовыми условиями, организация их самостоятельной работы и культурного досуга.

9. Институты выполняют функции отраслевых и региональных учебно-методических центров профессионального и экономического обучения руководящих работников и специалистов.

10. Институты, выделенные в отраслях или регионах в качестве головных, осуществляют организационно-методическое руководство непрерывным обучением кадров, проводят оценку социально-экономической эффективности системы повышения квалификации и переподготовки в соответствующих отраслях народного хозяйства или регионах.


Слушатели учебных заведений


11. Зачисление слушателей на обучение в учебные заведения (подразделения) производится приказом руководителя учебного заведения (подразделения) в соответствии с заключенными договорами.

12. Слушатели учебных заведений (подразделений):

совершенствуют профессиональные и экономические знания, умения и навыки, деловые качества, повышают свой идейно-политический и общекультурный уровень;

выполняют все виды учебной работы, установленные учебными планами и программами;

решают в выпускных работах конкретные задачи, связанные с повышением эффективности производства и качества продукции;

вносят предложения по совершенствованию учебного процесса, идейно-воспитательной и культурно-массовой работы, улучшению жилищно-бытовых условий;

пользуются лабораториями, кабинетами, аудиториями, библиотеками, читальными залами, вычислительной техникой и другими учебными и учебно-вспомогательными подразделениями, а также спортивными сооружениями, спортивно-оздоровительным инвентарем и другим оборудованием;

выполняют правила внутреннего распорядка.

13. В соответствии с утвержденными учебными планами и программами слушатели учебных заведений (подразделений) могут проходить стажировку в министерствах, ведомствах, на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, учреждениях, высших учебных заведениях, в том числе за рубежом, продолжительностью до двух месяцев сверх установленных сроков обучения.

14. Оценка уровня знаний слушателей производится при защите выпускных работ, проведений комплексного экзамена, собеседовании специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается руководителем учебного заведения (подразделения).

15. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают удостоверение (при переподготовке - диплом), образцы которых утверждаются Гособразованием СССР.

При невыполнении учебного плана, а также при грубом нарушении правил внутреннего распорядка слушатель отчисляется приказом ректора (директора) учебного заведения (подразделения) с выдачей соответствующей справки о пребывании в учебном заведении (подразделении).

На основании полученного документа сведения о результатах обучения в учебных заведениях (подразделениях) вносятся по месту работы в квалификационный аттестат установленного образца и являются важнейшим критерием при аттестации работников, определении должностных перемещений руководителей и специалистов, установлении им соответствующего размера заработной платы.

16. В период обучения с отрывом от работы слушателям сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям в течение первого месяца выплачиваются командировочные расходы, а в последующий период, получающим заработную плату менее 200 рублей в месяц - стипендия в размере 40 рублей.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием гостиничного типа. При отсутствии общежития возмещение расходов за проживание в гостиницах производится на условиях, установленных постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1988 г. N 351.

Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, общежития, (гостиницы), командировочных расходов, а также выплата стипендии осуществляются за счет министерств, ведомств, объединений, предприятий, организаций и учреждений по месту основной работы.


Профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административно-хозяйственный персонал учебных заведений (подразделений)


17. В учебных заведениях (подразделениях) штатные должности устанавливаются в соответствии с наименованием должностей, предусмотренных в действующих схемах должностных окладов.

18. Численность профессорско-преподавательского состава учебных заведений (подразделений), переведенных на условия хозяйственного расчета, устанавливается руководителем учебного заведения (подразделения); не переведенных на условия хозяйственного расчета, определяется исходя из того, что среднегодовой контингент слушателей, приходящийся на одного преподавателя, должен быть на 25 процентов ниже норм, установленных для вузов, готовящих специалистов данного профиля.

19. Порядок замещения должностей и аттестация профессорско-преподавательского состава институтов, их филиалов, факультетов, также их увольнение устанавливаются на условиях, предусмотренных для высших учебных заведений. Семестрам соответствуют периоды с 1 сентября по 31 января и с 1 февраля по 30 июня.

