Решение коллегии ГАК РФ от 20 февраля 1998 г. N 1 "Об итогах работы ГАК России и его территориальных управлений в 1997 году и задачах на 1998 год"

Решение коллегии Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 февраля 1998 г. N 1
"Об итогах работы ГАК России и его территориальных управлений в 1997 году и задачах на 1998 год"


Обсудив на расширенном заседании Коллегии ГАК России с участием Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Б.Е. Немцова, представителей Аппарата Правительства Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других организаций и учреждений, а также руководителей территориальных управлений Комитета доклад "Об итогах работы ГАК России и его территориальных управлений в 1997 году и задачах на 1998 год", Коллегия ГАК России отмечает:

1977 год был в значительной степени этапным в реализации Комитетом конкурентной и потребительской политики.

Развитие народного хозяйства происходит в условиях завершения приватизации, активизации вертикальных и горизонтальных слияний хозяйствующих субъектов, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, применения процедур банкротства и санации убыточных предприятий, сохранения отдельных барьеров входа новых субъектов на рынки, прежде всего административных.

Вместе с тем в развитии конкурентных начал в российской экономике наметились устойчивые позитивные тенденции:

- начался подъем производства в отдельных секторах, увеличилось число хозяйствующих субъектов (преимущественно за счет малых предприятий);

- снижается степень монополизированности производства и концентрации власти на отдельных товарных рынках (торговля и бытовое обслуживание, городской транспорт, туризм, медицинская и легкая промышленность, строительные услуги и рынок стройматериалов, платные медицинские, образовательные услуги и др.);

- развивается конкурентная среда на региональных рынках во многих субъектах Российской Федерации по целому ряду продовольственных и промышленных товаров;

- расширяются географические границы товарных рынков.

В мае 1997 г. отчет о работе Комитета и его территориальных управлений по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики был заслушан на заседании президиума Правительства Российской Федерации. Критически оценивая свою работу и учитывая высказанные Правительством замечания, Комитет принял меры по концентрации усилий антимонопольных органов на наиболее важных направлениях.

В числе основных направлений деятельности в сфере конкурентной, в том числе антимонопольной, политики Правительством Российской Федерации определены развитие конкуренции, предотвращение монополизации экономики, обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках, развитие конкурсных принципов при размещении государственных заказов.

Важнейшие направления конкурентной политики нашли отражение в принятой Правительством Российской Федерации Программе "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".

С целью реализации положений Программы, Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" ГАК России разработал и представил в Правительство Российской Федерации Комплекс мер по реализации стратегических задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации на период 1998-2000 гг.

Активизировалась работа с судами. Принято постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.97 г. N 2 "О внесении изменений и дополнений в постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.94 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел по защите прав потребителей". Наиболее значимые дела в сфере антимонопольного законодательства, рассмотренные ГАК России, его территориальными управлениями и арбитражными судами, обсуждались на пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в декабре 1997 г. и будут отражены в специальном обзоре. Начата работа по подготовке к рассмотрению на пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебной практики по законодательству о рекламе.

В 1997 г. отдельные направления работы ГАК России и его территориальных управлений проверялись Счетной палатой и Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Контролирующие органы указали на недостатки в работе Комитета, особенно в участии в приватизационных процессах и контроле за экономической концентрацией.

Работа по устранению выявленных недостатков требует активизации деятельности антимонопольных органов, совершенствования федерального законодательства, существенного укрепления их кадровой, финансовой и материально-технической базы.


I. Реализация антимонопольной политики, демонополизация и развитие конкуренции


1.1. Предупреждение и пресечение монополистической деятельности


В 1997 г. продолжалась работа по предупреждению и пресечению случаев монопольного поведения хозяйствующих субъектов, организации антиконкурентных соглашений.

В 1997 г. центральным аппаратом и территориальными управлениями было рассмотрено свыше 1630 заявлений по признакам нарушения 5-й статьи Закона "О конкуренции...", возбуждено 435 дел по данной статье.

Ежегодно рассматривается порядка 30 дел, возбужденных по признакам соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов (6-я статья).

Сумма уплаченных штрафов за все виды нарушений антимонопольного законодательства составила 3,2 млрд. рублей (в масштабе цен 1997 года).

Ряд дел по пресечению монополистической деятельности, рассмотренных центральным аппаратом и территориальными управлениями, имел прецедентный характер. Так, арбитражным судом признаны доминирующее положение на соответствующем товарном рынке РАО "ЕЭС России" как группы лиц и правомерность его включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, что позволило преодолеть наметившуюся тенденцию по не основанному на законе ограничению полномочий ГАК России в отношении субъектов естественных монополий. Как группы лиц включены в Реестр такие крупнейшие предприятия, как РАО "Газпром", Транснефть, Межрегионгаз, а также отдельные предприятия железнодорожного транспорта, связи и др. Эта практика будет продолжена. Актуальны вопросы о включении в Реестр групп лиц, действующих на межрегиональных товарных рынках, а также учет фактора транснациональной конкуренции. Недостаточно внимания уделялось включению в Реестр иностранных юридических лиц, активно действующих на российских рынках. Это направление следует усилить.

Важное значение придается реструктуризации естественных монополий. Комплекс мер по реформированию естественных монополий призван дополнить работу по контролю (прежде всего ценовому) деятельности субъектов естественных монополий мерами структурной политики, направленными на вычленение конкурентных секторов в данных сферах.

В целях совершенствования регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном и местном уровнях, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Комитет разработал проект рекомендательного (модельного) закона "О локальных естественных монополиях", дополнения к Федеральному закону "О естественных монополиях" и направил их для рассмотрения в Правительство Российской Федерации.

Важной является проблема ответственности собственника за приобретенные предприятия, обеспечение эффективности их деятельности. Необоснованные сокращения объемов производства доминирующих на соответствующих рынках предприятий должны быть предметом особого внимания антимонопольных органов, независимо от того, российским или иностранным инвестором они приобретены.


