Конституция (Основной Закон) УР от 31 мая 1978 г.
(в редакции от 4 ноября 1993 г.)
Настоящая Конституция утратила силу ввиду принятия Конституции УР от 7 декабря 1994 г.
Народ Удмуртской Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР принимает и провозглашает настоящую Конституцию.
I. Основы общественного строя и политики Удмуртской Республики
Глава 1. Политическая система
Статья 1. Удмуртская Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.
Статья 2. Вся власть в Удмуртской Республике принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Удмуртской Республики.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Удмуртской Республики и советские законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на народное обсуждение, а также ставятся на народное голосование (референдум).
Статья 6. Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политического курса Удмуртской Республики, концепции ее экономического, социального и духовного развития, в управлении государственными и общественными делами.
Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции СССР, Конституции РСФСР и Конституции Удмуртской Республики, законов СССР, РСФСР и Удмуртской Республики.
Не допускается создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.
Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Глава 2. Экономическая система
Статья 10. Основу экономической системы Удмуртской Республики составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.
Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.
Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13. Основу личной собственности граждан Удмуртской Республики составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.
В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16. Экономика Удмуртской Республики является составной частью экономики РСФСР, единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17. В Удмуртской Республике в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Удмуртской Республике принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Глава 3. Социальное развитие и культура
Статья 19. Социальную основу Удмуртской Республики составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.
Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22. В Удмуртской Республике последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.
Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24. В Удмуртской Республике действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 25. В Удмуртской Республике существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
В Удмуртской Республике всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
II. Государство и личность
Глава 4. Гражданство Удмуртской Республики. Равноправие граждан
Статья 28. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Удмуртской Республики является гражданином РСФСР и СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.
Граждане РСФСР и других союзных республик пользуются на территории Удмуртской Республики одинаковыми правами с гражданами Удмуртской Республики.
Граждане Удмуртской Республики за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Статья 29. Граждане Удмуртской Республики равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Удмуртской Республики обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 30. Женщина и мужчина имеют в Удмуртской Республике равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 31. Граждане Удмуртской Республики различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону.
Статья 32. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Удмуртской Республике гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Удмуртской Республики иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Удмуртской Республики и соблюдать советские законы.
Глава 5. Основные права, свободы
и обязанности граждан Удмуртской Республики
Статья 33. Граждане Удмуртской Республики обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Удмуртской Республики и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 34. Граждане Удмуртской Республики имеют право на труд - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 35. Граждане Удмуртской Республики имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 36. Граждане Удмуртской Республики имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 37. Граждане Удмуртской Республики имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 38. Граждане Удмуртской Республики имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Удмуртской Республики должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 39. Граждане Удмуртской Республики имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 40. Граждане Удмуртской Республики имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 41. Гражданам Удмуртской Республики в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 42. Граждане Удмуртской Республики имеют прав участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 43. Каждый гражданин Удмуртской Республики имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 44. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Удмуртской Республики гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 45. Граждане Удмуртской Республики имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Политическим партиям, общественным организациям и массовым движениям гарантируются равные права для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 46. Гражданам Удмуртской Республики гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь в Удмуртской Республике отделена от государства и школа - от церкви.
Статья 47. Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствовании службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 48. Гражданам Удмуртской Республики гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 49. Гражданам Удмуртской Республики гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 50. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 51. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Удмуртской Республики имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 52. Граждане Удмуртской Республики имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Граждане Удмуртской Республики имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 53. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей. Гражданин Удмуртской Республики обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Удмуртской Республики и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.
Статья 54. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Удмуртской Республики - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Статья 55. Гражданин Удмуртской Республики обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Удмуртской Республики - бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.
Статья 56. Гражданин Удмуртской Республики обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Удмуртской Республики.
Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Статья 57. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность граждан Удмуртской Республики.
Статья 58. Долг каждого гражданина Удмуртской Республики уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 59. Гражданин Удмуртской Республики обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 60. Граждане Удмуртской Республики обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 61. Граждане Удмуртской Республики обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 62. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан Удмуртской Республики.
