Приказ Госналогслужбы России от 21 марта 1997 г. N ВА-3-17/52 "О результатах проведенных Счетной палатой Российской Федерации тематических проверок налоговых органов по вопросам организации и обеспечения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 1996 году"

Приказ Государственной налоговой службы РФ от 21 марта 1997 г. N ВА-3-17/52
"О результатах проведенных Счетной палатой Российской Федерации тематических проверок налоговых органов по вопросам организации и обеспечения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 1996 году"


Результаты проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации в 1996 году в ряде госналогинспекций по субъектам Российской Федерации, отдельных местных налоговых органах, предприятиях, организациях и банках свидетельствуют о наличии в работе налоговых органов серьезных недостатков в организации и осуществлении нормативной, методической, аналитической и контрольной работы, снижающие эффективность налогового процесса.

Несмотря на неоднократные приказы и указания Госналогслужбы России, налоговыми органами проверявшихся регионов до настоящего времени не в полной мере решаются вопросы обеспечения полноты учета и привлечения к уплате налога юридических и физических лиц, особенно иностранных граждан, не принимается необходимых мер по погашению задолженности перед федеральным бюджетом по подоходному налогу с физических лиц, образовавшейся в результате несоблюдения норматива его распределения между бюджетами различных уровней, взыскания доначисленных причитающихся платежей, штрафных санкций и пени.

Так, в Самарской области по причине неполноты учета юридических лиц потери бюджета составляют в расчете на год не менее 70 млрд. руб., в Чувашской Республике - свыше 50 млрд. рублей.

За 9 месяцев 1996 года ГНИ по г. Москве учтено и привлечено к уплате подоходного налога 5703 иностранных гражданина, имеющих постоянное местожительства в Российской Федерации, тогда как по данным Управления виз и разрешений г. Москвы число таких граждан на 01.10.96 составляло 7581, т.е. на учете в налоговой инспекции не состояли и не были привлечены к уплате подоходного налога 1878 человек. Аналогичные недостатки выявлены проверками в ГНИ по городам Сочи и Новороссийск Краснодарского края.

Отмеченные недостатки по налогообложению иностранных граждан отчасти объясняются недостаточной работой, проводимой Управлением методологии налогообложения физических лиц Госналогслужбы России в части подготовки и разработки необходимого методического пособия по учету и налогообложению доходов иностранных граждан.

Проверки показали, что принимаемые налоговыми органами меры по сокращению недоимки не дают ощутимых результатов, в первую очередь из-за недостаточно используемого предоставленного им права принудительного взыскания задолженности.

Так, в Кировской области по выставленным налоговыми органами инкассовым поручениям за 9 месяцев 1996 г. взыскано 13,3% с расчетных и 10,5% - с валютных счетов, при обращении взыскания недоимки на дебиторов - 14,3% и на имущество 1,4 процента. В Ставропольском крае за тот же период взыскано с расчетных, валютных и иных счетов - 21,1%, с дебиторов - 4,9%, при обращении недоимки на имущество - 0,5 процента. В Республике Коми за 10 месяцев 1996 г. взыскано с расчетных и валютных счетов 2,1% и с дебиторов - 3,7% от предъявленных сумм.

При этом, налогоплательщиками, по-прежнему широко используются товарообменные операции (бартер) и взаимозачеты, зачисление выручки не на расчетные, а на ссудные и другие счета, расчеты с кредиторами через "третьих" юридических лиц, нарушения режима работы с денежной наличностью, в то время как налоговые инспекции, своевременно не отслеживая данные операции, "запаздывают" с принятием мер.

В "Астраханьгазпром" (РАО "Газпром") удельный вес внебанковских операций составляет 80 процентов. Недоимка только по акцизам на газовый конденсат за 9 месяцев 1996 г. составила 15,1 млрд. руб., или 40% от фактических поступлений этого платежа. Указанная задолженность осталась непогашенной и в целом по году. Грубые нарушения зачисления денежной выручки установлены в ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "Промтрактор" (Республика Чувашия).

Указанные каналы ухода от уплаты налогов могут перекрываться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения". Однако, налоговыми органами не установлен должный контроль за его практической реализацией. Не все налоговые инспекции обеспечили регистрацию счетов недоимщика юридическими лицами, имеющими задолженность перед бюджетом, проверками Счетной палаты отмечены также факты нарушения режима их работы.