1.2. Предупреждение и пресечение актов, действий и соглашений органов исполнительной власти, ограничивающих конкуренцию. Поддержание единого рыночного пространства

В прошедшем году значительно активизировалась работа по недопущению принятия органами исполнительной власти актов, осуществления ими действий, заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а также преодоления регионального сепаратизма, разрушающего единое рыночное пространство.

В 1997 г. возросло число выявленных нарушений статьи 7 Закона "О конкуренции...": более 1400 заявлений (1996 г. - около 1000) и около 600 возбужденных дел (1996 г. - около 500).

Развернута масштабная работа, связанная с приведением в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, антимонопольного и другого федерального законодательства актов органов исполнительной власти всех уровней. В 1997 г. заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Минюстом России и ГАК России в целях обеспечения исполнения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Разработан и направлен в Минюст России обзор правовой практики по статьям 7 и 8 Закона "О конкуренции...". Сводные материалы представлены в Правительство Российской Федерации.

В результате совместной работы с Министерством юстиции, ГГПУ Президента Российской Федерации приняты указы Президента Российской Федерации, которыми приостановлено действие ряда постановлений администрации Курской области и предложено привести их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

В 1997 г. в Комитете разработаны рекомендации по применению статей 7, 8 Закона "О конкуренции ..." и направлены в территориальные управления.

Антимонопольные органы усилили работу по пресечению незаконных действий органов исполнительной власти, выявлению антиконкурентных актов, принимаемых законодательными (представительными) региональными органами. Это требует укрепления связи с органами прокуратуры с целью своевременного предупреждения принятия подобных актов, а также их отмены в судебном порядке в случае принятия.

В среднем ежегодно возбуждается порядка 30 дел по фактам согласованных действий органов власти и хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции (ст.8 Закона "О конкуренции..."). В ряде случаев своими действиями препятствуют развитию конкуренции федеральные органы исполнительной власти (МПС России, Минобороны России и др.).

Особого внимания заслуживают замечания Счетной палаты и Генеральной прокуратуры Российской Федерации о недостаточной работе антимонопольных органов в части выявления и пресечения нарушений ст.9 Закона "О конкуренции...", устанавливающей ограничения на участие должностных лиц органов власти в предпринимательской деятельности. В 1997 году по 74 заявлениям возбуждено лишь 4 дела. Прямой запрет участия должностных лиц в предпринимательской деятельности установлен и законодательством о государственной службе.


1.3. Недопущение недобросовестной конкуренции

Работа ГАК России и его территориальных управлений в этой сфере развивается высокими темпами (с учетом прецедентов в рамках рекламного законодательства), увеличивается количество дел, рассматриваемых по инициативе антимонопольных органов. Однако масштаб работ нельзя признать адекватным реальным потребностям предпринимательства.

В 1997 г. в системе Комитета было рассмотрено 298 случаев нарушения антимонопольного законодательства в части, запрещающей недобросовестную конкуренцию, в том числе 200 - по заявлениям хозяйствующих субъектов и 98 - по инициативе территориальных управлений ГАК России.

Всего по статье о недобросовестной конкуренции было возбуждено 184 дела, выдано 113 предписаний.

В прошедший период в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО особое внимание антимонопольных органов было направлено на пресечение незаконной практики самовольного использования результатов интеллектуальной деятельности и охране объектов интеллектуальной собственности. Вместе с тем уровень нарушений в этой сфере не позволяет сделать вывод о масштабных сдвигах в пресечении пиратства. Не все территориальные управления уделяют должное внимание этим вопросам, обеспечивают надлежащее взаимодействие с органами прокуратуры и внутренних дел в этой сфере.


1.4. Государственный контроль за экономической концентрацией

Одной из основных задач ГАК России и его территориальных органов является осуществление государственного контроля за экономической концентрацией: созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст.17), а также за приобретением акцией (долей) в уставном капитале коммерческих организаций в соответствии с требованиями ст.18 Закона "О конкуренции...".

В 1997 г. антимонопольными органами было рассмотрено около 1700 уведомлений о создании, реорганизации коммерческих организаций.

Начиная с середины 1997 года, Комитет перешел к активному применению административных санкций, предусмотренных Законом "О конкуренции..." в отношении лиц, нарушивших сроки подачи уведомлений и ходатайств в соответствии со ст.ст.17, 18 Закона "О конкуренции...".

В 1997 г. в соответствии со ст. 18 Закона "О конкуренции..." ГАК России и его территориальные управления рассмотрели более 4000 ходатайств, причем из 1000 ходатайств, рассмотренных в центральном аппарате, в 13 случаях приобретателям были выставлены условия поведенческого характера.

В 1998 г. предстоит существенно повысить эффективность управления государственной собственностью. Это требует непосредственного участия антимонопольных органов и усиления взаимодействия с органами по управлению государственным имуществом на всех уровнях.

Комитетом были рассмотрены и выданы заключения на соответствие антимонопольному законодательству проектов создания 17 финансово-промышленных групп (треть групп имеют региональный характер), а также рассмотрены документы по созданию 39 объединений коммерческих организаций, в том числе 29 ассоциаций и 10 союзов.

Необходимо учесть указания Счетной палаты и Генеральной прокуратуры Российской Федерации об усилении пострегистрационного антимонопольного контроля за деятельностью финансово-промышленных групп.

Перспективы деятельности антимонопольных органов по контролю за экономической концентрацией связаны с переходом на качественно новый уровень методического и информационного обеспечения. Ближайшая задача - создать условия для рассмотрения каждой отдельной покупки крупного пакета акций в контексте ситуации на конкретном рынке с учетом прочих сделок, оказавших влияние на рынок и прошедших через согласование антимонопольных органов. В соответствии с Программой работ по созданию Единой информационной системы ГАК России и приказом от 25.07.95. N 101 осуществляется создание первой очереди Единой информационной системы Комитета и его территориальных управлений для эффективной компьютеризованной обработки информации и оперативного принятия обоснованных управленческих решений.


