Письмо Минюста СССР от 29 сентября 1978 г. N К-8-524 "О применении Методических рекомендаций об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях"

Письмо Минюста СССР от 29 сентября 1978 г. N К-8-524
"О применении Методических рекомендаций об участии
юридических служб в организации договорной работы
на предприятиях, в производственных объединениях
и организациях"


Министерство юстиции СССР направляет для применения в практической деятельности Методические рекомендации об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях. Рекомендации разработаны Управлением правовой работы в народном хозяйстве Министерства юстиции СССР с участием Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства. В ходе работы над рекомендациями были учтены мнения Госарбитража СССР, юридических отделов ряда министерств и юридических служб отдельных производственных объединений, предприятий.

Укрепление законности в хозяйственных отношениях, улучшение использования правовых средств в развитии экономики предприятий колхозов, межхозяйственных и иных организаций, и в первую очередь в отраслях, входящих в агропромышленный комплекс, необходимо проводить с учетом решений июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС "О дальнейшем развитии сельского хозяйства СССР". Этому способствует и введенный с 1 января 1978 г. порядок оценки производственной деятельности предприятий с учетом выполнения договорных обязательств в количестве, в сроки и по номенклатуре (в ассортименте). Определенное значение имеет также установление ЦСУ СССР 10 мая 1977 г. статистической отчетности по договорной работе, в связи с чем повысилась роль правовых служб в народном хозяйстве, в том числе и в организации договорной работы.

Исходя из требований, вытекающих из постановления ЦК КПСС "О работе партийных и советских органов Иркутской области по повышению роли правовой службы на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и строительства в свете решений XXV съезда КПСС", юридическая служба должна активно участвовать в работе по заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров, а руководители предприятий, производственных объединений и организаций обязаны обеспечить такое участие юристов в договорной работе.

Указанные вопросы нашли свое отражение в настоящих Рекомендациях, которые имеют целью оказать необходимую методическую помощь юридическим службам производственных объединений, предприятий, колхозов, межхозяйственных и иных организаций в работе по заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров.

Министерство юстиции СССР полагает, что Методические рекомендации могут быть использованы при разработке отраслевых (ведомственных) рекомендаций (указаний) с учетом специфики правовой работы в системе (там, где они не разработаны) или учтены при переработке ранее изданных рекомендаций (указаний).

В связи с настоящими Рекомендациями считать утратившими силу разделы рекомендаций Министерства юстиции СССР "Об основных формах и методах работы юридической службы в народном хозяйстве по укреплению государственной, плановой и договорной дисциплины, обеспечению сохранности социалистической собственности и соблюдению законодательства о труде" от 8 августа 1974 г. и "Методических рекомендаций об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате)" от 19 февраля 1976 г. в части, относящейся к договорной работе на предприятии и в производственном объединении.


Методические рекомендации
об участии юридических служб в организации договорной
работы на предприятиях, в производственных объединениях
и организациях


1. Общие положения


1.1. В соответствии с Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467, обеспечение правовыми средствами выполнения заданий, обязательств по поставкам, договорам подряда на капитальное строительство и другим договорам является одним из основных направлений деятельности юридической службы.

В настоящих Методических рекомендациях освещаются формы и методы проведения этой работы.

1.2. Юридический отдел (бюро), главный (старший) юрисконсульт, юрисконсульт *(1) предприятия, производственного объединения, организации *(2) в целях правового обеспечения выполнения договорных обязательств должен, в частности:

обеспечивать законность документов правового характера по вопросам договорной работы;

организовывать совместно с другими структурными подразделениями договорную и претензионную работу;

участвовать в заключении хозяйственных договоров;

принимать участие в обеспечении правовыми средствами контроля за исполнением договоров;

разъяснять действующее законодательство по вопросам заключения и исполнения договоров;

анализировать практику договорно-претензионной работы.

1.3. При разработке Положения о юридическом отделе необходимо отражать в нем особенности участия юридической службы в договорной и претензионной работе.

Порядок использования правовых средств в целях обеспечения выполнения договорных обязательств следует устанавливать в приказе, инструкции или другом документе о ведении договорной и претензионной работы на предприятии.

Вопросы, связанные с заключением и исполнением договоров на предприятии, необходимо отражать в планах работы юридической службы.


2. Работа по обеспечению законности документов
правового характера по вопросам договорной работы


2.1. Юридическому отделу в необходимых случаях следует принимать участие в подготовке проектов приказов, инструкций, положений, договоров и других правовых документов по вопросам договорной работы. При разработке указанных документов надо руководствоваться действующим законодательством, соответствующими ведомственными методическими указаниями и рекомендациями.