Статья 63. Интернациональный долг гражданина Удмуртской Республики - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
III. Национально-государственное и административно-территориальное
устройство Удмуртской Республики
Глава 6. Удмуртская Республика - республика в составе РСФСР
Статья 64. Удмуртская Республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Удмуртская Республика самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
Статья 65. Территория Удмуртской Республики не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66. Ведению Удмуртской Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Удмуртской Республики и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Удмуртской Республики;
3) законодательство Удмуртской Республики;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Удмуртской Республики, обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Удмуртской Республики, государственного бюджета Удмуртской Республик и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
8) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Удмуртской Республики;
9) руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
10) контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
11) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Удмуртской Республики, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением, охрана памятников истории и культуры;
13) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 67. Удмуртская Республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.
Удмуртская Республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Удмуртская Республики координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения.
Статья 68. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Удмуртская Республика участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.
Статья 69. В Удмуртской Республике пропаганда войны запрещается.
Статья 70. Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Удмуртской Республики.
Глава 7. Административно-территориальное устройство
Удмуртской республики
Статья 71. Удмуртская Республика определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР.
Статья 72. Удмуртская Республика состоит из районов: Алнашского, Балезинского, Вавожского, Воткинского, Глазовского, Граховского, Дебесского, Завьяловского, Игринского, Камбарского, Каракулинского, Кезского, Кизнерского, Киясовского, Красногорского, Малопургинского, Можгинского, Сарапульского, Селтинского, Сюмсинского, Увинского, Шарканского, Юкаменского, Якшур-Бодьинского, Ярского; городов республиканского подчинения: Ижевска, Воткинска, Глазова, Можги и Сарапула.
IV. Советы народных депутатов Удмуртской Республики
и порядок их избрания
(Статьи настоящего раздела применяются в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.)
Глава 8. Система и принципы деятельности Советов
народных депутатов
Статья 73. Советы народных депутатов - Верховный Совет Удмуртской Республики, местные Советы народных депутатов: районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские - составляют единую систему представительных органов государственной власти Удмуртской Республики.
Статья 74. Срок полномочий Советов народных депутатов Удмуртской Республики - пять лет.
Выборы народных депутатов назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти.
Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Верховного Совета Удмуртской Республики и местных Советов народных депутатов либо ставятся ими на народное обсуждение или референдумы.
Верховный Совет Удмуртской Республики и местные Советы народных депутатов Удмуртской Республики избирают председателей Советов. Верховный Совет Удмуртской Республики, районные и городские (городов республиканского подчинения) Советы народных депутатов имеют свои президиумы.
Советы народных депутатов образуют постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы; избирают, назначают или утверждают их руководителей.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд.
Любое должностное лицо может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения им своих обязанностей и нарушения закона.
Статья 76. (Исключена).
Статья 77. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.
Глава 9. Избирательная система
Статья 79. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательных округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 80. Выборы народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Удмуртской Республик, достигшие 18 лет.
Гражданин Удмуртской Республики не может быть одновременно депутатов более чем в двух Советах народных депутатов.
Лица, входящие в состав Совета Министров Удмуртской Республики, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.
В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по решению суда либо с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основания.
Статья 82. Выборы народных депутатов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 83. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 84. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Удмуртской Республики, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами СССР, РСФСР и Удмуртской Республики.
Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют совместно с народными депутатами выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 10. Народный депутат
Статья 87. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа и интересы общественных организаций, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 88. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессий Верховного Совета Удмуртской Республики или местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего республиканского или местного бюджета.
Статья 89. Депутат имеет прав запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Верховного Совета, местного Совета народных депутатов.
Депутат вправе обращаться во все государственные общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 90. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и Удмуртской Республики.
Статья 91. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Верховного Совета Удмуртской Республики или местного Совета народных депутатов Удмуртской Республик перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
V. Высшие органы государственной власти
и управления Удмуртской Республики
Глава 11. Верховный Совет Удмуртской Республики
Статья 92. Высшим органом государственной власти Удмуртской Республики является Верховный Совет Удмуртской Республики.
Верховный Совет Удмуртской Республики - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Удмуртской Республики.
Верховный Совет Удмуртской Республики правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Удмуртской Республики.