1.5. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции

В ходе структурных и институциональных преобразований ГАК России осуществлял содействие развитию товарных рынков и конкуренции на основе:

- реализации целенаправленных программ демонополизации экономики и развития конкуренции;

- участия в конкурсных комиссиях на получение хозяйствующими субъектами заказов для государственных и муниципальных нужд;

- рассмотрения проектов инвестиционных программ, концепций структурной реорганизации промышленных комплексов и др.;

- согласований приватизации государственной и муниципальной собственности.

Выборочные обследования отдельных товарных рынков в 1997 г. позволили разработать конкретные предложения по развитию конкуренции в нефтепродуктообеспечении, на рынках услуг связи и транспорта, лекарственных средств, отдельных видов продукции агросектора и др.

Вместе с тем в своем заключении Счетная палата прямо указала, что эта работа требует расширения. В 1998 г. необходимо наладить мониторинг важнейших рынков, а также существенно расширить специальные обследования отдельных рынков с целью разработки адресных мер по развитию конкуренции. Всего на 1998 г. определено для обследования 13 приоритетных рынков.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось несколько групп рынков с точки зрения уровня развития конкуренции, что требует дифференцированных мер по развитию конкуренции с учетом степени монополизации различных рынков, а также проведения массовых обследований в регионах.

В области развития конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 1997 г. совместно с Госстроем России разработана Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы в рамках реализации межведомственного Соглашения. Проводится совместная работа по организации всероссийских и региональных конференций по вопросам реформы ЖКХ.


II. Защита прав потребителей


В 1997 г. в территориальные управления ГАК России по вопросам защиты прав потребителей поступило 37,8 тыс. обращений и заявлений граждан и юридических лиц. Было проведено самостоятельно и совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 9,8 тыс. проверок. Выявлено 29,1 тыс. нарушений законодательства о защите прав потребителей. По делам, возбужденным антимонопольными органами, выдано 2,9 тыс. предписаний, из которых к концу 1997 г. исполнено 97%. Более 70 % нарушений устраняется оперативно, до выдачи предписаний.

В 1997 г. за неисполнение предписаний или неисполнение их надлежащим образом территориальными управлениями наложены на хозяйствующие субъекты 158 штрафов, общая сумма которых составила 457 млн.рублей.

Большую остроту имеют вопросы защиты прав потребителей услуг, предоставляемых предприятиями отраслей, относящихся к сфере естественных монополий, а также отраслей, в которых правоотношения между предприятиями и потребителями, помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулируются специальными законами (жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги связи и другие).

Активное развитие относительно новых для российского потребителя видов услуг, массовый выход на эти рынки хозяйствующих субъектов, недостаточная законодательная урегулированность возникающих при этом правоотношений повлекли рост числа нарушений прав потребителей при оказании туристических услуг, платных медицинских, образовательных услуг и др.

Сложная ситуация имеет место на рынке алкогольной продукции. Это потребовало усиления государственного контроля за ее производством и реализацией. Нередки факты введения незаконных региональных ограничений на рынке алкогольной продукции субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Принимаются постановления, направленные на ограничение ввоза алкогольной продукции из других регионов (Тульская, Ульяновская, Кемеровская, Воронежская области, Ставропольский, Алтайский края и др.), вводятся неправомерные требования дополнительных проверок и маркирования продукции (г.Москва, Московская область и др.). Территориальными управлениями Комитета принимаются соответствующие меры по отмене этих правовых актов. Проводятся массовые проверки по соблюдению федерального законодательства, регулирующего рынок алкогольной продукции.

В течение 1997 г. ГАК России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлял приведение в соответствие с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (правил торгового, бытового и иных видов обслуживания). В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.05.96 N 821-р намечено внести изменения в 24 правовых акта. Кроме того, выявилась необходимость объединения ряда правил, а также разработки еще трех правовых актов: правил посылочной торговли, предоставления гражданам услуг автостоянок, оказания почтовых услуг. В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждено 11 правил и 5 перечней, предусмотренных новой редакцией Закона "О защите прав потребителей".

Совершенствование работы по защите прав потребителей требует расширения применения предупредительных мер, в том числе массовых проверок, обращения с исками в защиту неопределенного круга потребителей, исключения из договоров хозяйствующих субъектов условий, не соответствующих требованиям законодательства о защите прав потребителей, развития системы потребительского образования.


III. Государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе


Отчет Комитета о контроле за соблюдением рекламного законодательства за 1995-1997 гг. был заслушан на заседании Правительства Российской Федерации в январе 1998 г. и в целом оценен положительно.

В 1997 г. ГАК России и его территориальные управления выявили 2610 случаев нарушений законодательства о рекламе. Из них 1810 устранено после направления предупреждений, 800 случаев нарушений устранено после возбуждения производства по делу и выдачи предписания.

В прошедшем году активнее начал использоваться законодательный механизм контррекламы. Вынесено 21 решение об осуществлении контррекламы и 26 постановлений о наложении штрафа за неисполнение предписания. Так, только на телерадиокомпании ОРТ и ВГТРК за нарушение законодательства о рекламе в 1997 г. были наложены штрафы в размере, соответственно, 280 и 150 млн.рублей. С ВГТРК штраф был взыскан в арбитражном порядке. Вместе с тем количество штрафных санкций, в силу законодательных механизмов, требующих изменения, остается незначительным.

Контроль за рекламной деятельностью был в основном сосредоточен на распространенных нарушениях с общественно значимыми последствиями. Наибольшее число нарушений приходилось на долю рекламодателей.

Результатом активной работы Комитета и ряда его территориальных управлений в арбитражных судах явились прецедентные решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в части использования в рекламе товарных знаков, толкования понятия рекламы и пр. Это позволило существенно упорядочить телевизионную рекламу.