В Кировской области, например, по состоянию на 1 ноября 1996 г. из 6,2 тыс. предприятий-недоимщиков такие счета зарегистрированы лишь у 2,6 тыс., что составляет 41,9 процента. При проверке Ставропольского филиала МКБ "Межкомбанк" установлены факты проведения по этому счету операции, не связанных с платежами в бюджет и внебюджетные фонды. Так, "Кавказтрансгаз" при наличии картотеки N 2 по платежам в бюджет в сумме 159,1 млрд. руб. перечислил с этого счета своим структурным подразделениям 14,0 млрд. рублей.

Налоговые инспекции не в полной мере используют предоставленные им права и не принимают меры воздействия к банкам и другим кредитным учреждениям, по вине которых происходят многие из перечисленных нарушений.

Неполный учет налогоплательщиков, "запаздывание" с привлечением их к уплате налогов, во многом объясняется отсутствием должной координации налоговых органов с паспортно-визовой, таможенной и миграционными службами, с другими, причастными к этому вопросу организациями, а также налоговыми органами между собой. Так, ГНИ по г. Москве до сих пор не имеет соглашения о порядке взаимодействия с Миграционной службой г. Москвы по вопросам, касающимся пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Такие же факты установлены в Ростовской области и Краснодарском крае. Госналогинспекция по Ленинскому району г. Кирова еще в феврале 1996 г. направила запросы в ГНИ по г. Ростов-на-Дону на взыскание задолженности с ИЧП "Вече" в счет погашения недоимки по Кировскому маргариновому заводу на сумму 153,7 млн. руб., однако ответа так и не получила. В июля того же года инспекцией направлен запрос в ГНИ по г. Надыму для выверки задолженности по "Надымгазпрому" в счет погашения недоимки по НГРЕ "Кировгаз" в сумме 2,1 млрд. рублей. Ответа на запрос также не поступило. Всего указанной инспекцией не получено ответов на аналогичные запросы в 87 случаях на сумму более 2,7 млрд. рублей.

Проверкой отмечены серьезные недостатки в работе налоговых органов по организации контроля за соблюдением Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

При устойчивом росте доли контрольно-кассовых машин с фискальной памятью обучение и подготовка специалистов, владеющих приемами фискализации подобных контрольно-кассовых машин, организована слабо.

Остается низким процент взыскания штрафов, предъявленных предприятиям и индивидуальным предпринимателям за допущенные нарушения указанного Закона. В целом по стране он не превысил 40%, что привело к недопоступлению в бюджет около 400 млрд. рублей. Особенно низок этот показатель по Кировской (15,2%), Иркутской (21,2%) и Рязанской (24,3%) областям.

В ряде регионов Российской Федерации (Кировская, Смоленская области) территориальными органами власти и управления принимаются решения, не соответствующие действующему налоговому законодательству и нормативным актам регулирующим применение контрольно-кассовых машин, однако налоговые органы по соответствующим регионам не всегда занимают при этом принципиальную позицию.

Проверкой отмечено запаздывание в доведении до налоговых органов решений, принимаемых Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, а также недостаточная обеспеченность их методическими документами и прикладными программными продуктами по их регистрации.

Налоговыми инспекциями недостаточно внимания уделяется вопросам реализации мер, вытекающих из Закона Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". В целом, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, несмотря на проводимую работу по ее внедрению до настоящего времени не получила широкого распространения среди налогоплательщиков. Так, в Ставропольском крае 35,2% малых предприятий, зарегистрировавшись и объявив о своей деятельности, тем не менее не представляли налоговых отчетов и уклонялись от уплаты налогов.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного закона следует читать как "29 декабря 1995 г."


В целях устранения выявленных Счетной палатой Российской Федерации недостатков в работе налоговых органов и реализации содержащихся в представлениях Счетной палаты предложений, и рекомендаций по совершенствованию организационной, методологической и контрольной работы в системе Госналогслужбы России приказываю:

1. Начальникам ГНИ по Республике Коми (Вавилову Н.Н.), Чувашской Республике (Ильину Г.Н.), Краснодарскому (Перонко И.А.) и Ставропольскому (Ковалеву П.И.) краям, Астраханской (Горбунову Г.А.), Воронежской (Елецких И.В.), Кировской (Саблину В.П.), Московской (Гулаеву В.И.), Нижегородской (Полякову Н.Ф.), Ростовской (Манихину Н.И.), Рязанской (Жданову А.И.), Самарской (Филонову В.Я.), Смоленской (Дубовцу Н.Т.), областям и г. Москве (Чернику Д.Г.) в 10-дневный срок уточнить разработанные по результатам проведенной в 1996 году проверки Счетной палаты мероприятия, предусмотрев в них конкретные меры по устранению вскрытых недостатков и совершенствованию организации и эффективности налогового контроля.