Статья 93. К исключительному ведению Верховного Совета Удмуртской Республики относится:
1) принятие Конституции Удмуртской Республики, внесение в нее изменений и дополнений;
2) определение внутренней и внешней политики Удмуртской Республики в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР и РСФСР;
3) принятие решение по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Удмуртской Республики;
4) определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Удмуртской Республики;
5) решение вопросов об изменении границ Удмуртской Республики с соседними автономными республиками и областями РСФСР и внесение их на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР;
6) утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Удмуртской Республики, государственных планов экономического и социального развития Удмуртской Республики, государственного бюджета Удмуртской Республики; осуществление контроля за ходом выполнения плана и бюджета, утверждение отчетов об их выполнении, внесение в случае необходимости изменений в план и бюджет; установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Удмуртской Республики;
7) избрание Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики;
8) избрание первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики;
9) избрание из числа народных депутатов Верховного Совета Удмуртской Республики постоянных комиссий для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Удмуртской Республики, а также для содействия проведению в жизнь законов Удмуртской Республики и иных решений, принятых Верховным Советом Удмуртской Республики, контроль за деятельностью государственных органов и организаций;
Верховный Совет Удмуртской Республики создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу;
10) назначение Председателя Совета Министров Удмуртской Республики, по его представлению утверждение состава Совета Министров Удмуртской Республики, внесение в него изменений; образование и упразднение по предложению Совета Министров Удмуртской Республики министерств Удмуртской Республики и государственных комитетов Удмуртской Республики; регулярное заслушивание отчетов образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; решение вопроса о доверии правительству Удмуртской Республики и членам правительства Удмуртской Республики (действует в части, не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О Совете Министров Удмуртской Республики" от 10.06.93 г.);
11) избрание Комитета конституционного надзора Удмуртской Республики;
12) (исключен);
13) избрание Верховного суда Удмуртской Республики;
14) избрание народных судей районных (городских) народных судов;
15) избрание Высшего арбитражного суда Удмуртской Республики;
16) направление деятельности местных Советов народных депутатов (действует в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.);
17) принятие решений о проведении народного обсуждения важнейших вопросов республиканского и местного значения и референдума по этим вопросам;
18) назначение выборов народных депутатов Верховного Совета Удмуртской Республики и народных депутатов местных Советов народных депутатов Удмуртской Республики, утверждение состава Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Верховного Совета Удмуртской Республики (действует в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.);
19) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории Удмуртской Республики, осуществление в пределах компетенции Удмуртской Республики законодательного регулирования отношений собственности, организация управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; решение вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Удмуртской Республики и равноправия граждан СССР и РСФСР всех национальностей на территории Удмуртской Республики;
20) учреждение государственных наград Удмуртской Республики; установление почетных званий Удмуртской Республики;
21) утверждение положений о Государственном гербе Удмуртской Республики и Государственном флаге Удмуртской Республики;
22) осуществление законодательной инициативы на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР.
Верховный Совет Удмуртской Республики имеет право:
1) отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики, постановления и распоряжения Совета Министров Удмуртской Республики;
2) отменять решения районных, городских (кроме городов районного подчинения), районных в городе Советов народных депутатов в случае несоответствия их Конституции РСФСР, Конституции Удмуртской Республики и законам СССР, РСФСР и Удмуртской Республики (действует в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.);
3) опротестовывать и приостанавливать действия постановлений и распоряжений Совета Министров РСФСР на своей территории, если они нарушают конституционные права Удмуртской Республики, а также приостанавливать действия актов министерств, государственных комитетов и ведомств РСФСР в случае их противоречия законам СССР, РСФСР и Удмуртской Республики;
4) входить в Комитет конституционного надзора РСФСР с предложением о даче заключения о соответствии актов Верховного Совета РСФСР и его палат, проектов актов этих органов Конституции РСФСР и законам РСФСР, принятым Съездом народных депутатов РСФСР;
5) решать другие вопросы, отнесенные к ведению Удмуртской Республики.
Верховный Совет Удмуртской Республики принимает законы Удмуртской Республики и постановления.
Статья 94. Верховный Совет Удмуртской Республики состоит из 200 депутатов, избираемых по избирательным округам в основном с равной численностью населения.