В 1997 г. получено также прецедентное решение Конституционного Суда Российской Федерации о конституционности статьи 3 Федерального закона "О рекламе" в части исключения права субъектов Российской Федерации регулировать рекламную деятельность.

Улучшение деятельности антимонопольных органов в этой сфере должно базироваться на разработке и принятии новой редакции Федерального закона "О рекламе", координации усилий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на базе межведомственного органа по вопросам рекламной деятельности, надлежащего методического, технического и информационного обеспечения этих работ.


IV. Поддержка биржевой деятельности и контроль за соблюдением биржевого законодательства


В конце 1997 г. Правительством Российской Федерации утверждено новое руководство Комиссии по товарным биржам.

Всего в Российской Федерации к 1997 г. выданы лицензии на организацию биржевой деятельности 92 товарным биржам.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле", постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.95 г. N 981 Комиссия по товарным биржам при ГАК России проводит лицензирование товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, осуществляющих биржевую торговлю, в том числе фьючерсные и опционные сделки. По состоянию на 01.01.98 г. выдано лицензий 162 - биржевым посредникам и 267 - биржевым брокерам.

Вместе с тем, объемы и качество работ, осуществляемых Комитетом и его территориальными управлениями в этой сфере, нельзя признать удовлетворительными.

До настоящего времени не доработаны новые редакции проектов постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих деятельность Комиссии по товарным биржам и порядок лицензирования биржевой деятельности. Фактически бесконтрольно со стороны центрального аппарата ГАК России сторонними экспертами в 1997 г. велась разработка новой редакции Федерального закона "О товарных биржах и биржевой деятельности". В результате в Государственную Думу внесен проект, не соответствующий определенным нормам конституционного и гражданского права, слабо проработанный с точки зрения юридической техники, качества дефиниций и пр.

Деятельность комиссаров на товарных биржах не обеспечена методически надлежащим образом. Подробные отчеты комиссарами не составляются и Комиссией по товарным биржам не анализируются. Не реализован комплекс мер по поддержке и развитию биржевого дела в России.

Деятельность Комиссии по товарным биржам и Управления по контролю за организованными товарными и финансовыми рынками должна быть кардинально улучшена.


V. Развитие конкуренции и осуществление антимонопольного контроля на финансовых и страховых рынках


ГАК России принимает меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства на финансовых и страховых рынках. В 1997 г. возбуждались дела, в том числе в отношении Минобороны России и МПС России, в сфере страхования по фактам нарушения ст.7 Закона "О конкуренции ...", выразившимся в незаконном предоставлении приоритетных прав на проведение страхования отдельным хозяйствующим субъектам.

С целью обеспечения антимонопольного контроля в сфере банковской деятельности приказом ГАК России от 22.07.97 N 100 утверждено "Положение о порядке представления в антимонопольные органы ходатайств о согласовании проведения операций на рынке банковских услуг". В настоящее время, на основе анализа применения Положения подготовлены и направлены на согласование в Центральный Банк Российской Федерации изменения и дополнения в данное Положение, расширяющие компетенцию территориальных управлений ГАК России.

Вместе с тем существенное улучшение антимонопольного контроля в этой сфере, включая рынок страховых услуг, возможно только после принятия соответствующего федерального закона. Однако подготовка его ко второму чтению в Государственной Думе неоправданно затягивается. Ответственные работники центрального аппарата Комитета не проявляют должной инициативы в продвижении законопроекта.


VI. Международное сотрудничество. Конкурентная политика во внешнеэкономической сфере


За 1997 г. Комитет расширил круг участников международных соглашений. Были подписаны соглашения о сотрудничестве с Ведомством по защите экономической конкуренции Чешской Республики, с Советом по конкуренции Румынии, заключен Меморандум о сотрудничестве между ГАК России и Ведомством по экономической конкуренции Венгерской Республики.

Полностью реализованы разработанные в соответствии с подписанными Соглашениями программы сотрудничества на 1997 г. и подписаны очередные программы сотрудничества между ГАК России и антимонопольными органами Республики Польша, Республики Болгария, Словацкой Республики, КНР, Республики Финляндия.

Продолжали развиваться рабочие связи с рядом зарубежных ведомств США, Японии, Республики Корея, Франции, Великобритании, Германии и др., контролирующих вопросы конкуренции.

В 1997 г. успешно реализовывалась долгосрочная Программа оказания технического содействия ГАК России Комиссией Европейского Союза в рамках Программы ТАСИС. Начата реализация долгосрочных программ технического содействия в области антимонопольной политики, а также программ технического содействия в области стальной промышленности и защиты прав потребителей.

Осуществлялось интенсивное сотрудничество ГАК России с ОЭСР, что позволило Комитету получить консультации и экспертные заключения на разрабатываемые в Комитете законопроекты, методические материалы и другие документы. Специалисты ГАК России и его территориальных управлений участвовали в международных семинарах по конкурентной политике.

В феврале 1997 г. в Москве, при финансовой поддержке КЕС, была организована и проведена 2-я Международная Конференция "Конкурентная политика в условиях переходной экономики".

Учитывая особую значимость, которую приобретает проведение согласованной конкурентной политики в условиях усиления процессов общеэкономической интеграции стран СНГ, была продолжена работа в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП).

Комитет работает в Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Были подготовлены и направлены предложения к переговорной позиции России при вступлении в ВТО по вопросам доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок рекламы, дистрибьюторских и банковских услуг, по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, техническим барьерам в торговле, стандартизации и сертификации.

В 1997 г. активизировалась работа ГАК России в Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифным вопросам.

В 1997 г. на заседаниях Комиссии с участием ГАК России были рассмотрены:

- концептуальные вопросы таможенно-тарифной политики в отношении импортируемого продовольствия и сельскохозяйственного сырья и оборудование, по защитным мерам в отношении текстильных товаров, о рационализации ставок таможенных пошлин на легковые автомобили, о рационализации импортного таможенного тарифа и др.;

- результаты расследований по защите отечественных производителей цветных телевизоров, электрических ламп и текстильных изделий, включая ковры;

- вопросы о корректировке таможенных пошлин на ряд товаров, в том числе химические товары, товары медицинского назначения, аккумуляторы, ряд продовольственных товаров и др.