О принятых мерах представить подробный доклад Госналогслужбе России до 1 мая 1997 года.

2. Начальникам госналогинспекций по субъектам Российской Федерации:

- с учетом отмеченных в настоящем приказе недостатков в работе проверенных налоговых инспекций принять дополнительные меры по усилению контроля за поступлением налоговых и других обязательных платежей, совершенствованию и повышению эффективности работы налоговых органов;

- в ходе осуществления налоговыми органами предоставленных им действующим законодательством прав и обязанностей, обеспечить должную координацию с налоговыми инспекциями различных регионов, а также с правоохранительными и другими контролирующими органами;

- провести анализ применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса и принять конкретные дополнительные меры по реализации соответствующего Закона Российской Федерации;

- проверить соблюдение в 1996 г. установленного норматива зачисления в федеральный бюджет платежей подоходного налога с физических лиц и при наличии задолженности обеспечить ее срочное погашение;

- проанализировать решения органов местного самоуправления, регулирующие вопросы применения контрольно-кассовых машин, на соответствие действующему законодательству и, при выявлении расхождений с установленным законом нормами, принять необходимые меры по их отмене в установленном порядке. О результатах выполненной работы сообщить в Госналогслужбу России в пояснительной записке к отчету по форме N 1-ККМ за 1 полугодие 1997 года.

3. Установить, что госналогинспекциями по соответствующим субъектам Российской Федерации, районам, городам и районам в городах ответы на запросы и обращения госналогинспекций других регионов России должны даваться не позднее 30 дней со дня их получения. Отсутствие и задержка ответов, формальное исполнение запроса считать серьезным должностным проступком, со всеми вытекающими из этого выводами и последствиями.

4. Управлению методологии и организации контрольной работы (Алпатову Ю.Ф.) повысить уровень методологической и практической помощи налоговым органам в организации и осуществлении надлежащего контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

5. Управлению методологии налогообложения юридических лиц (Зенке А.А.), Управлению методологии налогообложения физических лиц (Соколу М.П.), Отделу применения положений по бухгалтерскому учету в налоговой работе (Макарьевой В.И.) продолжить совместно с Минэкономики России работу по подготовке проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 12 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с завершением ее в установленный Правительством Российской Федерации срок - до 1 апреля 1997 года.

6. Управлению методологии налогообложения физических лиц (Соколу М.П.) подготовить с учетом замечаний Счетной палаты Российской Федерации предложения по улучшению методического руководства госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации в работе по учету и налогообложению иностранных граждан.

7. Управлению по принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам (Попову В.Д.) до 20 марта 1997 г. внести предложения по повышению собираемости налоговых платежей и снижению недоимки, имея в виду меры по совершенствованию действующего законодательства и практики контрольной и аналитической работы налоговых органов.

8. Утвердить прилагаемый План мероприятий по устранению выявленных Счетной палатой Российской Федерации недостатков в работе налоговых инспекций и совершенствованию деятельности налоговых органов.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Госналогслужбы России Кораблева В.Г.

10. Направить настоящий приказ Счетной палате Российской Федерации.


Руководитель Государственной налоговой
службы Российской Федерации главный
государственный советник налоговой службы

В.Г. Артюхов


Приложение

к приказу Госналогслужбы РФ

от 21 марта 1997 г. N ВА-3-17/52


План
мероприятий по устранению выявленных Счетной палатой Российской Федерации недостатков в работе налоговых инспекций и совершенствованию деятельности налоговых органов