Статья 95. Верховный Совет Удмуртской Республики созывается на первую сессию Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики предыдущего созыва не позже чем через два месяца после выборов.
Верховный Совет Удмуртской Республики по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Первое после выборов заседание сессии Верховного Совета Удмуртской Республики открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Верховного Совета Удмуртской Республики, а после избрания Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики и его заместителей заседания Верховного Совета Удмуртской Республики ведут Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики или его заместители.
Статья 96. Верховный Совет Удмуртской Республики созывается Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики на очередные сессии в порядке и сроки, определяемые Верховным Советом Удмуртской Республики.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики, не менее трети народных депутатов Верховного Совета Удмуртской Республики, по предложению района, города республиканского подчинения, района в городе в лице Совета народных депутатов (действует в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.).
Сессия Верховного Совета Удмуртской Республики состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий Верховного Совета Удмуртской Республики.
Верховный Совет Удмуртской Республики сохраняет свои полномочия вплоть до избрания нового состава Верховного Совета Удмуртской Республики.
Статья 97. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Удмуртской Республики принадлежит народным депутатам Верховного Совета Удмуртской Республики, Президиуму Верховного Совета Удмуртской Республики, Председателю Верховного Совета Удмуртской Республики, Комитету конституционного надзора Удмуртской Республики, Совету Министров Удмуртской Республики, районам и городам республиканского подчинения, районам в городах в лице Совета народных депутатов, постоянным комиссиям Верховного Совета Удмуртской Республики, Верховному суду Удмуртской Республики, Прокурору Удмуртской Республики, Высшему арбитражному суду Удмуртской Республики (действует в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.).
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.
Статья 98. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Удмуртской Республики, обсуждаются на его заседаниях.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Удмуртской Республики, принятым по его инициативе или по предложению района, города республиканского подчинения, района в городе в лице Совета народных депутатов, могут быть вынесены на народное обсуждение (действует в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.).
Статья 99. Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики является подотчетным Верховному Совету Удмуртской Республики органом, обеспечивающим организацию работы Верховного Совета Удмуртской Республики и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Удмуртской Республики и законами Удмуртской Республики.
В состав Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики входят должности: Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики, первый заместитель Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики, заместитель Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Удмуртской Республики.
Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики возглавляет Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики.
Статья 100. Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики:
1) созывает сессии Верховного Совета Удмуртской Республики;
2) организует подготовку сессий Верховного Совета Удмуртской Республики;
3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Удмуртской Республики;
4) оказывает содействие народным депутатам Верховного Совета Удмуртской Республики в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
5) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Удмуртской Республики и обеспечивает соответствие Конституции Удмуртской Республики и законам Удмуртской Республики решений местных Советов народных депутатов Удмуртской Республики (действует в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.);
6) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Удмуртской Республики и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
7) награждает государственными наградами Удмуртской Республики, присваивает почетные звания Удмуртской Республики;
8) публикует на удмуртском и русском языках законы Удмуртской Республики и другие акты, принятые Верховным Советом Удмуртской Республики, Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики и Председателем Верховного Совета Удмуртской Республики;
9) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Удмуртской Республики.
Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики издает указы и принимает постановления.
Статья 101. Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики является высшим должностным лицом Удмуртской Республики и представляет ее внутри страны и в международных отношениях.
Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики избирается Верховным Советом Удмуртской Республики из числа народных депутатов Верховного Совета Удмуртской Республики тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время отозван Верховным Советом Удмуртской Республики.
Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики подотчетен Верховному Совету Удмуртской Республики.
Статья 102. Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Удмуртской Республики; подписывает законы Удмуртской Республики и другие акты, принятые Верховным Советом Удмуртской Республики и Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики;
2) представляет Верховному Совету Удмуртской Республики доклады о положении республики и других важных вопросах;
3) представляет Верховному Совету Удмуртской Республики кандидатуры для избрания на должности первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Удмуртской Республики;
4) представляет Верховному Совету Удмуртской Республики кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров Удмуртской Республики, Председателя Верховного суда Удмуртской Республики, Председателя Высшего арбитражного суда Удмуртской Республики;
5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Удмуртской Республики.