ГАК России направил в Комиссию предложения и заключения по указанным вопросам.

Вместе с тем необходимо активизировать работу под эгидой МВЭС России по разработке и внедрению антидемпингового законодательства с целью защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.


VII. Вопросы государственной службы. Работа с кадрами


В 1997 г. обновлено руководство Комитета, осуществлены крупные сокращения с одновременной реструктуризацией центрального аппарата и территориальных органов.

В 1997 г. произошли позитивные сдвиги в законодательном обеспечении государственной службы. Указом Президента Российской Федерации в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включены должности работников территориальных органов.

В целях качественного улучшения состава кадров в территориальных управлениях и центральном аппарате Комитета проводится аттестация государственных служащих.

Всего в территориальных управлениях прошло аттестацию 1033 человека (65%) с оценками их служебной деятельности:

- соответствует замещаемой государственной должности 996 человек (96,4%);

- соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии 33 человека (3,2%);

- не соответствует замещаемой государственной должности 4 человека (0,4%).

По результатам аттестации 192 сотрудника территориальных управлений (18,6%) были включены в резерв на выдвижение.

167 работникам центрального аппарата Комитета присвоены квалификационные разряды, эту работу предстоит провести и в территориальных управлениях.

Вместе с тем из-за нерешенности вопросов оплаты труда проблема текучести кадров, сложности их подбора в территориальных органах продолжает оставаться одной из самых острых.


VIII. Обеспечение гласности деятельности ГАК России и его территориальных управлений


В 1997 году для российских и зарубежных средств массовой информации 1-2 раза в месяц проводились пресс-конференции руководителей ГАК России по актуальным вопросам антимонопольной политики, проблемам защиты прав потребителей, применения законодательства о рекламе.

В 1997 году в центральных газетах и журналах было размещено более 250 публикаций, касающихся деятельности Комитета.

Организована новая форма распространения информации - "электронный журнал" по проблемам деятельности Комитета.

Большинство территориальных управлений обеспечивают регулярное освещение своей деятельности в СМИ.

Необходимо восстановить издание журнала "Конкурент", для обеспечения издания заключен договор с издательством "Спарк".

Коллегия ГАК России постановляет:

Членам Коллегии ГАК России, руководителям структурных подразделений Комитета и его территориальных управлений принять к руководству и исполнению основные положения и направления в области конкурентной и потребительской политики на 1998 год и ближайшую перспективу, изложенные в докладе Председателя ГАК России.

Считать главной задачей ГАК России и его территориальных управлений выполнение задач в сфере конкурентной и потребительской политики, определенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию "Общими силами - к подъему России", документе "Двенадцать дел Правительства Российской Федерации на 1998 год в области экономической политики", Программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", постановлениях Правительства Российской Федерации от 26.02.98 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1997 году и задачах на 1998 год" и от 21.02.98 N 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 гг."

С этой целью:

1. Для обеспечения противодействия созданию новых монопольных структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов, усиления контроля за экономической концентрацией, в том числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении иных имущественных сделок, а также формировании финансово-промышленных групп:

1.1. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения:

- о совершенствовании порядка передачи государственных пакетов акций в доверительное управление;

- по ограничению деятельности иностранных инвесторов, предприятий, подконтрольных иностранным инвесторам, при приобретении акций российских предприятий, выпускающих продукцию, имеющую значение для национальной безопасности Российской Федерации.

Ответственные исполнители: Управление по контролю за экономической концентрацией и антимонопольному контролю в промышленности и строительстве, Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - май 1998 г.

1.2. Подготовить новую редакцию Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона "О конкуренции..." на основании анализа применения действующей редакции Положения.

Ответственные исполнители: Управление по контролю за экономической концентрацией и антимонопольному контролю в промышленности и строительстве, Управление госдоклада, реестра и информационных технологий.

Срок исполнения - апрель 1998 г.

1.3. Провести выборочные целевые проверки ФПГ, союзов и ассоциаций, а также крупнейших хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, на предмет соответствия их деятельности требованиям антимонопольного законодательства.

Ответственные исполнители: Управление по контролю за экономической концентрацией и антимонопольному контролю в промышленности и строительстве, Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах.

Срок исполнения - 1 полугодие 1998 г.

1.4. Обеспечить взаимодействие с Мингосимуществом России, Минюстом России, РФФИ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении приватизации федеральной собственности и неукоснительное соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Ответственные исполнители: Управление по контролю за экономической концентрацией и антимонопольному контролю в промышленности и строительстве, Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах, Управление по защите от недобросовестной конкуренции, и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью, Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи.

Срок исполнения - 1 полугодие 1998 г.

2. С целью создания равных возможностей хозяйствования на товарных рынках, в том числе на основе правовой регламентации вопросов порядка и процедур лицензирования, предоставления государственной помощи в виде льгот и иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов (групп субъектов):

2.1. Продолжить работу с органами юстиции и прокуратуры по пресечению нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления:

- подготовить и представить в Правительство Российской Федерации доклад о пресечении действий, направленных на разрушение единого экономического пространства страны;

Ответственный исполнитель: Правовое управление.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

- подготовить совместно с Минюстом России материалы о несанкционированном нормотворчестве органов исполнительной власти всех уровней для рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации.

Ответственный исполнитель: Правовое управление.

Срок исполнения - II квартал 1998 г.

3. Для развития конкурсных принципов и соблюдения антимонопольных требований при размещении государственных заказов и поставках продукции для государственных и муниципальных Yужд:

3.1. Осуществлять предварительную экспертизу учредительных документов участников конкурсов на право доверительного управления государственными пакетами акций и оформление соответствующих заключений.