N
п/п
наименование мероприятия срок
исполнения
управления
исполнители
1 Проанализировать информацию госна-
логинспекций по субъектам Российской
Федерации о результатах проделанной
ими работы по отмене неправомерных
решений местных администраций о при-
менении ККМ.
Август
1997 г.
Управление методо-
логии и организа-
ции контрольной
работы
2 Разработать и направить налоговым
органам Методические рекомендации по
осуществлению контроля учета выруч-
ки, полученной с применением ККМ, в
целях обеспечения полноты исчисления
и уплаты налогов юридическими и фи-
зическими лицами.
Май 1997 г. Управление методо-
логии и организа-
ции контрольной
работы, Отдел
применения положе-
ний по бухгалтер-
скому учету в на-
логовой работе
3 Осуществить постановку задачи авто-
матизации учета парка ККМ, зарегист-
рированных в налоговых органах, пре-
дусмотрев в ее решении единство ин-
формационного взаимодействия звеньев
налоговой системы всех уровней.
Декабрь
1997 г.
Управление инфор-
матизации,
Управление методо-
логии и организа-
ции контрольной
работы
4 Подготовить проект соглашения об ин-
формационном взаимодействии с Феде-
ральной миграционной службой России
с целью получения оперативной инфо-
рмации об иностранных физических ли-
цах, зарегистрированных в органах
миграционной службы.
II квартал
1997 г.
Управление методо-
логии налогообло-
жения физических
лиц
5 Оказать практическую помощь в орга-
низации по учету и налогообложению
иностранных физических лиц в двух
регионах
I полугодие
1997 г.
Управление методо-
логии налогообло-
жения физических
лиц
6 Изучить применение физическими лица-
ми, занимающимися предпринимательс-
кой деятельностью без образования
юридического лица упрощенной системы
налогообложения и по его результатам
подготовить и направить обзор
III квартал
1997 г.
Управление методо-
логии налогообло-
жения физических
лиц
7 Принять участие в подготовке Минэко-
номики России проекта Федерального
закона "О внесении изменений и допо-
лнений в Федеральный закон "Об уп-
рощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов ма-
лого предпринимательства"
до 1 апреля
1997 г.
Управление методо-
логии налогообло-
жения юридических
лиц
Управление методо-
логии налогообло-
жения физических
лиц
8 Проанализировать и рассмотреть на
коллегии результаты применения уточ-
ненного законодательства об упрощен-
ной системе налогообложения, учета и
отчетности субъектами малого пред-
принимательства за 9 месяцев 1997 г.
IV квартал
1997 г.
Управление методо-
логии налогообло-
жения юридических
лиц
9 Подготовить предложения по организа-
ции обучения специалистов, осущест-
вляющих контроль за применением ККМ
Март 1997
г.
Управление методо-
логии и организа-
ции контрольной
работы,
Управление кадров
10 Провести 2 региональных семинара-со-
вещания по ККМ имеющих блок фискаль-
ной памяти
II полуго-
дие 1997 г.
Управление по ор-
ганизационно-тех-
ническому обеспе-
чению деятельности
Государственной
межведомственной
комиссии по конт-
рольно-кассовым
машинам,
Управление методо-
логии и организа-
ции контрольной
работы
11 Обеспечить доведение до Госналогслу-
жбы России в недельный срок после
состоявшегося заседания Комиссии
протокольно оформленных ее решений
В течение
1997 г.
Управление по ор-
ганизационно-тех-
ническому обеспе-
чению деятельности
Государственной
межведомственной
комиссии по конт-
рольно-кассовым
машинам
12 Направить в госналогинспекции по
субъектам Российской Федерации, про-
веренных Счетной палатой Российской
Федерации в 1996 г., задание по
представлению сведений о выявленных
за I полугодие 1997 г. Налогоплате-
льщиках-организациях, не состоящих
на учете в налоговых органах (в со-
ответствии с Программой мероприятий
от 14.10.96 N ПВ-6-12/713)
Март
1997 г.
Управление органи-
зации учета и об-
служивания налого-
плательщиков
13 Организовать проверку деятельности
крупнейших неплательщиков, по вопро-
су соблюдения действующего законо-
дательства. При выявлении фактов
грубых нарушений применять меры по
привлечению руководителей к уголов-
ной ответственности.
В течение
года
Управление по при-
нудительному взы-
сканию недоимки по
налогам и сборам
14 Организовать в комбанках и других
кредитных организациях ежедневный
контроль за исполнением платежных
поручений налогоплательщиков и ин-
кассовых распоряжений налоговых ор-
ганов по перечислению налогов и дру-
гих обязательных платежей в бюджет и
государственные внебюджетные фонды.
  Управление по при-
нудительному взы-
сканию недоимки по
налогам и сборам
15 Ужесточить ответственность комбанков
за полноту и своевременность перечи-
сления платежей в бюджет по поруче-
ниям налогоплательщиков и инкассовым
поручениям госналогинспекций, преду-
смотрев помимо взыскания пени, штраф
в размере всей суммы задержанного по
вине банка платежа в бюджет.
  Управление по при-
нудительному взы-
сканию недоимки по
налогам и сборам
16 Ограничить регистрацию коммерческих
организаций, учреждаемых лицами, ко-
торые ранее являлись учредителями
ликвидированных организаций, не рас-
платившихся с бюджетами всех уровней
и внебюджетными фондами.
  Управление по при-
нудительному взы-
сканию недоимки по
налогам и сборам


Приказ Государственной налоговой службы РФ от 21 марта 1997 г. N ВА-3-17/52 "О результатах проведенных Счетной палатой Российской Федерации тематических проверок налоговых органов по вопросам организации и обеспечения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 1996 году"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.