Письмо Федеральной авиационной службы РФ от 7 июня 1996 г. N 9/И "О введении в действие Методики учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета на самолетах ГА"

Письмо Федеральной авиационной службы РФ от 7 июня 1996 г. N 9/И
"О введении в действие Методики учета поправок к бортовым средствам
измерения числа М полета на самолетах ГА"


В целях подготовки к применению "Метода числа М" и увеличения точности выдерживания заданного значения числа М полета для самолетов типа: Ил-96-300, Ил-86, Ил-76,Т,ТД,МД, Ту-154А,Б,С,М, Ту-204, Ан-124 целесообразно использовать рекомендации "Методики-учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета".

Для обеспечения требований продольного эшелонирования при применении "Метода числа М" на трассах Российской Федерации, а также при полетах по международным авиалиниям предлагаю:

1. Ввести в действие "Методику учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета".

2. Обеспечить изготовление и установку на самолетах бортовых таблиц к указателям числа М полета в соответствие с рекомендациями "Методики ..." при выполнении форм технического обслуживания (срок ноябрь 1996 г.) и после ремонта самолетов.

3. Изучить "Методику..." с летным и инженерно-техническим составом предприятий ГА в месячный срок со дня получения и принять к руководству рекомендации данной Методики.

4. Летным экипажам использовать рекомендации Методики при полетах по авиатрассам, использующих "Метод числа М".

5. Директорам ГосНИИ ГА и ГосНИИ "Аэронавигаций" при очередной корректировке РЛЭ включить рекомендации "Методики..." в части учета поправок и выдерживания заданного числа М.

6. "Метод числа М" и перечень трасс, для его применения будет введен отдельным Указанием.

Приложение: "Методика..." на 11 листах.


Директор

Федеральной Авиационной службы России

Г.Н.Зайцев


Приложение

к указанию ФАСР

от 7 июня 1996 г. N 9/И


Методика
учета поправок к бортовым средствам измерения
числа М полета


Введение


Настоящая Методика разработана для создания единого подхода к учету поправок показаний бортовых указателей числа М на самолетах ГА с целью обеспечения выполнения требований продольного эшелонирования при использовании "Метода числа М".

В данной методике приведены основные требования экипажам воздушных судов (ВС), выполняющих полеты по трассам при использовании "Метода числа М".

Методика составлена применительно к самолетам Ил-62М, Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204, Ан-124.


1. Общие положения


1.1. Термин "Метод числа М" применяется для описания способа выдачи турбореактивным воздушным судам (ВС), выполняющим полет по одному и тому же маршруту, диспетчерских разрешений на выдерживание определенных значений числа М с целью сохранения необходимых интервалов продольного эшелонирования между последовательно летящими друг за другом ВС на одном и том же эшелоне, выполняющими набор или снижение высоты до этого эшелона и по расходящимся линиям пути.

1.2. Этот метод позволяет более рационально использовать воздушное пространство и обеспечить выполнение норм продольного эшелонирования между воздушными судами на участках маршрутов большой протяженности при минимальном вмешательстве службы управления воздушным движением (УВД).

1.3. "Метод числа М" рекомендуется применять в районах, для которых:

- на всем протяжении или части маршрута временно или постоянно отсутствует непрерывный радиолокационный контроль, а также возможны нарушения непосредственного радиообмена между диспетчером УВД и экипажем ВС;

- ВС в основном следуют по одним и тем же или расходящимся линиям пути, при этом на всем протяжении маршрута минимальные нормы продольного эшелонирования остаются постоянными;

- полеты, проводимые в данном районе, включают достаточно протяженные (например, не менее 1 часа) участки с установившимися режимами.

1.4. С целью точного измерения бортовыми средствами числа М полета, а также однотипности введения поправок к этим средствам, устанавливаются таблицы показаний к основным указателям числа М полета, учитывающие величины аэродинамических поправок.

1.5. Данная Методика применительна для самолетов: Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204, Ту-154А, Б, С, М, Ан-124.

1.6. Для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ил-62М, Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") бортовые таблицы показаний к указателям числа М не составляются.


2. Расчет и составление бортовых таблиц показаний к
указателям числа М полета


Расчет бортовых таблиц к показаниям указателей числа М производится для крейсерских диапазонов чисел М полета по приведенным в настоящей Методике величинам аэродинамических поправок в единицах числа М.

Ниже приводится пример расчета бортовой таблицы к показаниям указателя числа М.