Ответственные исполнители: Управление по контролю за экономической концентрацией и антимонопольному контролю в промышленности и строительстве, Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью, Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах (по соответствующим товарным рынкам).

Срок исполнения - в течение года, по плану.

3.2. Подготовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство:

- по проведению конкурсов и аукционов;

- по порядку допуска к участию в государственных конкурсах и аукционах юридических и физических лиц с целью практической реализации требований ст. 10 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, имея в виду недопущение использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, исключение практики прямого сговора участников торгов.

Ответственные исполнители: Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах, Правовое управление.

Срок исполнения - III квартал, по плану.

3.3. Подготовить методические материалы для территориальных управлений, определяющие механизмы контроля за проведением конкурсов и торгов для государственных и муниципальных нужд, функции и полномочия территориальных управлений ГАК России.

Ответственный исполнитель: Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах.

Срок исполнения - Iм квартал 1998 г.

4. Для приоритетной поддержки отраслей, предприятий и групп предприятий, в том числе обеспечивающих прогрессивную реструктуризацию экономики, демонополизации экономики и создания условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках, устранения антиконкурентных барьеров входа на рынки хозяйствующих субъектов:

4.1. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечивать подготовку решений Правительства Российской Федерации по вопросам последовательного снижения тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, на отпускаемую промышленным предприятиям электрическую энергию за счет структурных реформ в железнодорожном транспорте и в электроэнергетике.

Ответственный исполнитель: Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи.

Срок исполнения - в течение 1998 года.

4.2. Принять участие в создании правовой базы контроля и регулирования деятельности естественных локальных монополий.

Ответственный исполнитель: Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи.

Срок исполнения - апрель 1998 года.

4.3. Подготовить предложения Правительству Российской Федерации о снижении тарифов на продукцию и услуги естественных монополий федерального и локального уровней с учетом инвентаризации структуры затрат на производство продукции (услуг).

Ответственный исполнитель: Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Срок исполнения - декабрь 1998 года.

4.4. Осуществлять координацию и методическое обеспечение работ органов исполнительной власти всех уровней по отраслевой и региональной демонополизации:

- формирование и согласование программ демонополизации и развития конкуренции на рынках отраслей:

лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая;

рыболовство и рыбоводство;

гражданская авиация;

железнодорожные перевозки;

топливо и энергетика.

Ответственные исполнители: Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах, Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи.

Срок исполнения - в течение года.

- контроль и анализ реализации отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции в отраслях:

химия и нефтехимия;

металлургия;

агропромышленный комплекс;

жилищно-коммунальное хозяйство.

Ответственный исполнитель: Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах.

Срок исполнения - в течение года.

- обеспечение разработки и реализации во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, планов и проектов демонополизации и развития конкуренции на монополизированных локальных и межрегиональных товарных рынках.

Ответственные исполнители: территориальные управления ГАК России.

Срок исполнения - в течение года.

- разработка и представление в Минюст России методических рекомендаций по формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках.

Ответственный исполнитель: Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах.

Срок исполнения - июнь 1998 года.

4.5. Продолжить работу по развитию конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в контексте реформы жилищно-коммунальной сферы:

- обобщить материалы исследования рынков сферы жилищно-коммунального хозяйства и подготовить доклад Правительству Российской Федерации о развитии конкуренции на рынках ЖКУ как важнейшего условия осуществления реформы в этой сфере;

Ответственные исполнители: Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью, Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи.

Срок исполнения - по итогам года.

- обобщить правовую практику законодательства о защите прав потребителей при оказании коммунальных услуг и подготовить рекомендации по совершенствованию защиты прав потребителей в этой сфере.

Ответственные исполнители: территориальные управления ГАК России, Управление по защите прав потребителей, Управление по кадровой политике и взаимодействию с территориальными органами ГАК России.

Срок исполнения - в течение года.

4.6. Провести в 1998 г. обследования стратегически значимых товарных рынков и направить предложения и рекомендации по развитию конкуренции в Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти:

- судостроительной продукции двойного назначения (Управление по контролю за экономической концентрацией и антимонопольному контролю в промышленности и строительстве, Санкт-Петербургское, Калининградское, Приморское территориальные управления ГАК России);

- предоставление доступа к телефонной сети местного и междугородного соединения (Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, территориальное управление по г.Москве и Московской области, Прикамское, Волгоградское, Тюменское, Калужское территориальные управления ГАК России);

- вторичных металлов (Управление по контролю за экономической концентрацией и антимонопольному контролю в промышленности и строительстве, Орловское территориальное управление ГАК России);

- услуг нефтепродуктообеспечения (Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, Алтайское, Архангельское, Амурское, Дагестанское, Ивановское, Курганское, Коми, Марийское, Нижегородское, Камчатское, Краснодарское, Южно-Сибирское, Омское, Саратовское, Свердловское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское, Челябинское, Читинское территориальные управления ГАК России);

- фосфорных удобрений (Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах, территориальное управление по г.Москве и Московской области, Вологодское, Новгородское, Самарское, Санкт-Петербургское территориальные управления ГАК России);

- услуг связи по трансляции программ российских телерадиоорганизаций (Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, Санкт-Петербургское, Нижегородское, Кемеровское, Дальневосточное территориальные управления ГАК России);

- услуг жилищно-коммунального хозяйства (Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью, все территориальные управления ГАК России);

- лекарственных средств (на примере противокашлевых препаратов) (Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью, территориальное управление по г.Москве и Московской области, Краснодарское, Новосибирское, Ленинградское, Санкт-Петербургское территориальные управления ГАК России);

- цемента (Управление по контролю за экономической концентрацией и антимонопольному контролю в промышленности и строительстве, территориальное управление по г.Москве и Московской области, территориальные управления ГАК России);

- продукции целлюлозно-бумажной промышленности, на примере картона (тарного) (Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах, Адыгейское, Архангельское, Бурятское, Иркутское, Прикамское, Татарское, Южносибирское территориальные управления ГАК России);

- пшеницы продовольственной мягких сортов (Управление по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах, Алтайское, Волгоградское, Краснодарское, Оренбургское, Ростовское территориальные управления ГАК России);

- услуг по сдаче в аренду малым предприятиям нежилых помещений (Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью, Костромское, Белгородское, территориальные управления ГАК России);

- продукции предприятий легкой промышленности на примере швейных изделий (Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью, Владимирское, Нижегородское территориальные управления ГАК России);

- пассажирских авиаперевозок (Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи и территориальные управления ГАК России).