2.2. В тех случаях, когда юридическая служба не принимает участия в подготовке документов правового характера по вопросам заключения и исполнения договоров, она должна проверять соответствие требованиям законодательства проектов таких документов *(3).

При проверке проектов этих документов или участии в их составлении юридической службе следует обращать внимание на то, чтобы в них не устанавливались незаконные положения и условия (например, условия, ограничивающие ответственность контрагентов, указания об освобождении от ответственности нарушителя договорной дисциплины). Только после такой проверки проекты указанных документов могут быть завизированы юридической службой.


3. Организация договорной работы


3.1. Для обеспечения надлежащего порядка заключения и исполнения договоров юридическому отделу совместно с другими структурными подразделениями необходимо участвовать в разработке специального приказа (инструкции) по данному вопросу, если такой приказ отсутствует на предприятии. Такую работу следует проводить в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) органа юстиции и вышестоящих организаций. Перед разработкой указанного документа рекомендуется изучить имеющиеся материалы по договорной и претензионной работе на предприятии.

3.2. В приказе (инструкции) о ведении договорной и претензионной работы необходимо определить четкий порядок заключения договоров и контроля за их исполнением, а также предъявления и рассмотрения претензий.

По вопросам, касающимся договорной работы, в приказе целесообразно предусмотреть, в частности:

структурные подразделения (службы), отвечающие за оформление, регистрацию и учет договоров;

подразделения, с которыми проекты договоров должны быть согласованы, очередность и сроки согласования;

структурные подразделения, которые должны принимать меры к урегулированию разногласий по проектам договоров;

службы, оформляющие протоколы разногласий; порядок согласования протоколов разногласий;

порядок рассмотрения и принятия к исполнению поступающих нарядов и других, заменяющих их документов;

систему контроля за исполнением договорных обязательств предприятием и его контрагентами с учетом действующего порядка оценка производственной деятельности предприятий по выполнению заданий и обязательств в соответствии с заключенными договорами;

формы участия юридической службы в работе по заключению договоров, рассмотрении преддоговорных споров и контроле за состоянием договорной дисциплины на предприятии (с помощью правовых средств);

учет и хранение договоров, а также всей договорной документации.

По вопросам претензионной работы в приказе (инструкции) рекомендуется определить:

подразделения, которые ведут претензионную работу, регистрируют и учитывают претензии;

порядок и сроки представления материалов для предъявления претензий и подготовки ответов на поступающие претензии к предприятию; порядок и сроки подготовки претензий или ответов на предъявляемые к предприятию претензии (в пределах сроков, установленных действующем законодательством *(4).

В приказе (инструкции) производственного объединения надо также определить перечень и виды хозяйственных договоров, которые от имени объединения могут заключаться производственными единицами (если в этом есть необходимость). Целесообразно также решить вопрос о необходимости предоставления производственным единицам права ведения претензионной работы от имени объединения. Формы и методы этой работы определяются с учетом специфики производства.

Необходимо принять меры к приведению в соответствие с этим приказом действующих положений о подразделениях и должностных инструкций для работников, занимающихся договорной и претензионной работой, если на предприятии до этого существовал иной порядок ведения договорной работы.

3.3. Юридический отдел совместно с другими подразделениями разрабатывает формы правовых документов (договоров, актов приемки продукции (товаров) по количеству и качеству, претензий, исковых заявлений и др.), используемых на предприятии в работе по заключению и исполнению договоров, а также предъявлению претензий и исков. При подготовке таких форм необходимо руководствоваться нормативными актами, типовыми, примерными договорами, методическими указаниями (рекомендациями) вышестоящих организаций и органов юстиции.

Для оказания помощи целесообразно также подготавливать для каждого подразделения (производственной единицы) образцы правовых документов, наиболее часто применяемых ими в договорно-претензионной работе.

Необходимо принимать меры, чтобы соответствующие подразделения использовали в своей практической деятельности указанные формы (бланки) и образцы правовых документов.

Указанные формы (бланки) и образцы документов должны своевременно уточняться при изменении законодательства, условий договора и в других необходимых случаях.

3.4. Перед началом заключения хозяйственных договоров на предстоящий год рекомендуется провести совещание (семинар) с участием руководителей подразделений (производственных единиц) и работников, непосредственно участвующих в договорной работе. Желательно приглашать для участия в нем работников арбитража, если имеется такая возможность. Юридическая служба должна быть инициатором такого мероприятия и принимать активное участие в организации и проведении указанного совещания (семинара). На этом совещании по материалам обобщения практики договорной и претензионной работы за прошлый период рекомендуется рассмотреть недостатки и ошибки, допущенные отдельными подразделениями (должностными лицами).

