Приложение. Предпосылки социально-экономического развития Омской области

Приложение

к Стратегии социально-экономического

развития Омской области до 2020 года

 

Предпосылки социально-экономического развития Омской области

 

1. Оценка потенциала региона

 

Специализация хозяйственного комплекса Омской области формировалась в процессе ее исторического развития, потенциал накапливался десятилетиями.

На рубеже XX века, в результате прокладки в 1892-1904 годах Транссибирской железной дороги, город Омск стал крупным транспортным центром, имеющим выгодное географическое положение на перекрестке реки Иртыш и железнодорожной магистрали континентального значения. Благодаря реформам П.А. Столыпина, в Омскую область хлынула волна переселенцев из европейской части России, в том числе Украины, стало быстрыми темпами развиваться крупное товарное сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение и переработка сельскохозяйственной продукции.

В годы Великой Отечественной войны в Омскую область были эвакуированы свыше 100 предприятий, что изменило структуру производства Омской области. Наряду с традиционным сельским хозяйством появились организации машиностроительного комплекса, большую долю которого составляли предприятия оборонной промышленности, электроэнергетики.

С началом освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири в 1955 году в городе Омске был построен нефтеперерабатывающий комбинат, создан крупнейший в стране нефтехимический комплекс.

Таким образом, в дореформенный период в Омской области сложилась специализация по таким отраслям, как химия и нефтехимия, машиностроение, ориентированное преимущественно на военные заказы, был создан крупнейший на востоке страны агропромышленный комплекс.

Трансформация экономики сопровождалась перераспределением собственности, резким сужением поля государственного регулирования экономики, значительным ослаблением позиций оборонно-промышленного комплекса, разрывом межрегиональных экономических связей при распаде СССР, созданием муниципальных образований, резким сокращением государственной поддержки во всех сферах жизнедеятельности, обвальным падением промышленного производства, дезорганизацией кредитно-денежной системы, значительным социальным расслоением населения и другими кризисными процессами, которые негативно отразились на экономике и социальной сфере Омской области.

В ходе реализации социально-экономических реформ значительно изменилась структура экономики Омской области.

Экономика Омской области не обладает основными характеристиками, присущими народному хозяйству других сибирских регионов. Она не имеет сырьевой направленности, в ее основе - обрабатывающий сектор, что нетипично для Сибири.

Наиболее конкурентоспособны такие отрасли, как: экспортоориентированная химическая и нефтехимическая промышленность, нефтепереработка, инновационное машиностроение, пищевая промышленность, опирающаяся на расширение потребительского спроса. Легкая, лесная промышленность, строительный комплекс обладают потенциалом для дальнейшего развития.

Определенным потенциалом развития обладает агропромышленный комплекс Омской области. Главный природный ресурс Омской области - земли сельскохозяйственного назначения с их относительно высоким инфраструктурным обустройством.

Но осуществление сельскохозяйственного производства осложняется суровыми климатическими условиями Сибири. В связи с этим необходимо селекционирование сортов пшеницы, кормовых и других культур, адаптированных к местным природно-климатическим условиям, а также внедрение соответствующей агрокультуры. В то же время развитию сельскохозяйственного производства благоприятствует распределение населения между городом и селом (0,56:0,44).

Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции. Главными из них являются сокращение численности и старение населения, усиление миграционных процессов. Средний возраст жителей Омской области составляет 35,9 года: 33 года у мужчин, 38,4 года - у женщин. Средняя продолжительность жизни - 66 лет, что выше, чем в среднем по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу.

Географическое положение Омской области можно оценивать как достаточно выгодное с точки зрения повышения конкурентоспособности. Омская область граничит с Республикой Казахстан, с Тюменской, Новосибирской и Томской областями Российской Федерации. Взаимовыгодные отношения с ними уже сегодня чрезвычайно продуктивны.

Омская область располагает разветвленной транспортной сетью, на ее территории имеются почти все виды транспорта: речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. Через Омскую область проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Этот фактор не только способствует вхождению региона в мировое экономическое и социально-культурное пространство, но и является его необходимым условием.

Для формирования благоприятного имиджа Омской области, развития единого экономического пространства, ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек большое значение имеет уровень транспортной инфраструктуры.