5. С целью защиты внутреннего рынка, разработки сбалансированных мер поддержки отечественных товаропроизводителей и потребителей и обеспечения на этой основе эффективного развития национальной экономики:

5.1. Осуществлять экономическую экспертизу предлагаемых для введения мер тарифного и нетарифного регулирования в рамках комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

Ответственный исполнитель: Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

5.2. Проводить мониторинг последствий введенных защитных мер для внутреннего рынка.

Ответственный исполнитель: Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

5.3. Направить в Комиссию Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложения об использовании в работе Комиссии разработанных ГАК России "Временных методических рекомендаций по оценке последствий предлагаемых к введению защитных мер для внутреннего рынка".

Ответственный исполнитель: Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - II квартал 1998 г.

5.4. Совместно с МВЭС России осуществлять меры по устранению дискриминации российских поставщиков на внешних рынках.

Ответственный исполнитель: Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

5.5. Содействовать пресечению нарушений нормальной конкуренции со стороны иностранных поставщиков, ввозящих свою продукцию на территорию Российской Федерации по демпинговым ценам (совместно с МВЭС России).

Ответственный исполнитель: Управление международных

экономических отношений.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

6. С целью совершенствования правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля, предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, в том числе соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также недобросовестной конкуренции:

6.1. Принять участие в развитии правовой основы регулирования деятельности представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Ответственный исполнитель: Правовое управление с участием управлений ГАК России, осуществляющих антимонопольный контроль.

Срок исполнения - август 1998 года.

6.2. Обеспечить масштабный контроль за деятельностью предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, а также жилищно-коммунального хозяйства, провести выборочные проверки хозяйствующих субъектов, действующих в этих сферах, в том числе субъектов естественных монополий.

Ответственные исполнители: Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, территориальные управления ГАК России, Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

6.3. Подготовить изменения и дополнения в Закон "О конкуренции..." в части:

- введения нотификации соглашений;

- усиления административной ответственности за несогласование с антимонопольными органами актов субъектов, подлежащих такому согласованию;

- разработки новой процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства с учетом механизма безакцептного списания взысканных штрафов с хозяйствующих субъектов за нарушение Закона "О конкуренции...".

Ответственный исполнитель: Правовое управление

Срок исполнения - III квартал 1998 г.

6.4. Обеспечить систематический анализ судебной практики по вопросам антимонопольного, рекламного и потребительского законодательства, обратив особое внимание на востребованность федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".

Ответственные исполнители: Правовое управление, территориальные управления ГАК России.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

6.5. Обеспечить координацию работы ГАК России и его территориальных управлений с федеральными и региональными органами по регулированию деятельности естественных монополий, в том числе проведение совместных проверок деятельности субъектов естественных монополий.

Ответственные исполнители: Управление по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, территориальные управления ГАК России.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

6.6. Существенно активизировать работу, связанную с предупреждением и пресечением реализации товаров, работ и услуг с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, юридических лиц.

Ответственные исполнители: Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью, территориальные управления ГАК России.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

6.7. Подготовить Государственный доклад о развитии конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1997-1998 годах.

Ответственный исполнитель: Управление госдоклада, реестра и информационных технологий, совместно с заинтересованными структурными подразделениями Комитета и территориальными управлениями ГАК России.

Срок исполнения - декабрь 1998 года.

6.8. Продолжить работу по созданию единой информационной системы антимонопольных органов, в том числе:

- организовать привлечение средств международных финансовых институтов для продолжения работ по информатизации в системе антимонопольных органов.

Ответственный исполнитель: Управление госдоклада, реестра и информационных технологий.

Срок исполнения - 1 полугодие 1998 г.

- подготовить программно-технические средства и инструктивные материалы по созданию и сопровождению базы данных о хозяйствующих субъектах.

Ответственный исполнитель: Управление госдоклада, реестра информационных технологий.

Срок исполнения - 1 квартал 1998 года.

- обеспечить методическое руководство территориальными управлениями, в том числе базовыми, при организации внедрения систем "Инфотер", электронной почты.

Ответственный исполнитель: Управление госдоклада, реестра и информационных технологий.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

- организовать систематическое информирование территориальных управлений о текущей деятельности в системе антимонопольных органов, используя возможности электронной почты.

Ответственные исполнители: Управление по кадровой политике и взаимодействию с территориальными органами ГАК России, Управление госдоклада, реестра и информационных технологий, Финансово-хозяйственное управление.

Срок исполнения - ежедекадно.

7. Для поддержки биржевой деятельности и обеспечения контроля за соблюдением биржевого законодательства:

7.1. Подготовить предложения по изменению и дополнению постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Комиссии по товарным биржам при Государственном Комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном комиссаре на товарной бирже".

Ответственный исполнитель: Управление контроля за организованными товарными и финансовыми рынками.

Срок исполнения - до 1 марта 1998 г.

7.2. Подготовить предложения по изменению и дополнению постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле".

Ответственный исполнитель: Управление контроля за организованными товарными и финансовыми рынками.

Срок исполнения - до 1 марта 1998 г.

7.3. Провести анализ развития биржевой торговли по регионам, основным товарным группам и объемам биржевой торговли по итогам работы за 1997 год.

Ответственный исполнитель: Управление контроля за организованными товарными и финансовыми рынками, с участием территориальных управлений ГАК России.