Материалы совещания должны быть использованы в практической работе с тем, чтобы исключить повторения ошибок в новом хозяйственном году (см.: раздел 7 "Анализ договорной работы" настоящих Методических рекомендаций).


4. Заключение договоров


4.1. Юридический отдел совместно с другими подразделениями участвует в организации работы по заключению хозяйственных договоров на предприятии.

4.2. Юридической службе следует участвовать в определении структуры договорных связей предприятия исходя из необходимости установления более рациональных договорных отношений.

При этом необходимо иметь в виду, что структура договорных отношений может зависеть от установленного для данного предприятия направления специализации и формы кооперирования, организационного построения (наличия в составе производственного объединения самостоятельных предприятий, производственных единиц, в тресте - подведомственных управлений, предприятий) и распределения функций между ее хозяйственными подразделениями, от применяемых форм планирования производственно-хозяйственной деятельности технологических особенностей производства и др.

Кроме того, следует учитывать, что структура договорных связей может определяться нормативными актами (например, договором на комплектование строящихся и реконструируемых предприятий, обязательным участием комплектующих организаций системы Госснаба СССР), плановыми предписаниями (в большинстве случаев по выбору сторон (например, договоры подряда на капитальный ремонт).

Структура договорных отношений по поставке, распределяемой в плановом порядке продукции (товаров) предприятиям и организациям-потребителям (покупателям), определяется снабженческо-сбытовыми и планово-регулирующими органами, осуществляющими прикрепление покупателей к поставщикам в соответствии со структурой договорных отношений, предусмотренной в Положении о поставках продукции производственно-технического назначения (п.17) и в Положении о поставках товаров народного потребления (п.12). Это прикрепление оформляется документом, служащим основанием для заключения договора поставки (план прикрепления, наряд или заменяющий его документ, извещение о прикреплении и др.).

Прикрепление на длительные прямые договорные связи по поставке продукции производится и оформляется в соответствии с постановлением Госснаба СССР от 15 июля 1971 г. N 21 *(5). При заключении договоров на основе прикрепления необходимо руководствоваться Положением о поставках продукции, Особыми условиями поставки соответствующих видов изделий и Примерным договором на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям, одобренным постановлением Госснаба СССР от 11 ноября 1973 г. N 53 по согласованию с Госарбитражем СССР *(6)

Структура договорных связей по капитальному строительству охватывает систему генерального подряда (заказчик - генеральный подрядчик - субподрядчик) и систему прямых договоров, заключаемых заказчиком со специализированными строительными организациями на выполнение монтажных и иных специальных работ либо с поставщиками по монтажу оборудования.

4.3. Юридический отдел, получив проект договора для проверки и убедившись, что он составлен правильно по существу и по форме, визирует его.

При визировании проекта договора следует, кроме условий, указанных в пункте 2.2 настоящих Рекомендаций, обращать внимание также на отражение в нем всех существенных условий, необходимых для обеспечения выполнения обязательств по договору, полноту и четкость изложения текста договора, не допускающего различного толкования, а также своевременность оформления проекта договора.

В тех случаях, когда у подразделения предприятия, получившего проект договора, имеются замечания по его условиям, договор оформляется с протоколом разногласий. Юридический отдел, если он не участвовал в составлении протокола разногласий, должен при визировании проекта договора проверять законность и правильность составления протокола разногласий.

Рассматривая замечания контрагента, изложенные им в протоколе разногласий, юридический отдел должен обращать внимание на законность и мотивированность предложенных замечаний, а также возражений на них со стороны заинтересованных подразделений предприятия.

По проектам наиболее важных хозяйственных договоров рекомендуется в необходимых случаях вносить предложения о проведении совещания у руководителя предприятия.

Договорные документы надлежит визировать юридическому отделу только при наличии виз всех заинтересованных подразделений.

Если нарушены сроки оформления договора, юридической службе об этом следует поставить в известность соответствующее подразделение, а также руководство предприятия, представив им свои положения. Только после того как проект договора будет завизирован юридическим отделом, он передается руководству предприятия на подпись в установленном порядке.

4.4. Юридическая служба (совместно с заинтересованными структурными подразделениями) должна принимать меры к доарбитражному урегулированию разногласий.