Таблица А


Расчет показаний к указателю числа М полета
с учетом аэродинамических поправок


Самолет: Ту-154Б N 85484

Указатель числа М: УМ-1К

Дата заполнения: 20.01.96 г.


М зад. Аэродин.
поправка
Маэр.
Показания указателя
числа М с учетом
аэродин. поправок
0.80
0.81
-0.004
-0.003
0.805
0.815

Расчет показаний указателя числа М с учетом аэродинамических поправок производится по следующей формуле:


Мпр.испр. = Мзад. - Маэр.

где:

Мпр.испр. - показания указателя числа М с учетом аэродинамической поправки;

Мзад. - заданное значение числа М;

Маэр. - аэродинамическая поправка по числу М (с учетом знака).

Для заполнения графы 2 таблицы А используются данные о величинах аэродинамических поправок Маэр., приведенные в разделе 4 настоящей Методики.

Показания к указателю числа М полета в графе 3 таблицы А и бортовых таблицах, приведенных в разделе 5 настоящей Методики должны быть округлены с кратностью 0.005 ед. числа М (при величинах более 0,003 числа М).

Бортовые таблицы к показаниям указателей числа М с учетом аэродинамических поправок оформляются единожды и не требуют переоформления при условии периодической проверки их наличия и правильности заполнения.

Технические службы авиационных предприятий при оформлении бортовых таблиц к показаниям указателей числа М используют данные, приведенные в разделе 5 настоящей Методики без проведения вышеуказанного расчета.

Форма, размеры и содержание бортовой таблицы к показаниям указателей числа М приведены в разделе 5 настоящей Методики.

Бортовые таблицы к указателям числа М должны располагаться в специальных кассетах в удобном для использования экипажем месте (например, в кармане кресла КВС или в столике члена экипажа).


3. Учет поправок к бортовым указателям числа М и особенности
выполнения полета при использовании "Метода числа М"


При полетах в регионах РФ, не обеспеченных средствами вторичной радиолокации, экипажи ВС должны выдерживать заданное значение числа М по указателям систем воздушных сигналов типа СВС.

Заданное число М полета на самолетах Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204 и Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") выдерживать без учета поправок к указателям числа М, а для самолетов Ил-86, Ил-76Т, ТД, МД, Ту-154А, Б, С и М (не оборудованных ПНК "Жасмин"), Ан-124 необходимо учитывать аэродинамические поправки, приведенные в бортовых таблицах, показанных в разделе 5 Методики.

При подготовке полета в районах с применением "Метода числа М" экипажи ВС должны включать в план полета информацию о числе М, которое предполагается выдерживать на маршруте.

При выполнении полета экипажи ВС должны более точно сообщать время пролета пунктов обязательного донесения (ПОД).

Экипажи турбореактивных ВС выдерживают число М полета, установленное органом УВД, и запрашивают разрешение на какое-либо изменение этой скорости. В случае, если необходимо срочно изменить число М полета (например, вследствие турбулентности) необходимо как можно раньше уведомить орган УВД о том, что такое изменение произведено.

Если летно-технические характеристики ВС не позволяют выдерживать заданное число М при наборе высоты или снижении на маршруте, экипаж этого ВС информирует об этом орган УВД в момент запроса на набор высоты или снижение.

1.7. Для самолетов Ту-154А, Б, М (не оборудованных ПНК "Жасмин") составляются бортовые таблицы показаний к указателям числа М только на высотах более 10100 м.


4. Величины аэродинамических поправок Маэр. приемников
статического давления самолетов ГА на крейсерских
числах М полета


В таблице 4.1 приведены величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов Ту-154А, В, С, М и Ил-86, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний.


Таблица 4.1.


Тип самолета
Заданные значения чисел М, ед.ч.М
0.80 0.81 0.82 0.83 0.84 0.85 0.86
Ту-154А,Б,М*

Ту-154С

Ил-86
-0.004

-0.005

-0.003
-0.003

-0.005

-0.003
-0.002

-0.004

-0.003
-0.001

-0.004

-0.003
0

-0.004

-0.004
0

-0.004

-0.004
-

-

-0.004

В таблице 4.2. приведены величины величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов Ил-76Т, ТД, МД и Ан-124, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний.


Таблица 4.2.