Срок исполнения - II квартал 1998 г.

7.4. Осуществлять координацию работ и анализ деятельности государственных комиссаров на товарных биржах.

Ответственный исполнитель: Управление контроля за организованными товарными и финансовыми рынками.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

7.5. Продолжить совместную работу с ГТК России по вопросу организации таможенных аукционов на товарных биржах.

Ответственный исполнитель: Управление контроля за организованными товарными и финансовыми рынками.

Срок исполнения - I4полугодие 1998 г.

7.6. Обеспечить подготовку проекта федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" ко второму и третьему чтениям в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Ответственный исполнитель: Управление контроля за организованными товарными и финансовыми рынками.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

7.7. Продолжить контроль за концентрацией капиталов на финансовых и страховых рынках.

Ответственный исполнитель: Управление контроля за организованными товарными и финансовыми рынками.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

8. Для обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе:

8.1. Подготовить проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рекламе" и представить его в Правительство Российской Федерации.

Ответственный исполнитель: Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью.

Срок исполнения - 1 полугодие 1998 г.

8.2. Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения об образовании в установленном порядке межведомственного Совета по рекламной деятельности.

Ответственный исполнитель: Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью.

Срок исполнения - 1 квартал 1998 г.

8.3. Совместно с Минфином России, ГНС России разработать предложения по формированию равных экономических возможностей для рекламы российских и зарубежных производителей рекламы (услуг)

Ответственный исполнитель: Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью.

Срок исполнения - 1 полугодие 1998 г.

8.4. Подготовить Доклад о реализации рекламного законодательства и представить в Правительство Российской Федерации.

Ответственный исполнитель: Управление по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью.

Срок исполнения - декабрь 1998 г.

9. В целях эффективной реализации государственной потребительской политики:

9.1. Совместно с федеральными органами исполнительной власти завершить работу по приведению в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законом "О защите прав потребителей" действующих правовых актов Правительства Российской Федерации.

Ответственный исполнитель: Управление по защите прав потребителей.

Срок исполнения - в течение года.

9.2. В целях определения единых подходов к реализации законодательства о защите прав потребителей подготовить официальные разъяснения ГАК России по отдельным вопросам применения законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвердить их в установленном порядке.

Ответственный исполнитель: Управление по защите прав потребителей.

Срок исполнения - III квартал 1998 г.

9.3. Провести анализ работы территориальных управлений ГАК России по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг, обобщенные материалы направить в Правительство Российской Федерации и регионы.

Ответственный исполнитель: Управление по защите прав потребителей.

Срок исполнения - по итогам года.

9.4. Провести обследование учебных заведений, оказывающих образовательные услуги населению на платной основе, подготовить обобщенные материалы и направить их в Правительство Российской Федерации и регионы.

Ответственный исполнитель: Управление по защите прав потребителей.

Срок исполнения - II полугодие 1998 г.- I полугодие 1999 г.

9.5. Провести выборочный анализ выполнения региональных программ по защите прав потребителей и подготовить обобщающий аналитический материал.

Ответственный исполнитель: Управление по защите прав потребителей.

Срок исполнения - в течение 1998 г.

9.6. Принять участие в организации и проведении первого Всероссийского конкурса среди школьников на знание Закона "О защите прав потребителей".

Ответственный исполнитель: Управление по защите прав потребителей.

Срок исполнения - I полугодие 1998 г.

9.7. Продолжить работу с администрациями субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей по вопросам совершенствования организации защиты прав потребителей в регионах.

Ответственные исполнители: территориальные управления ГАК России.

Срок исполнения - в течение года, по планам.

9.8. В сфере просвещения потребителей совместно с органами Минобразования России совершенствовать учебно-методическое и кадровое обеспечение потребительского образования, отдавая приоритет общеобразовательным учебным заведениям.

Ответственные исполнители: территориальные управления ГАК России.

Срок исполнения - в течение года, по планам.

10. Для гармонизации конкурентной и потребительской политики России в целях вхождения в мировое сообщество:

10.1. Осуществлять взаимодействие с международными организациями и интеграционными группами (ОЭСР, ЮНКТАД, ЕС, АТЭС), а также с конкурентными ведомствами зарубежных стран с целью сближения российского антимонопольного регулирования с международными принципами и нормами.

Ответственный исполнитель: Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

10.2. Продолжить участие в работе комиссий по переговорам по вступлению Российской Федерации в ВТО.

Ответственный исполнитель: Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

11. Для согласования целей, задач и мер по развитию конкуренции, защите прав потребителей на товарных рынках СНГ, унификации антимонопольного и потребительского законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ:

11.1. Направить предложения в Межгосударственный экономический комитет Экономического Союза о проведении в Москве встречи руководителей антимонопольных ведомств стран СНГ для разработки перспективной программы деятельности Межгосударственного совета по антимонопольной политике.

Ответственный исполнитель: Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - I полугодие 1998 г.

11.2. Продолжить двустороннее сотрудничество с ведомствами стран СНГ, осуществляющими реализацию государственной конкурентной и потребительской политики.

Ответственный исполнитель: Управление международных экономических отношений.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

12. С целью обеспечения неукоснительного соблюдения требований законодательства о государственной службе:

12.1. Продолжить работу по аттестации сотрудников ГАК России и его территориальных управлений.

Ответственный исполнитель: Управление по кадровой политике и взаимодействию с территориальными органами ГАК России.

Срок исполнения - в течение года, по плану.

12.2. Обеспечить профессиональную подготовку и переподготовку кадров для системы антимонопольных органов.

Ответственный исполнитель: Управление по кадровой политике и взаимодействию с территориальными органами ГАК России.

Срок исполнения - в течение года, по плану.


Председатель

Н.Е. Фонарева



Решение коллегии ГАК РФ от 20 февраля 1998 г. N 1 "Об итогах работы ГАК России и его территориальных управлений в 1997 году и задачах на 1998 год"


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.