Природные ресурсы и полезные ископаемые являются важным фактором, формирующим конкурентные преимущества Омской области. Омская область не является ведущим минерально-сырьевым регионом, тем не менее необходимо эффективно использовать природно-ресурсные особенности Омской области. На территории Омского Прииртышья выявлено 17 видов полезных ископаемых, в том числе кирпичные и керамзитовые глины, пески, торф, сапропели, бентониты, известковое сырье, минеральные соли и лечебные грязи, термальные и минеральные воды. В 2001 году начато освоение южной части Крапивинского месторождения нефти, ведется его промышленная разработка. Продолжаются работы по обустройству Тевризского газоконденсатного месторождения. За счет природного газа, добытого на нем, газифицированы три северных района Омской области (всего газифицировано 23 района Омской области из 32), нефть направляется на промышленную переработку.

Существенным вкладом в развитие экономики может стать вовлечение в промышленное освоение Тарской циркон-ильменитовой россыпи. В настоящее время там ведутся поисково-оценочные работы и опытная добыча.

Немаловажным в завоевании конкурентных преимуществ является и то, что Омская область относится к лесообеспеченным регионам России. Вовлечение в хозяйственный оборот местных лесных ресурсов будет способствовать развитию омского лесопромышленного комплекса.

Омская область активно участвует в экономическом и социально-культурном сотрудничестве с административно-территориальными образованиями стран Ближнего и Дальнего зарубежья, результаты которого свидетельствуют, что Омская область является достаточно конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной на мировом рынке.

Омская область имеет отлаженную систему общего среднего профессионального и высшего образования, обладает развитым научным потенциалом, высококвалифицированными кадрами. В Омской области функционируют 45 организаций, занимающихся исследованиями и разработками (научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, промышленные и прочие организации), 20 высших учебных заведений; работает свыше 450 докторов наук, более 2500 кандидатов наук. В научной сфере занято более 10 тыс. человек.

Реальный путь экономического развития Омской области, расширения участия в глобальных процессах - производство продукции с высокой добавленной стоимостью и большой степенью переработки с углублением внутриобластных и межрегиональных кооперационных связей.

2. Социально-экономические показатели развития Омской области

 

Общие тенденции развития экономики и социальной сферы Омской области можно охарактеризовать как устойчиво положительные. Многие социально-экономические показатели заметно выше не только нормативных значений, учтенных в расчетных прогнозах социально-экономического развития Омской области и принятых в Планах действий Правительства Омской области, но и уровня, достигнутого за несколько достаточно успешных для Омской области последних лет. Происходит диверсификация экономики Омской области.

Количественный рост основных макроэкономических индикаторов экономики Омской области опережает динамику общероссийских показателей. С 2001 по 2005 год в рейтинге регионов России Омская область по абсолютной величине промышленного производства переместилась с 45 на 37 место, по инвестициям в основной капитал - с 46 на 22 место, по размерам средней заработной платы - с 55 на 37 место, по объемам вводимого жилья - с 33 на 9 место.

В Омской области за период с 2001 по 2005 год значительно возросли все основные макроэкономические показатели. Валовой региональный продукт Омской области за пять лет увеличился более чем на 80 процентов в сопоставимых ценах, что существенно выше общероссийской динамики - на 34 процента.

Политика Правительства Омской области по формированию благоприятного делового климата позволила сделать Омскую область привлекательным для инвестиционных вложений субъектом Российской Федерации. Рейтинговым агентством "Мудис Интерфакс" Омской области присвоены долгосрочный кредитный рейтинг Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность относительно других российских заемщиков), краткосрочный кредитный рейтинг RUS-1 (исключительно высокая кредитоспособность по краткосрочным обязательствам). В результате крупные российские и иностранные инвесторы готовы вкладывать значительные финансовые ресурсы в открытие новых производств, торговлю, сферу услуг.

Инвестиции в основной капитал за период 2001-2005 годов выросли в сопоставимых ценах более чем в 3,5 раза. По объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций Омская область стабильно входит в число десяти ведущих субъектов Российской Федерации. Высокий уровень инвестиционной активности способствовал интенсификации развития секторов экономики.

Основу промышленности Омской области составляют обрабатывающие производства. Динамично развивается добыча полезных ископаемых. Организации, осуществляющие производство и распределение электроэнергии, газа и воды, бесперебойно обеспечивают потребителей. В целом прирост объемов промышленного производства в сопоставимых ценах за пять лет составил 74 процента.