Тип
самолета
Заданные значения чисел М, ед.ч.М
0.70 0.71 0.72 0.73 0.74 0.75 0.76 0.77
Ан-124

Ил-76 Т,ТД,МД
+0.009

0
+0.010

+0.001
+0.011

+0.002
+0.012

+0.002
+0.013

+0.002
+0.014

+0.003
+0.015

+0.004
+0.016

-

5. Бортовые таблицы показаний к указателям числа М


                       Таблица 5.1.                          Таблица 5.2.
/---------------------------------\   /---------------------------------\
|Самолет: Ан-124                  |   |Самолет: Ту-154С                 |
|Указатель числа М                |   |Указатель числа М                |
|Тип: УСИМ-1                      |   |Тип: УМ-1К                       |
|Дата заполнения:                 |   |Дата заполнения:                 |
|---------------------------------|   |---------------------------------|
|    Заданное    |   Показания    |   |    Заданное    |   Показания    |
|    значение    |   указ.числа   |   |    значение    |   указ.числа   |
|    числа М     |   М с учетом   |   |    числа М     |   М с учетом   |
|                |   аэрод.попр.  |   |                |   аэрод.попр.  |
|----------------+----------------|   |----------------+----------------|
|     0.70       |     0.69       |   |      0.80      |      0.805     |
|----------------+----------------|   |----------------+----------------|
|     0.71       |     0.70       |   |      0.81      |      0.815     |
|----------------+----------------|   |----------------+----------------|
|     0.72       |     0.71       |   |      0.82      |      0.825     |
|----------------+----------------|   |----------------+----------------|
|     0.73       |     0.72       |   |      0.83      |      0.835     |
|----------------+----------------|   |----------------+----------------|
|     0.74       |     0.725      |   |      0.84      |      0.845     |
|----------------+----------------|   |----------------+----------------|
|     0.75       |     0.735      |   |      0.85      |      0.855     |
|----------------+----------------|   \---------------------------------/
|     0.76       |     0.735      |
|----------------+----------------|
|     0.77       |     0.755      |
\---------------------------------/

Таблица 5.3. Таблица 5.4.

/---------------------------------\   /---------------------------------\
|Самолет: Ил-76ТД                 |   |Самолет: Ту-154Б                 |
|Указатель числа М                |   |Указатель числа М                |
|Тип: УМС-1                       |   |Тип: УМ-1К                       |
|Дата заполнения:                 |   |Дата проверки:                   |
|---------------------------------|   |---------------------------------|
|    Заданное    |   Показания    |   |    Заданное    |   Показания    |
|    значение    |   указ.числа   |   |    значение    |   указ.числа   |
|    числа М     |   М с учетом   |   |    числа М     |   М с учетом   |
|                |   аэрод.попр.  |   |                |   аэрод.попр.  |
|----------------+----------------|   |----------------+----------------|
|      0.75      |      0.745     |   |      0.80      |      0.805     |
|----------------+----------------|   |----------------+----------------|
|      0.76      |      0.755     |   |      0.81      |      0.815     |
\---------------------------------/   \---------------------------------/

Таблица 5.5.

Самолет: Ил-86
Указатель числа М
Тип: УСИМ-1
Дата заполнения:
Заданное
значение
числа М
Показания
указ.числа
М с учетом
аэрод.попр.
0.80 0.805
0.81 0.815
0.82 0.825
0.83 0.835
0.84 0.845
0.85 0.855
0.86 0.865

Примечание: 1. Величины аэродинамических поправок к бортовым указателям числа М используются только на значениях, которые приведены в бортовых таблицах.

2. Бортовая таблица 5.3. используется также и для самолетов следующих модификаций: Ил-76Т, ТД, МД. Бортовая таблица 5.4. используется также и для самолетов следующих модификаций: Ту-154Б, М (не оборудованных ПНК "Жасмин").

3. Бортовые таблицы вкладываются в специальные кассеты из оргстекла. На обратной стороне таблицы указывается фамилия заполняющего таблицу и ставится его роспись.

4. Размеры бортовых таблиц:


- ширина всех таблиц 70 мм;

- высота таблиц для указателей числа М

самолетов Ил-86, Ту-154С, Ан-124 - 120 мм;

самолетов Ил-76, Ту-154А, Б, М - 80 мм.


Утверждаю

Заместитель директора Департамента

воздушного транспорта России

В.В.Горлов

27 мая 1996 г.


Согласовано

И.о. председателя Комиссии

по регулированию воздушного

движения Росаэронавигация

Н.Ф.Зобов

27 мая 1996 г.



---------------------------------------

* самолеты Ту-154М, не оборудованных ПНК "Жасмин".



Письмо Федеральной авиационной службы РФ от 7 июня 1996 г. N 9/И "О введении в действие Методики учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета на самолетах ГА"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.