Выборы профессорско-преподавательского состава в филиале проводятся по конкурсу на совете института или филиала по решению ректора (директора) института.

20. Увольнение штатных работников из числа профессорско-преподавательского состава в связи с сокращением объема работы производится в порядке, установленном для преподавателей высших учебных заведений.

21. Оплата труда руководящего, профессорско-преподавательского состава, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала учебных заведений (подразделений) производится в соответствии с действующим законодательством. На курсах устанавливается почасовая оплата труда преподавателей.

22. Стаж научно-педагогической работы профессорско-преподавательского состава институтов, их филиалов, факультетов определяется в порядке, установленном для преподавателей высших учебных заведений.

Специалистам народного хозяйства, принятым на преподавательскую работу в институты, филиалы, на факультеты, с разрешения руководителя учебного заведения (подразделения) засчитывается в научно-педагогический стаж время их работы в должностях руководителей ведущих специалистов.

23. Учебный процесс в учебных заведениях (подразделениях) осуществляется штатными преподавателями, ведущими учеными, крупными специалистами, партийными, советскими и хозяйственными руководителями, разработчиками новейших технических решений, технологических процессов, новаторами производства, привлекаемыми на условиях совместительства и почасовой оплаты.

24. Преподавателям учебных заведений (подразделений) разрешается вести работу по совместительству на условиях, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111.

25. В учебные заведения (подразделения), осуществляющие повышение квалификации и переподготовку кадров, по их заявкам могут направляться с разрешения руководителей предприятий и организаций высококвалифицированные специалисты для проведения занятий со слушателями на условиях совместительства или почасовой оплаты труда, в том числе в рабочее время до 4 часов в неделю с сохранением за ними заработной платы по месту основной работы.

26. Средства по почасовому фонду, предусмотренные в сметах институтов, их филиалов, факультетов, должны устанавливаться в пределах общего фонда заработной платы профессорско-преподавательского состава учебного заведения (подразделения).

27. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений (подразделений) имеет право:

разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной, научно-методической и политико-воспитательной работы;

принимать участие в обсуждении вопросов деятельности учебного заведения (подразделения) на заседаниях советов;

пользоваться вычислительной техникой, лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами и другими учебными и учебно-вспомогательными подразделениями;

проводить в установленном порядке научную работу на условиях совместительства по месту основной работы или в научно-исследовательских, проектно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях, научных подразделениях вузов;

осуществлять в установленном порядке консультирование на предприятиях и в организациях;

проводить краткосрочное обучение кадров на предприятиях и в организациях на договорной основе без оформления разрешения с места основной работы;

участвовать в установленном порядке во всесоюзных, республиканских, отраслевых, межотраслевых, а также международных конференциях, симпозиумах, съездах и совещаниях.

28. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений (подразделений) обязан:

проводить на высоком идейно-политическом, профессиональном и научном уровне учебно-воспитательную и методическую работу по своей специальности;

систематически повышать свой идейно-политический уровень, совершенствовать теоретические знания и практические умения, педагогическое мастерство;

проводить научные исследования, участвовать во внедрении результатов этих исследований в народное хозяйство, активно использовать полученные научные достижения в учебном процессе;

регулярно изучать, обобщать и распространять передовой опыт работы объединений, предприятий, организаций и учреждений;

оказывать помощь слушателям в организации самостоятельной работы.

29. Штатный профессорско-преподавательский состав учебных заведений (подразделений) повышает свою квалификацию в виде:

краткосрочного (по мере необходимости), а также длительного периодического (не реже одного раза в пять лет) обучения в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, высших школах управления народнохозяйственных комплексов и других ведущих учебных заведениях;

ежегодной стажировки преподавателей на передовых предприятиях и в организациях продолжительностью до одного месяца, а также с их согласия направления на работу в должностях специалистов на срок до одного года;

обучения на факультетах повышения квалификации преподавателей вузов и в семинарах по использованию современных методов и средств обучения;

общественно-политической стажировки преподавателей-обществоведов периодичностью один раз в пять лет сроком до четырех месяцев без отрыва от работы по месту нахождения учебного заведения, в партийных, советских, хозяйственных органах, на предприятиях и в учреждениях, а по мере необходимости в партийных комитетах.