Председатель Верховного Совета Удмуртской Республики издает распоряжения.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики и заместитель Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики выполняет по уполномочию Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики отдельные его функции и замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 103. Законы и другие решения Верховного Совета Удмуртской Республики принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Удмуртской Республики.
Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров Удмуртской Республики, Верховного суда Удмуртской Республик, Высшего арбитражного суда Удмуртской Республик производится при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Удмуртской Республики.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Удмуртской Республики, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.
Статья 104. Народный депутат Верховного Совета Удмуртской Республики на сессиях Верховного Совета Удмуртской Республики имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета Удмуртской Республики, к Совету Министров Удмуртской Республики, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Удмуртской Республики, а также к руководителям ведомств, объединений и предприятий союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, расположенных на территории Удмуртской Республики. Орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ.
Народные депутаты Верховного Совета Удмуртской Республики освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Удмуртской Республики, его комиссиях, а также среди населения. Часть народных депутатов Верховного Совета может освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете Удмуртской Республики.
Народный депутат Верховного Совета Удмуртской Республики не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Удмуртской Республики, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики.
Статья 105. Комитет конституционного надзора Удмуртской Республики избирается Верховным Советом Удмуртской Республики сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 5 членов Комитета.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Удмуртской Республики, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Удмуртской Республики, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Удмуртской Республики.
Комитет конституционного надзора Удмуртской Республики:
1) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Удмуртской Республики представляет Верховному Совету заключения о соответствии Конституции Удмуртской Республики проектов законов Удмуртской Республики, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Удмуртской Республики;
2) осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Удмуртской Республики и законам Удмуртской Республики постановлений и распоряжений Совета Министров Удмуртской Республики, решений районных, городских (городов республиканского подчинения), районных в городе Советов народных депутатов;
3) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Удмуртской Республики, по предложениям Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики, Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики, постоянных комиссий Верховного Совета Удмуртской Республики, Совета Министров Удмуртской Республики дает заключения о соответствии Конституции Удмуртской Республики и законам Удмуртской Республики актов других государственных органов и общественных организаций, в том числе союзно-республиканских министерств и ведомств.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Удмуртской Республики или законам Удмуртской Республики Комитет конституционного надзора Удмуртской Республики направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции Удмуртской Республики или закону Удмуртской Республики акта или его отдельных положений.
Комитет конституционного надзора Удмуртской Республики вправе входить с представлением в Верховный Совет Удмуртской Республики или Совет Министров Удмуртской Республики об отмене противоречащих Конституции Удмуртской Республики или закону Удмуртской Республики актов подотчетных им органов или должностных лиц.
Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Удмуртской Республики определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Удмуртской Республики о конституционном надзоре.
(Действие статьи приостановлено в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О реформе государственной власти и управления в Удмуртской Республике" от 10.10.91 г.).
Статья 106. Верховный Совет Удмуртской Республики осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Статья 107. Порядок деятельности Верховного Совета Удмуртской Республики и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Удмуртской Республики и другими законами Удмуртской Республики, издаваемыми на основе Конституции Удмуртской Республики.
Глава 12. Совет Министров Удмуртской Республики
(Положения настоящей главы применяются в части, не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О Совете Министров Удмуртской Республики" от 10.06.93 г.)
Статья 108. Совет Министров Удмуртской Республики - Правительство Удмуртской Республики - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Статья 109. Совет Министров Удмуртской Республики образуется Верховным Советом Удмуртской Республики в составе Председателя Совета Министров Удмуртской Республики, первых заместителей и заместителей Председателя, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Верховным Советом республики.
По представлению Председателя Совета Министров Удмуртской Республики Верховный Совет Удмуртской Республики может включить в состав Правительства Удмуртской Республики руководителей других органов и организаций Удмуртской Республики.
Совет Министров Удмуртской Республики слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Удмуртской Республики на его первой сессии.
Статья 110. Совет Министров Удмуртской Республики ответствен перед Верховным Советом Удмуртской Республики и ему подотчетен.
Вновь образованный Совет Министров Удмуртской Республики представляет на рассмотрение Верховного Совета Удмуртской Республики программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Совет Министров Удмуртской Республики не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Удмуртской Республики.