При урегулировании возникающих разногласий юридической службе предприятия необходимо руководствоваться нормативными актами, регулирующими порядок заключения, изменения и расторжения соответствующих видов хозяйственных договоров (поставки, подряда на капитальное строительство и др.). Если этими нормативными актами не предусмотрен порядок и сроки урегулирования разногласий, возникающих при заключении, изменении и расторжении отдельных видов договоров, разногласия должны быть урегулированы сторонами в порядке и сроки, установленные Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам (раздел IV). Следует иметь в виду, что по отдельным видам договоров существует особый порядок урегулирования разногласий, в частности при заключении договоров с транспортными организациями.

4.5. В тех случаях, когда по отдельным условиям договора стороны не достигли соглашения или одна из сторон необоснованно уклоняется от заключения договора, материал по преддоговорному спору в установленном порядке оформляется юридической службой предприятия для направления его на рассмотрение арбитража.

При поступлении от контрагента копии заявления по преддоговорному спору юридическая служба совместно с заинтересованными подразделениями подготавливает мотивированный отзыв для направления его в арбитраж, рассматривающий этот спор.

4.6. В процессе заключения договоров юридический отдел оказывает постоянную методическую помощь подразделениям, выполняющим договорную работу, дает разъяснения и консультации по вопросам применения законодательства.


5. Контроль за исполнением договоров


5.1. Юридический отдел совместно с другими структурными подразделениями участвует в организации и осуществлении контроля за исполнением хозяйственных договоров.

5.2. Юридической службе рекомендуется принимать участие в разработке эффективных форм обеспечения контроля за исполнением обязательств по договорам. Так, по договорам поставки следует организовывать контроль за исполнением договорных обязательств предприятия и его контрагентами с учетом действующего порядка оценки производственной деятельности предприятия по выполнению заданий и обязательств по поставкам продукции в количестве, в сроки и по номенклатуре (в ассортименте) в соответствии с заключенными договорами (принятыми к исполнению нарядами) и нарядами -заказами внешнеторговых организаций. Целесообразно организовать на предприятии учет исполнения обязательств по всему кругу поставщиков и покупателей, полному ассортименту (номенклатуре) продукции и срокам поставки. Формы такого учета могут быть различными. При этом следует иметь в виду, что учет исполнения обязательств контрагентами по договорам желательно группировать по поставщикам, а выполнение собственных обязательств - по видам продукции (по номенклатуре, ассортименту). Следует добиваться унификации форм оперативного учета и повышения уровня механизации этих работ.

Контроль за исполнением других хозяйственных договоров может быть организован применительно к указанной форме.

На предприятиях, где заключается большое количество договоров, рекомендуется дать предложения об организации контроля за их исполнением с применением вычислительной техники, поскольку механизация учета исполнения обязательств по договорам полностью освобождает работников многих структурных подразделений от ведения журнального или карточного оперативного учета и ускоряет получение исходных данных по результатам исполнения договорных обязательств.

5.3. Юридическому отделу целесообразно в отдельных случаях осуществлять непосредственный контроль за исполнением хозяйственных договоров на предприятии, если для этого имеются необходимые условия (соответствующий численный состав и объем договорной работы, позволяющие принять на себя эту функцию). Для обеспечения такого контроля необходимо проверять соблюдение договорной дисциплины в структурных подразделениях, получать от них в установленном порядке соответствующие данные о нарушениях договорных обязательств.

5.4. Юридическая служба проверяет соблюдение законодательства о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, а также осуществляет контроль за надлежащим оформлением актов приемки *(7).

5.5. В случае выявления фактов нарушения договорных обязательств по юридическому отделу следует принимать соответствующие меры по их устранению. Необходимо обеспечивать своевременное предъявление претензий ко всем неисправным контрагентам. Претензии, подготавливаемые подразделениями предприятия, а также ответы на претензии, предъявляемые к предприятию, должны передаваться юридической службе для визирования.

Юридическому отделу надлежит следовать за соблюдением структурными подразделениями претензионного порядка, установленного действующим законодательством и приказом (инструкцией) предприятия.

О фактах уклонения или несвоевременного предъявления претензий к неисправным контрагентам юридической службе надо докладывать руководству предприятия для принятия необходимых мер.

В тех случаях, когда предъявленные претензии необоснованно отклоняются или не удовлетворяются контрагентами в установленные сроки, юридический отдел должен подготовить исковой материал для направления его на рассмотрение арбитража.

При поступлении копии искового заявления от контрагента юридическая служба совместно с заинтересованными подразделениями подготавливает мотивированный отзыв для направления его в арбитраж.

5.6. Юридической службе следует периодически проверять правильность отражения договорной работы предприятия в статистической отчетности по форме N 1 - договоры, установленной ЦСУ СССР 10 мая 1977 г. N 363.