30. Замещение вакантных должностей административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала учебных заведений (подразделений) производится приказом руководителя данного учебного заведения (подразделения).

Права и обязанности административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала определяются правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.


Учебная и научно-методическая работа в учебных заведениях (подразделениях)


31. Обучение в учебных заведениях (подразделениях) проводится с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы.

Сроки и формы обучения устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 и другими решениями Правительства СССР.

32. Обучение проводится по учебным планам и программам, утверждаемым в порядке, установленном Гособразованием СССР.

Учебные заведения (подразделения) на основе изучения потребностей министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений в повышении квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов формулируют цель обучения каждой учебной группы, которая отражается в учебном плане. Содержание, методы и средства обучения определяются в соответствии с заданной целью.

Для определения уровня знаний, умений и навыков слушателей проводится контроль знаний с использованием современных методов измерения, в том числе тестирования. На основе результатов контроля осуществляется корректировка учебно-тематических планов, определяются формы индивидуальной работы со слушателями.

33. Устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекции, практические, семинарские и выездные занятия, деловые, организационно-деятельностные и инновационные игры, разыгрывание ролей, игровое производственное проектирование, имитационные упражнения, разбор конкретных ситуаций, семинары по обмену опытом, стажировка, контрольная, курсовая и выпускная работы, консультации, самостоятельная работа слушателей и другие.

Учебные занятия в учебных заведениях (подразделениях) проводятся по расписанию.

Успеваемость слушателей при повышении квалификации и переподготовке определяется следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено".

34. Учебные заведения (подразделения) выполняют научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения и воспитания, совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, использования в учебном процессе методов активного обучения, вычислительной техники и современных технических средств.


Научно-исследовательская работа в учебных заведениях (подразделениях)


35. Основными задачами научно-исследовательской работы учебных заведений (подразделений) являются:

эффективное использование научного потенциала системы повышения квалификации и переподготовки кадров для решения научных и научно-технических проблем развития народного хозяйства;

повышение качества обучения слушателей путем активного использования результатов научных исследований в учебном процессе;

повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

организация внедрения в народное хозяйство результатов научных исследований и разработок;

решение актуальных психолого-педагогических и других проблем повышения квалификации и переподготовки кадров в стране.

36. Институты проводят научно-исследовательскую работу в порядке и на условиях, предусмотренных для высших учебных заведений.

37. Научные исследования в институтах выполняют кафедры, научно-исследовательские секторы и входящие в них отраслевые научно-исследовательские лаборатории.


Обязанности и права учебных заведений (подразделений)


38. Учебные заведения (подразделения) в установленном порядке:

разрабатывают и представляют на утверждение учебные планы и программы;

разрабатывают и утверждают учебно-тематические планы;

издают учебные планы и программы, методические указания и другую учебно-методическую документацию, конспекты лекций и учебные пособия;

разрабатывают предложения по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательной, научно-методической и научно-исследовательской работы и вносят их в необходимых случаях на рассмотрение вышестоящих органов;

проводят обмен изданиями учебной и научной литературы и осуществляют сотрудничество с другими учебными заведениями (подразделениями), вузами, производственными объединениями, предприятиями, научно-исследовательскими организациями, научными и научно-техническими обществами страны;

проводят научные и методические конференции, семинары и совещания;

осуществляют прямые связи с зарубежными партнерами.

39. Учебные заведения, филиалы институтов имеют право в области капитального строительства и капитального ремонта:

осуществлять капитальное строительство и реконструкцию основных фондов по договорам подряда, заключаемым со строительно-монтажными и другими организациями. В случаях, когда производство работ по капитальному строительству подрядным способом экономически нецелесообразно, допускается выполнение таких работ хозяйственным способом;

вводить должность проректора по капитальному строительству - начальника отдела и начальника группы капитального строительства в порядке, установленном для вузов.