Верховный Совет Удмуртской Республики может выразить недоверие Правительству Удмуртской Республики или его отдельным членам, что влечет их отставку.
Статья 111. Совет Министров Удмуртской Республики правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Удмуртской Республики, поскольку они не входят, согласно Конституции Удмуртской Республики, в компетенцию Верховного Совета Удмуртской Республики и его Президиума, Председателя Верховного Совета Удмуртской Республики.
В пределах своих полномочий Совет Министров Удмуртской Республики:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной систему, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Удмуртской Республики текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Удмуртской Республики, государственный бюджет Удмуртской Республики; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету Удмуртской Республики отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Удмуртской Республики;
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
6) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Удмуртской Республики по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Статья 112. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Удмуртской Республики действует Президиум Совета Министров Удмуртской Республики в составе Председателя Совета Министров Удмуртской Республики, первых заместителей, заместителей Председателя Совета Министров Удмуртской Республики, а также других членов правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Удмуртской Республики.
Статья 113. Совет Министров Удмуртской Республики на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Удмуртской Республики и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Удмуртской Республики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совет Министров РСФСР издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Удмуртской Республики обязательны к исполнению на всей территории Удмуртской Республики.
Статья 114. Совет Министров Удмуртской Республики в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.
Совет Министров Удмуртской Республик имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Удмуртской Республики, других подведомственных ему органов.
Статья 115. Совет Министров Удмуртской Республики объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Удмуртской Республики и других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Удмуртской Республики руководят порученными им отраслями управлениями или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Удмуртской Республики, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Удмуртской Республики несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Удмуртской Республики и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета Удмуртской Республики и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Совета Министров Удмуртской Республики, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР и РСФСР, организуют и проверяют их исполнение.
Статья 116. Компетенция Совета Министров Удмуртской Республики и его Президиума, порядок их деятельности, отношений Совета Министров Удмуртской Республики с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Удмуртской Республики определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Удмуртской Республики.
VI. Местные органы государственной
власти и управления Удмуртской Республики
(Статьи настоящего раздела применяются в части не противоречащей Закону Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" от 27.01.94 г.)
Глава 13. Местные Советы народных депутатов
Статья 117. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 118. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского (республики, РСФСР) и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка; прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.
Статья 119. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 120. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и Удмуртской Республики.
Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 121. Сессии районных, городских (кроме городов районного подчинения), районных в городах Советов народных депутатов созываются их президиумами не реже трех раз в год.
Сессии городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов Созываются их председателями не реже четырех раз в год.
Круг вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов Удмуртской Республик.
Статья 122. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 123. Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.
Статья 124. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.
Статья 125. Работу районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов.
Глава 14. Органы местных Советов народных депутатов
Статья 126. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Исполнительные комитеты местных Советов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.
Статья 127. Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их деятельности определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Удмуртской Республики.
Статья 128. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.
Статья 129. Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
Статья 130. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.
Статья 131. Отделы, управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.
VII. Государственный план экономического и
социального развития Удмуртской Республики.
Государственный бюджет Удмуртской Республики
Статья 132. Государственный план экономического и социального развития Удмуртской Республики является составной частью государственного плана экономического и социального развития РСФСР.
Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Удмуртской Республики имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития РСФСР.
Статья 133. Государственный план экономического и социального развития Удмуртской Республики разрабатывается Советом Министров Удмуртской Республики, исходя из государственного плана экономического и социального развития РСФСР, на основе проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Удмуртской Республики, местных Советов народных депутатов.
В государственный план экономического и социального развития Удмуртской Республики включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, находящихся на территории Удмуртской Республики.
Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.
Статья 134. Совет Министров Удмуртской Республики вносит государственный план экономического и социального развития Удмуртской Республики на рассмотрение Верховного Совета Удмуртской Республики.
Верховный Совет Удмуртской Республики по докладу Совета Министров Удмуртской Республики и заключениям планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Удмуртской Республики обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Удмуртской Республики.
Статья 135. Государственный бюджет Удмуртской Республики является составной частью единого государственного бюджета РСФСР и объединяет республиканский бюджет Удмуртской Республики и местные бюджеты.