При выявлении фактов искажения этой отчетности юридический отдел должен ставить о них в известность руководителя предприятия для принятия необходимых мер по устранению этих искажений и наказанию виновных должностных лиц.


6. Разъяснение действующего законодательства
по вопросам заключения и исполнения договоров


6.1. Юридическая служба предприятия должна систематически проводить работу по пропаганде действующего законодательства, регулирующего вопросы заключения и исполнения хозяйственных договоров. В этих целях надо широко использовать средства печати (многотиражные и стенные газеты) и радиовещание предприятия.

Желательно разработать специальный цикл лекций, докладов, сообщений по вопросам применения законодательства в договорной работе, а также планы (тематику), программы для обучения хозяйственных руководителей основам правовых знаний. В качестве лекторов целесообразно приглашать специалистов из органов государственного арбитража, юстиции, материально-технического снабжения, а также научных работников.

6.2. Юридическому отделу предприятия рекомендуется принимать участие в организации и проведении для хозяйственных руководителей и специалистов занятий (семинаров в сети повышения квалификации, экономической учебы и др.). При проведении этих занятий целесообразно использовать примеры из практики договорно-правовой работы предприятия. Рекомендуется также информировать работников подразделений (служб) о новом законодательстве и ведомственных нормативных актах, относящихся к их практической деятельности.

6.3. При планировании и организации мероприятий по разъяснению действующего законодательства необходимо увязывать тематику проводимых занятий с соответствующими этапами договорной работы и с фактическим положением дел на предприятии.


7. Анализ договорной работы


7.1. Юридический отдел предприятия совместно с другими структурными подразделениями должен систематически обобщать и анализировать практику заключения и исполнения хозяйственных договоров, результаты рассмотрения претензий и исков, а также сообщений органов государственного и ведомственного арбитража с тем, что выявленные в договорной работе ошибки не повторять в новом хозяйственном году. Формы и методы анализа могут быть на практике различными в зависимости от возможностей, имеющихся на предприятии. Для проведения анализа рекомендуется, в частности, разработать перечень вопросов, подлежащих изучению и обобщению (вопросник), карточки для учета замечаний по тексту договора, направляемые во все заинтересованные структурные подразделения.

В процессе проведения анализа необходимо, прежде всего, изучать имеющиеся недостатки в договорно-претензионной работе, причины несвоевременного или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, действенность контроля за исполнением договорных обязательств, своевременность выявления недостатков и реагирования подразделений на них, привлечение виновных лиц к ответственности.

7.2. По результатам анализа необходимо подготовить справку (обобщение). В ней следует дать характеристику договорно-претензионной работы, которая была предметом изучения. При этом целесообразно показать результаты работы по предприятию в целом и по отдельным его подразделениям в сравнении с другими периодами, а также сформулировать выводы и конкретные предложения по устранению имеющихся на предприятии недостатков и дальнейшему совершенствованию договорной и претензионной работы.

О результатах анализа необходимо доложить руководителю предприятия и представить ему соответствующие предложения. По итогам анализа рекомендуется подготовить проект приказа или план мероприятий по совершенствованию договорной и претензионной работы.

Юридический отдел по поручению руководителя предприятия участвует в организации и осуществлении указанных мероприятий.



-------------------------------------------------------------------------

*(1) В дальнейшем для краткости употребляются термины "юридический отдел" или "юридическая служба".

*(2) В дальнейшем для краткости используется термин "предприятие".

*(3) Подробно об этом см. в подразделе 1.3 "Работа по обеспечению законности документов правового характера" Методических рекомендаций об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате), утвержденных Министерством юстиции СССР 19 февраля 1976 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1976, N 5, с.34).

*(4) Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1974, N 3, с.3), Устав железных дорог Союза ССР и другие нормативные акты по данному вопросу.

*(5) Сборник нормативных актов по материально-техническому снабжению. М., Юрид. лит., 1976, том 2, с.127.

*(6) Постановление Госснаба СССР от 11 ноября 1973 г. N 53 "О примерном договоре на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям" (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1974, N 2, с.42).

*(7) По вопросу осуществления юридической службой контроля за соблюдением порядка приемки продукции следует руководствоваться разделом 5 Методических рекомендаций об организации работы юридических служб производственных объединений и предприятий по использованию правовых средств в целях обеспечения выпуска продукции высокого качества, утвержденных Министерством юстиции СССР 14 февраля 1978 г. (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1978, N 8).



Письмо Минюста СССР от 29 сентября 1978 г. N К-8-524 "О применении Методических рекомендаций об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях"


Текст письма опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1979, N 3


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.