40. Учебные заведения, филиалы институтов имеют право в области финансов:

списывать с баланса в установленном порядке морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструмент, когда восстановление этого имущества невозможно или экономические нецелесообразно, и оно не может быть реализовано; строения и сооружения, снесенные в связи со строительством новых объектов, а также пришедшие в ветхое состояние;

направлять в установленном порядке работников в служебные командировки.

41. Учебные заведения имеют право в области труда и заработной платы:

разрабатывать и утверждать штаты учебных заведений самостоятельно (для переведенных на условия хозяйственного расчета) и в пределах установленной вышестоящим органом управления общей численности работников и общего фонда заработной платы (для не переведенных на условия хозяйственного расчета);

утверждать и изменять в установленном порядке должностные оклады учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала с соблюдением схем должностных окладов в пределах установленного фонда заработной платы, а по учебным заведениям, расположенным в гг. Москве, Ленинграде, Московской и Ленинградской областях, в пределах установленного лимита численности.


Структура учебных заведений (подразделений)


42. Структура учебных заведений (подразделений), переведенных на условия хозяйственного расчета, утверждается руководителями этих учебных заведений.

43. Структура учебных заведений (подразделений), не переведенных на условия хозяйственного расчета, утверждается вышестоящим органом управления в установленном порядке.

44. Институты могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, филиалы кафедр, бухгалтерию, информационно-вычислительные центры, общежития гостиничного типа и другие учебные и административно-хозяйственные подразделения. При институте и его филиалах могут быть организованы курсы, контингент которых учитывается при расчете среднегодового контингента слушателей института.

45. Филиал института является структурным подразделением, осуществляющим повышение квалификации руководящих работников и специалистов с учетом характера производственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений, и создается при наличии не менее 300 человек среднегодового контингента слушателей.

Филиалы могут иметь факультеты, кафедры, филиалы кафедр, бухгалтерию, информационно-вычислительные центры, общежития гостиничного типа и другие учебные и административно-хозяйственные подразделения.

46. Факультет института, филиала, факультет при вузе является структурным подразделением института, филиала, вуза, осуществляющим повышение квалификации и переподготовку руководящих работников и специалистов по одной или нескольким родственным специальностям. Факультет организуется при наличии не менее 100 слушателей среднегодовом исчислении.

47. Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением института, филиала, факультета, осуществляющим учебную, методическую и научную работу по одной или нескольким родственным дисциплинам.

48. Факультет и кафедра (филиал кафедры) института, филиала могут быть организованы при крупных предприятиях, организациях и учреждениях, совхозах и колхозах как в месте расположения учебного заведения, так и в других городах (населенных пунктах).

49. В своей деятельности факультет и кафедра (филиал кафедры) учебного заведения руководствуются действующими положениями, установленными для высших учебных заведений.


Руководство, совет и общественные организации учебных заведений (подразделений)


50. Руководство всей деятельностью института осуществляет ректор (в институтах, созданных при вузах, - директор), избираемый на вакантную должность по конкурсу на расширенном заседании совета в порядке, установленном для высших учебных заведений.

51. Руководство деятельностью филиала института осуществляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности министерством или ведомством, в ведении которого находится институт, по представлению ректора (директора) института.

52. Ректор (директор) организует всю работу института, филиала несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Директор филиала отчитывается в своей деятельности перед ректором (директором) института.

Ректор (директор) института, филиала без специальной доверенности действует от имени института, филиала, представляет его во всех учреждениях и организациях, в соответствии с действующим законодательством распоряжается имуществом и средствами института, филиала, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает в банках счета института, филиала.

В пределах своих полномочий ректор (директор) издает приказы по институту, филиалу, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников.

53. Руководство учебной работой института осуществляет проректор (заместитель директора) по учебной работе, научно-методической и научно-исследовательской работой - проректор (заместитель директора) по научно-методической работе, назначаемые и освобождаемые от должности в порядке, установленном для высших учебных заведений.