Статья 136. Государственный бюджет Удмуртской Республики разрабатывается Советом Министров Удмуртской Республики на основе государственных планов экономического и социального развития РСФСР и Удмуртской Республики, государственного бюджета РСФСР и утверждается Верховным Советом Удмуртской Республики по докладу Совета Министров Удмуртской Республики и заключениям планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Удмуртской Республики.
Статья 137. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Удмуртской Республики и об исполнении государственного бюджета Удмуртской Республики рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Удмуртской Республики. Общие показатели выполнения планов и исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
VIII. Правосудие и прокурорский надзор
Глава 15. Судебная система Удмуртской Республики
Статья 138. Правосудие в Удмуртской Республике осуществляется только судом.
Судебную систему Удмуртской Республики составляют Конституционный суд Удмуртской Республики, Верховный суд Удмуртской Республики, Высший арбитражный суд Удмуртской Республики, районные (городские) народные суды.
Организация и порядок деятельности судов Удмуртской Республики определяется Конституцией и законами Российской Федерации и настоящей Конституцией.
Статья 139. Все суды в Удмуртской Республике образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Судьи Высшего арбитражного суда Удмуртской Республики избираются Верховным Советом Удмуртской Республики. Срок полномочий судей Высшего арбитражного суда Удмуртской Республики не ограничен.
Судьи Верховного суда Удмуртской Республики, народные судьи районных (городских) народных судов избираются Верховным Советом Удмуртской Республики.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели Верховного суда Удмуртской Республики - Верховным Советом Удмуртской Республики.
Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Статья 140. Верховный суд Удмуртской Республики является высшим судебным органом Удмуртской Республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов Удмуртской Республики.
Верховный суд Удмуртской Республики состоит из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.
Высший арбитражный суд Удмуртской Республики является высшим экономическим судебным органом Удмуртской Республики.
Высший арбитражный суд Удмуртской Республики состоит из председателя, его заместителей и членов Высшего арбитражного суда Удмуртской Республики.
Статья 141. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 142. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР.
Статья 143. Правосудие в Удмуртской Республике осуществляется на началах равенства сторон перед законом и судом.
Статья 144. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 145. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 146. Судопроизводство в Удмуртской Республике ведется на удмуртском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 147. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 148. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 149. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей и общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 150. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Глава 16. Прокуратура
Статья 151. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Удмуртской Республики осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР, Прокурором Удмуртской Республики и нижестоящими прокурорами.
Статья 152. Прокурор Удмуртской Республики назначается Генеральным прокурором СССР.
Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.
Статья 153. Срок полномочий Прокурора Удмуртской Республики и вех нижестоящих прокуроров - пять лет.
Статья 154. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
IХ. Герб, флаг, гимн и столица Удмуртской Республики
Статья 155. Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак белого цвета. Щит обрамлен лентой из полос черного, белого и красного цветов, которая в верхней части разомкнута, а в нижней образует складку, на которой в две строки расположены надписи: "Удмурт Республика" и "Удмуртская Республика".
Статья 156. Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного (от флагштока) цветов. В центре белой полосы изображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос черного и красного цветов.
Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.
Статья 156-1. Государственным гимном Удмуртской Республики является музыка композитора Г.А. Корепанова к песне "Родная Кама-река" в авторской обработке композитора А.Г. Корепанова.
Статья 157. Столицей Удмуртской Республики является город Ижевск.
Х. Действие конституции Удмуртской Республики
и порядок ее изменения
Статья 158. Все законы и иные акты государственных органов Удмуртской Республики издаются на основе и в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики.
Статья 159. Изменение Конституции Удмуртской Республики производится решением Верховного Совета Удмуртской Республики, принятым большинством не менее двух третей от числа избранных народных депутатов Верховного Совета Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституция (Основной Закон) УР от 31 мая 1978 г.
Текст документа официально опубликован не был
Настоящая Конституция утратила силу ввиду принятия Конституции УР от 7 декабря 1994 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон УР от 4 ноября 1993 г. N 549-ХII
Закон УР от 4 февраля 1992 г. N 274-ХII