В 2001-2005 годах объем сельскохозяйственного производства увеличился на 39,3 процента в сопоставимых ценах. По производству основных видов сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко) Омская область - в десятке лидеров среди субъектов Российской Федерации.

В Омской области отмечается стабильный рост показателей транспортного обслуживания. Прирост грузооборота транспорта за данный период составил 60,6 процента относительно уровня 2000 года. Пассажирооборот увеличился почти на 14 процентов к уровню 2000 года.

Важным фактором роста экономики является интеграция региона в систему международных экономических отношений. В целом за период 2001-2005 годов внешнеторговый оборот Омской области вырос более чем в 6 раз, значительно увеличилась доля экспорта с 85 процентов в 2000 году до 95 процентов в 2005 году. Происходит диверсификация географии внешней торговли. Новый импульс в 2005 году получило развитие внешнеэкономического сотрудничества с административно-территориальными образованиями иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств - Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Чешской Республики, Федеративной Республики Германия. В городе Омске открыто Консульство Республики Казахстан. Взаимовыгодные отношения с этими территориями уже сегодня чрезвычайно продуктивны. Статус приграничного региона также способствует активному сотрудничеству с зарубежными партнерами.

Развитие форм государственной поддержки малого бизнеса позволило значительно повысить его роль в экономической сфере, обеспечении занятости, эффективно решать проблемы снижения уровня бедности, развития инноваций. Именно предприниматели наиболее активно осваивают инновационные производства. Доля занятых в организациях малого предпринимательства составляет около 14 процентов от общего числа занятых в экономике Омской области, организациями малого предпринимательства производится около 7 процентов валового выпуска товаров и услуг.

Следствием роста экономики стало повышение качества жизни омичей, увеличение основных показателей развития социальной сферы.

Реальная заработная плата увеличилась в 2001-2005 годах в 2,6 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения - в 2,1 раза. Численность жителей с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 45 процентов от общей численности населения в 2000 году до 14 процентов в 2005 году. В 2004 году по данному показателю Омская область занимала первое место в Сибирском федеральном округе - 17,6 процента. Стоимость потребительской корзины, фиксированного набора продуктов питания в Омской области остается одной из самых низких среди регионов Сибирского федерального округа.

На фоне роста материальных доходов населения, а, следовательно, повышения платежеспособного спроса населения, в 2001-2005 годах оборот розничной торговли увеличился в 2,2 раза.

Правительством Омской области особое внимание уделялось развитию жилищного строительства. Омская область в числе первых начала внедрять финансовые механизмы, обеспечивающие доступность приобретения жилья для граждан с различным уровнем доходов, осваивать ипотечные схемы кредитования граждан. В 2005 году в рамках государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования на региональном уровне снижена ставка за пользование ипотечными жилищными кредитами с 10 до 8 процентов, увеличен максимальный срок пользования кредитом с 10 до 15 лет. Темпы ввода в эксплуатацию жилья в Омской области одни из самых высоких среди субъектов Российской Федерации (в 2004 году Омская область вышла на первое место). За пять лет объем вводимого в эксплуатацию жилья увеличился почти в 3 раза и в 2005 году составил 755,1 тыс. кв.м.

Управление бюджетными расходами стало осуществляться преимущественно на программно-целевой основе. В 2001 году реализовывались только 3 областные целевые программы, в 2005 году осуществлялось финансирование за счет средств областного бюджета уже 25 областных целевых программ (целевых программ Омской области), направленных не только на поддержку социальной сферы, но и на развитие экономических "точек роста".

В 2001-2005 годах органами государственной власти Омской области проводилась активная работа по совершенствованию законодательства Омской области. Принятые за этот период правовые акты позволили укрепить систему социальной поддержки населения, создать предпосылки для поступательного развития секторов экономики, создать необходимую правовую основу для проведения инвестиционной и инновационной политики, эффективной реализации на территории Омской области федеральных реформ.

Все большую значимость в реализации социально-экономической политики приобретает такой эффективный механизм как государственно-частное партнерство, которое лежит в основе взаимодействия власти и бизнеса. Задачей органов исполнительной власти Омской области является создание необходимых условий для привлечения стратегических инвесторов в базовые сектора экономики (промышленность, жилищно-коммунальную инфраструктуру, строительство, энергетику, освоение природных ресурсов), инициирования деловой активности, развития малого предпринимательства, инновационной сферы, внешнеэкономической деятельности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.