54. Руководство учебной и научно-методической работой в филиале института осуществляет заместитель директора филиала по учебной работе, назначаемый и освобождаемый от должности ректором (директором) института по представлению директора филиала.

55. Руководство административной и хозяйственной деятельностью института, филиала возлагается на проректора (заместителя директора) по административно-хозяйственной работе, назначаемого и освобождаемого от должности в порядке, установленном для высших учебных заведений.

56. Руководство работой общежития гостиничного типа осуществляет директор, назначаемый и освобождаемый ректором (директором) учебного заведения (подразделения).

57. Руководство деятельностью факультета института, филиала, факультета при вузе осуществляет декан, избираемый в порядке, установленном для высших учебных заведений.

Количество заместителей деканов факультета устанавливается исходя из задач эффективной организации учебного процесса.

58. Руководство работой курсов при министерствах и ведомствах осуществляет директор, назначаемый министерством, ведомством.

Руководство работой курсов при предприятиях, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, институтах, их филиалах осуществляет директор, назначаемый руководителем предприятия, организации или учреждения.

59. Главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного) института, курсов при министерствах, ведомствах назначается и освобождается от должности ректором (директором) с последующим утверждением вышестоящим органом.

60. Главный бухгалтер филиала назначается ректором (директором) института по представлению директора филиала.

61. Главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного) курсов при предприятиях, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, институтах и их филиалах назначается руководителем предприятия, организации или учреждения, при котором они организованы.

62. Для рассмотрения основных вопросов деятельности института, его филиалов организуется совет института, филиала, который формируется в следующем составе:

ректор (директор) - председатель, проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами, начальники ведущих структурных подразделений, представители общественных организаций; в институтах, как правило, директора филиалов (50% от общего состава совета);

представители профессорско-преподавательского состава, избираемые открытым голосованием на общих собраниях профессорско-преподавательского состава, факультетов (25% от общего состава совета);

руководящие работники и высококвалифицированные специалисты народного хозяйства, видные ученые (25% от общего состава совета).

Функционирование совета учебного заведения (подразделения) осуществляется на условиях, установленных для высших учебных заведений.

63. В учебных заведениях (подразделениях) создаются в установленном порядке общественные организации, объединяющие профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал и других работников учебного заведения (подразделения).


Имущество и средства учебных заведений (подразделений)


64. Финансирование мероприятий по обучению слушателей, других видов работ и услуг, выполняемых учебными заведениями (подразделениями), производится за счет средств централизованных фондов министерств, ведомств и государственных производственных объединений, а также за счет средств фондов развития производства, науки и техники, других фондов аналогичного назначения объединений, предприятий и организаций или целевых ассигнований на подготовку кадров.

Расходы на обучение слушателей в учебных заведениях (подразделениях) производятся по сметам, утверждаемым руководителем учебного заведения (подразделения).

Министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации и учреждения в соответствии о заключенными договорами перечисляют учебным заведениям (подразделениям) средства за обучение руководящих работников и специалистов в сроки, установленные договором.

В случае неявки или отчисления слушателей из учебного заведения (подразделения) перечисленные за их обучение средства предприятиям не возвращаются.

65. Учебные заведения (подразделения) в установленном порядке имеют самостоятельный баланс и расчетный (текущий) счет в банке, пользуются правами юридического лица, имеют печать с изображением государственного герба СССР и со своим наименованием, ведут делопроизводство, бухгалтерский и статистический учет, составляют квартальные, годовые отчеты и балансы, отчитываются перед вышестоящим органом управления, представляют отчетность и другие сведения в Государственный комитет СССР по народному образованию.


-------------------------------------------------------------------------

1) В дальнейшем - институты.

2) В дальнейшем - филиалы.

3) В дальнейшем - факультеты.

4) В дальнейшем - курсы.



Постановление Госкомобразования СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 23 декабря 1988 г. N 544/649/12-7 "Об утверждении Типового положения об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства"


Текст постановления опубликован в Бюллетене Гособразования, 1989 г., N 4, стр. 18




Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.